Вторая проблема России издавна волновала первых лиц государства. А дорога Санкт-Петербург - Москва, с момента основания города на Неве, естественным образом являлась главной дорогой страны. Изначальный путь от Санкт-Петербурга до Москвы был „очень извилист и требовал дальних объездов" (по свидетельству английского посланника). Первая попытка построить новую, совершенно прямую дорогу была предпринята ещё при Петре Первом. Но, если при жизни Петра проект двигался активно, то, после его смерти, темпы строительства дороги значительно упали. Серьёзно за дело взялась Екатерина II. Из-за чрезмерных сложностей в строительстве новой дороги и огромных финансовых затрат, Екатерина приняла решение не достраивать новую дорогу, а привести в порядок старую. Был разработан и в 1786 году утверждён проект "Об устроении дорог между столицами". В рамках планируемых работ были разработаны проекты типовых «образцовых» каменных мостов в один, два и три пролёта для переброски через маленькие речки и ручьи, на больших реках предполагалось наводить плашкоутные мосты. Такого прогрессивного метода строительства в XVIII веке не знала ни одна страна. Увы, дефицит бюджета не позволил полностью претворить в жизнь этот проект при жизни Екатерины Второй. Было построено всего 7 или 8 каменных мостов, проложено 40 подземных водосточных труб, около 130 верст дороги было вымощено камнем. Оставалось построить, согласно проекту, еще 25 больших каменных мостов, проложить 160 труб, более 300 верст дороги вымостить камнем и затем «защебенить». Процесс реконструкции дороги растянулся на десятилетия. Но практика использования типовых проектов каменных мостов прижилась и активно использовалась всё это время. Небольшое количество каменных мостов тех времён дожило до наших дней. Одному из них и посвящён этот тайник. Это единственный, сохранившийся до наших дней, трёхпролётный каменный мост построенный по типовому проекту. Сам мост построен примерно в 1897 году. С архитектурной точки зрения это классический пример моста Ж.-Р. Перроне с использованием эллипсоидных сводов. Несмотря на то, что формально этот мост всё ещё находится на балансе автомагистрали M10 «Россия», немногие видели его и знают о его существовании. Одна из причин - Новгородская объездная дорога, которая с момента ввода в эксплуатацию (1981 год) фактически исключила этот участок дороги из активного движения. Вторая причина - новый железобетонный мост построенный рядом. Именно по нему сейчас и осуществляется движение транспортных средств. Новый мост гораздо выше старого и проезжая по нему на автомобиле, о существовании рядом каменного мостика даже не догадываешься. Нынешнее состояние сооружения, увы, оставляет желать лучшего. Виной тому как ошибки при его строительстве (не сделаны водоотводы, предусмотренные проектом), так и непродуманное возведение рядом железобетонного моста: конуса нового моста фактически закрыли два крайних пролета, в результате чего резко изменилось влияние водного потока на конструкцию. Из-за увеличенных скоростей паводковой воды, которая теперь проходит только в среднем пролете, начали разрушаться стенки промежуточных опор. Дефекты в швах кладки, имевшие медленное развитие в течение многих десятилетий, привели за эти годы к ситуации, которая может привести к обрушению моста. В 1995 году данный мост указом Президента РФ причислен к объектам культурного и исторического наследия.
Интересен один нюанс, который выяснился нами в процессе сбора информации. Он связан с названием речки, через которую перекинут мост. Указатель на дороге сообщает, что это речка Виточка. Под таким именем мост и фигурирует во всех источниках: мост через речку Виточка. Однако, картографические сервисы единогласно покажут вам, что мост перекинут через речку Пестова. Это и понятно, они же берут данные из государственного водного реестра. А государственный водный реестр речки Виточка не знает. А знает только ручей Виточка, который является притоком реки Пестова и впадает в неё выше по течению. Вот такой удивительный факт.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: