Описание окружающей местности

Этот тайник - четвёртый пошаговый тайник из серии "Великий Новгород. Всемирное наследие ЮНЕСКО".

Шаг 1. Начнём мы наш маршут с церкви Федора Стратилата на Щиркове улице. 

Это одна из новгородских церквей, в названии которой встречается слово "Стратилат". Есть еще церковь Федора Стратилата на Ручью и Андрея Стратилата, которая находится в Кремле.
Стратилат - слово греческое. В Византийской империи так называли высокопоставленного военного чиновника, занимающего должность одного из главнокомандующих, иногда совмещая управление некоторой частью империи.
Святой Федор (Феодор) Стратилат это христианский святой, почитаемый в лике великомученика. Он почитается как покровитель православного воинства.
Согласно новгородской первой летописи каменная церковь Федора Тирона была заложена в 1115 г. Следует обратить внимание: не Феодора Стратилата, а Феодора Тирона. Именно этому святому великомученику изначально был посвящен храм. Впервые храм был назван "Федор Стратилат" в "Семисоборной росписи Новгорода Великого", которая представляет собой перечень посвящений всех новгородских церквей. Составление росписи датируется 15 веком. Почему храм был переосвящен именем другого великомученика не известно.
Церковь Фёдора Стратилата - единственная сохранившаяся церковь древнего Неревского конца Великого Новгорода.
В период шведской оккупации храм сильно пострадал. По Описи 1617 года, церковь "от немецких людей разорена, кровля ободрана и паперти обозжены, и стены поразбиты.. А колокола два взяли немцы". После шведов церковь Федора Стратилата долго не восстанавливалась и долго стояла в запустении. Лишь через 65 лет полуразрушенные стены были достроены, на них возведены своды и пять куполов, богослужения в церкви были возобновлены. В 1804 году с запада была выстроена квадратная в плане четырёхярусная колокольня с восьмигранным куполом.
Церковь долго была действующей. Она была закрыта только в 1930 году.
Примечательной особенностью внешнего вида церкви являются пояски изразцовых плиток по окружностям всех пяти барабанов.
В настоящее время церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице является действующим приходом Новгородской епархии.

Шаг 2. Церковь Троицы Свято-Духового монастыря.
N58°31.939' E031°16.320'
Основан монастырь был ещё в домонгольский период. В летописи впервые упоминается в 1162 году как уже существующий. В своё время он считался одним из крупных новгородских монастырей. Духов монастырь пользовался рядом привилегий и льгот, получал богатые вклады и пожертвования. Монастырь содержал свыше семисот крестьян, к нему были приписаны 6 слабых монастырей.
При подходе войск Дмитрия Донского в 1386 году Духов монастырь сожгли, как и многие другие новгородские монастыри.
До середины XIV века все строения монастыря были деревянными. В 1357 году был заложен каменный храм Святого Духа. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже — трапезная и келарская. Троицкая церковь отражает новые для того времени московские архитектурные веяния и отличается стройными пропорциями. Стены церкви сложены из известняковой плиты и с обеих сторон облицованы кирпичом. Купола и апсиды покрыты городчатым лемехом.
В 16 веке Духов монастырь вошел в число четырех «больших» (то есть самых богатых и влиятельных) новгородских обителей. Особое покровительство ему оказывали царь Федор Иоаннович и Борис Годунов.
Во время шведской оккупации церковь серьёзно пострадала. В 18 веке Духов монастырь постепенно пришёл в упадок и был причислен к III классу. Мужской монастырь упразднили, монахов перевели на Валаам. Духов монастырь был преобразован в женский, с переводом в него монахинь двух новгородских монастырей.
В 19 веке, благодаря вкладам царствующих особ, Духов монастырь снова окреп и в 1834 году причислен к I классу.
В начале 20 века в монастыре насчитывались четыре церкви, колокольня, часовня, две трапезных, два двухэтажных корпуса (настоятельский и сестринский), четыре одноэтажных каменных корпуса, каменные прачечная и ограда с башнями, полукаменный странноприимный корпус, несколько деревянных корпусов.
В настоящее время от монастырского комплекса сохранились Собор Сошествия Святого Духа с настоятельским корпусом, трапезная с церковью Троицы и руины северного сестринского корпуса.
Монастырь был закрыт в 1920-е годы.
Последняя реставрация проходила в монастыре в 1963 году.

Шаг 3. Церковь Петра и Павла в Кожевниках.
N58°31.982' E031°16.736'
Церковь была построена в 1406 г. на средства жителей этого района, называвшегося Кожевниками. Дело в том, что здесь селилось много кожевников. С 16-го века это название передалось и церкви, которую до сих пор называют Петра и Павла в Кожевниках. До этого, с 1227 на этом месте стояла деревянная церковь Св. Петра и Павла, сгоревшая во время сильного общегородского пожара в 1384 году. Каменная церковь сохранилась до наших дней без особенных изменений. Единственное, что в конце 15-го в., когда город был присоединен к Московскому княжеству, по московской традиции храмовый интерьер был сделан двухъярусным, поделенным на саму церковь и высокое подцерковье. При этом, каменная лестница на второй ярус была сделана не в стене, а отдельно стоящей, что являлось весьма нетипичным для Новгородской земли.
В ходе послевоенной реставрации внешнее убранство церкви было воссоздано в первоначальном виде. Поэтому церковь Петра и Павла в Кожевниках не белена и открывает взору голую известняковую кладку. В своё время такими были почти все новгородские храмы, а их побелка производилась в московский и имперский периоды Российской истории. Воссоздали и деревянное покрытие кроны и купола, сделанное по средневековой новгородской традиции из тщательно подогнанных осиновых плашек, дранок. Зачастую они смыкались друг с другом так крепко, что не требовалось даже гвоздей.
В настоящее время в здании церкви расположен музей, а все иконы из церкви Петра и Павла хранятся в Новгородском Историческом музее в кремле.

Шаг 4. Церковь Николы Белого.

N58°32.099' E031°16.675'

В 1312 г. архиепископом Давидом закладывается каменная церковь Николая Чудотворца или, по-другому, Николы Белого. Через год строительство храма было завершено, и он был освящен. Тогда же архиепископ устроил монастырь. Неоднократно обитель переживала разорения и пожары, но всё же в 14-15 веках монастырь входил в число самых богатых и влиятельных новгородских монастырей. После присоединения Новгорода к Москве его земельные владения были конфискованы. Во времена шведского нашествия монастырь был разорен и сожжен, оба его храма - Никольский и храм Илии - разрушены. В 1623 по велению царя Михаила Федоровича здесь стала вновь собираться братия, возобновилась монастырская жизнь. В 1685 здесь была учреждена общественная больница, в 1750г. - школа для обучения детей чтению, письму и церковному пению. Во второй половине 18 века монастырь был упразднен и приписан к Зверину Покровскому, церковь Илии разобрали, а Никольская церковь стала приходской.
В настоящее время от архитектурного ансамбля Николо–Бельского монастыря сохранилась одна каменная церковь Николы Белого.
Автор и строители её не известны. Строительный материал – камень-ракушечник, кирпич.
Церковь отличается пирамидальностью всего объема, то есть каждая стена по мере кверху отклоняется внутрь храма до 40 см. Столь большого наклона стен к оси композиции нет ни в одном храме Новгорода. В настоящее время объемная композиция ассиметрична за счет более поздних строительных наслоений.
Интерьер, в древности, имел фресковую живопись (сохранился лишь небольшой фрагмент). В настоящее время в куполе сохранилась живопись XVII века "Пантократор". Внутреннее убранство храма не сохранилось.
В годы Великой Отечественной войны церковь получила повреждения. После восстановления ее приспособили под склад. Полностью церковь восстановлена в 2009 году.

Шаг 5. Зверин-Покровский монастырь.

N58°32.155' E031°16.530'

Монастырь был построен на земле, рядом с которой произрастал Зверинец — заповедный лес, в котором охотились новгородские князья. Зверинец впервые упоминается в Новгородской летописи под 1069 годом в связи с победой новгородцев над полоцким князем Всеславом.
Точная дата возникновения женского монастыря неизвестна. Первое упоминание о деревянной церкви Покрова в Зверином монастыре относится к 1148 году. В этот год она была «зажжена от грома», то есть сгорела от удара молнии.
В период Петровских реформ, в 1721 году, Зверин монастырь был упразднён, однако через шесть лет опять восстановлен. В конце 18 столетия к Зверину монастырю был присоединён стоявший рядом древний Николо-Бельский монастырь. Оба были обнесены одной оградой.
К концу 19 века монастырь принадлежал к числу штатных необщежительных монастырей второго класса. Расцвет его приходится именно на это время, о чём говорит появление в 1899 году нового большого собора. Монастырь занимал 18 десятин земли. В его приход входило 100 дворов с населением: 383 мужчины и 359 женщин.
В 1919 году Зверин монастырь был обращён в приходскую церковь, хотя сёстры продолжали в нём жить. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена.
Зверин-Покровский монастырь был известен двумя древними храмами и явленной чудотворной иконой святого Симеона Богоприимца, держащего на руках Предвечного младенца — Христа, прославившейся избавлением жителей Новгородских и Псковских пределов от страшного морового поветрия в 1467 году.
Главная монастырская церковь — Покрова Богородицы, известна с 12 века. Изначально храм был деревянным, а в 1335 году архиепископом Василием на его месте был заложен каменный. В 1851 году рядом с церковью был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол.
В 1467 году на месте, где стоит сейчас каменная церковь Симеона Богоприимца, жителями Новгорода была построена так называемая «обыденная» деревянная церковь. Причина постройки — мор, свирепствовавший в это время на Новгородской и Псковской земле. Церковь была срублена за один день. Через год на этом же месте возвели каменную. Внутренние стены, своды и потолки церкви покрыты сочной по колориту фресковой живописью 15 века. Это погрудные изображения святых (церковный календарь). Церковь св. Симеона принадлежит к числу миниатюрных построек середины 15 века. Особенностью храма является его двухэтажность. Первый этаж, подцерковье, использовался как служебное помещение. Собственно храм располагался на втором этаже, отличаясь особой камерностью пространства.
В 1899 году закладывается новый большой Покровский собор — на месте разобранного по ветхости храма, который был воздвигнут здесь в начале XIX века. Освящение собора состоялось в сентябре 1901 года, накануне праздника Покрова Богородицы. Новый собор получил название по имени стоящей рядом древней церкви, а та, в свою очередь, была переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1990 году Покровский собор бывшего Зверина монастыря был возвращён Православной Церкви. Остальные постройки, когда-то занятые войсковыми частями, после войны стали местом расположения городского и областного военных комиссариатов.
20 марта 1995 года в собор были перенесены мощи преподобного Саввы Вишерского, обнаруженные в 1992 году при раскопках фундаментов собора Савво-Вишерского монастыря.

Источники:
Wikipedia.org
Sobory.ru
http://vnnews.ru/

Авторы фотографий:

Vadim Zhivotovsky, Павел Третьяков

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться