Моё увлечение геокешингом очень удачно сочетается с другим, не менее полезным и увлекательным пристрастием с уже более чем шестилетней историей – пешими походами выходного дня. И в этот раз, увидев в ноябрьском плане походов маршрут: платформа Казанская – деревня Власово – Троица-Чижи – Фрязево, я, как это часто со мной бывает, на сей раз ни минуты не терзалась сложным выбором наиболее интересного и привлекательного для меня маршрута из 6–10 указанных в плане. Троица-Чижи – вот что стало решающим. Где-то в глубинах моей памяти отложилось это красивое и запоминающееся название. Цепкая, но порою такая капризная и избирательная память немедленно вытолкнула на поверхность из своих бездонных глубин некие смутные образы и картинки, видимо, когда-то захватившие моё внимание на просторах всемирной паутины. И меня вновь охватило уже почти позабытое желание побывать в тех местах.
Перед внутренним взором быстро промелькнул полупризрачный видеоряд – большая поляна, со всех сторон окружённая лесом, краснокирпичные развалины старой церкви и колокольни, заросшие густой травой и кустами, рукописные надписи на стенах – автографы тех, кто уверен, что именно так он может войти в историю… А вот уже строится деревянная церковь… А вот издалека, с самого края поляны уже можно увидеть новенькую колокольню в лучах заходящего солнца, которая притягивает и манит взор своими теплыми охряно-золотистыми боками. А ещё мне почему-то кажется, что здесь должен быть тайник. Проверяю по нашей карте – никакого тайника здесь не значится. Но память продолжает настаивать, что нечто, связанное с геокешингом, здесь было. Искать ответ на этот вопрос у меня уже нет времени – совсем поздний вечер, даже скорее ночь, надо идти спать, чтобы не опоздать завтра на раннюю электричку. Успеваю только собрать небольшой контейнер с ништяками и распечатать блокнот будущего тайника. Уже потом на следующий день, вернувшись домой, я хорошенько полазила по Интернету и узнала, что да, в Троица-Чижах был тайник от CJ, который он заложил в 2002 году, а потом, когда там началась стройка, встал вопрос, что дальше делать с тайником, потому что, по мнению автора, «те ценности, которыми “дышал” этот тайник, стали исчезать», а само место, которое «привлекало своей уединенностью», стало терять «свой шарм». Обсуждение дальнейшей судьбы этого тайника на нашем геокешерском форуме началось уже в августе 2008 года. Мне очень импонирует мнение, высказанное тогда ZAS и Stereometria, потому что оно полностью созвучно моему, сегодняшнему. Кому интересно, можно почитать вот здесь: http://www.geocaching.su/phorum/read.php?1,96017,96017#msg-96017. А несколько лет спустя, как я догадываюсь, тайник был сначала убран в архив, а потом и вовсе снесён, видимо, по принципиальным соображениям.
А назавтра был поход. С погодой нам повезло – лёгкий морозец, чистое, прозрачное голубое небо, яркое, такое приятное поздней осенью солнышко, ажурный, причудливо переплетённый, бахромчатый белый иней на пожухлой траве, кустах и деревьях. От платформы Казанской через деревню Власово до Троица-Чижей идем практически все время почти по прямой на юг, только после Власово слегка меняем направление и движемся на юго-восток. Сначала идем краем села Казанское выходим к стройной и красивой церкви Казанской иконы Божией Матери (1863 г.), потом по грунтовке вдоль поля, напротив которого большое старое кладбище, по просеке через лес выходим к старинному поселению Власово (считается, что название произошло от имени языческого бога Велеса, Волоса), проходим его, пересекаем новую широкую трассу газопровода, вновь заходим в лес и идем по хорошо утоптанной тропке, и вот уже впереди, в просвете деревьев, жарко горит, сияет на солнце купол церкви в Троица-Чижах – только что и осталось, как по заиндевевшим скользким мосткам через речку Дрезна перейти. В общей сложности такой пеший маршрут составляет около 10 км. Это я для тех игроков так подробно пишу, кто захочет его повторить. На большом привале около костра я посидела совсем немного, не терпелось поближе познакомиться с Троица-Чижами и своими глазами увидеть те большие перемены, которые произошли с этим местом за последние шесть лет.
А теперь собственно о местности
Это интересное и притягательное, с очень древней историей местечко, а точнее урочище Троица-Чижи расположено примерно в 15 км к югу от районного города Павловский Посад, который до получения городского статуса в 1845 г., назывался Вохной, а волость Вохонской. На протяжении столетий урочище, а потом возникший при Троицкой церкви погост называли Троицким, Троица-Чижи, Троице-Чижским, просто Чижами. Мне захотелось узнать, почему урочище получило такое название. У краеведов имеется несколько версий. Первая часть названия ни у кого не вызывает споров и разногласий. Она происходит от названия Свято-Троицкой церкви, построенной здесь. Вторая часть «Чижи» по одной из версий образована от многозначного русского слова «чиж». Одно из его значений – это растение палочник или рогоз, который часто по ошибке мы привыкли называть камышом. Заросли рогоза с древности в изобилии встречались на сильно заболоченных берегах протекающей поблизости речки Дрезны, особенно между деревнями Кузяево и Часовня. А еще чижиком или чижовником в народе называют сорную траву щетинник, или сетария, или мышей. Вполне возможно, что она облюбовала эти места и образовала здесь целые заросли. Согласно второй версии «Чижи» – это слегка измененное финно-угорское (мерянское) слово «кижи», которое означает «игрище», «гулянье». Я уверена, что все тут же вспомнили и провели аналогию с всемирно известными Кижами в Карелии. Да, да, вы не ошиблись, потому что считается, что название острова и расположенного на нем древнего погоста (ныне историко-архитектурный музей) происходит от карельского слова «kiži», что также означает «игрище» или восходит к слову из вепсского языка, принадлежащего к той же прибалтийско-финской языковой группе, «kiši» – «игрище, место для игр, праздников». А со временем произношение трансформировалось в более привычное русскому языку и слуху «чижи». Археологические раскопки в этих краях доказали, что в древности на границе нынешних Московской и Владимирской областей, в Мещёрской низменности, помимо вятичей и кривичей, действительно жили еще и представители финно-угорских племён (меря, мурома, чудь и др.). «Игрищами» наши предки-славяне называли ритуальные действия древних язычников – представителей этих финно-угорских племен. Такие места часто относят к Местам Силы, обладающим особой энергетикой. Недаром объединение «Космопоиск» провело несколько историко-поисковых экспедиций в районе Троица-Чижей, а весной 2007 года здесь даже состоялся 11-й ежегодный общий съезд любителей всего таинственного и аномального. Древние угро-финны особо почитали камни, видя в них опору, основание мира, символ мировой горы, вместилище душ предков. Кстати, и сейчас на территории восстанавливаемой церкви в Троица-Чижах очень много огромных валунов. Потом здесь было славянское капище, капами называли изображения, идолов языческих богов. После распространения на Руси христианства на месте языческого капища еще в XIV веке, по другим данным, в XV веке был выстроен первый православный деревянный храм. По одной версии, согласно преданию, именно здесь, на этой поляне произошло чудо – местным жителям явилась Святая Троица, после чего и была выстроена Троицкая церковь. По другой версии православные христиане построили в Чижах деревянный храм, следуя традиции сооружать храмы в священных местах язычников, чтобы нейтрализовать, подавить языческий дух, еще более утвердить православие. Поэтому на Руси можно встретить так много церквей, погостов, церковных поселений в глухих местах, удаленных на довольно большие расстояния от деревень и городов – среди густых лесов, на полянах среди болот, на островах. Троица-Чижи – одно из таких мест.
Самое первое документальное упоминание о Троицкой церкви относится к первой трети XVII века. В 1727 году эти земли были пожалованы полковнику Петру Васильевичу Чичерину. Именно при нем в 1739 годуна месте деревянной была построена каменная церковь, а в 1789 годук церковной трапезной пристроили двухъярусную колокольню. Строительство велось на средства и силами самих прихожан из окрестных деревень – Часовни, Малыгина, Власова, Семёнова, Бразунова, Аверкиева. В 1873 году по старой Троицкой дороге через погост Чижи в Павловский Посад везли святыню бронницкой земли – икону Божией Матери Иерусалимской. Местные жители из окрестных деревень приходили в Чижи, чтобы поклониться чудотворной иконе. А везли ее в Павловский Посад, где тогда свирепствовала холера, чтобы совершить молебен об избавлении от страшной болезни. К концу XIX века приходское население окрестных деревень заметно выросло, и поэтому возникла потребность расширить однопрестольную Троицкую церковь, пристроив к ней придел. В 1889 году по проекту талантливого архитектора П.Е. Егорова с северной стороны церкви был выстроен придел, освященный в честь Сергия Радонежского. В ходе строительства были также значительно переделаны северные фасады трапезной и четверика. В начале XX века церковь начинает испытывать материальные затруднения и, чтобы справиться с ними, распродаёт часть своих лесных угодий. Одной из причин этого положения стало уменьшение прихода, поскольку в Аверкиеве была открыта церковь, к ней приписали и соседнее Бразуново. С того времени приход храма в Чижах не менялся, и сегодня, как и тогда, он включает 4 деревни – Часовня, Власово, Малыгино и Семёново.
По материалам Всесоюзной переписи 1926 года в поселении Троица-Чижи Малыгинского сельского совета значилось 3 хозяйства (не крестьянских, а «прочих») с населением в 14 человек (9 мужского пола, 5 – женского). В 1934 году в Троицкий храм погоста Чижи был назначен священник Николай Александрович Архангельский. Настоятелем Троицкой церкви он пробыл недолго – 6 октября 1937 года его, как и тысячи других священнослужителей по всей стране, арестовали по подозрению в антисоветской агитации и поместили в тюрьму города Ногинска. 3 ноября тройкой при УНКВД по Московской области ему вынесли приговор по статье 58-10 УК РСФСР, обвинив в «ведении антисоветской агитации и пропаганды» с высшей мерой наказания. 5 ноября отец Николай был расстрелян на Бутовском полигоне и похоронен в общей могиле. 16 января 1989 года он был реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
С момента ареста и расстрела настоятеля отца Николая для Троицкой церкви наступил период упадка, разрушения и забвения. Храм был закрыт, всё церковное убранство и утварь, которые чудом удалось спасти, разошлись по окрестным церквям и деревням. Иконостас был вывезен в Глинскую пустынь, откуда потом перевезен в Даниловский монастырь Москвы, где и находится по сей день. Подаренный когда-то крестьянами Часовни подсвечник сегодня можно увидеть в Казанской церкви села Казанское. Что касается колоколов, то известно только, что один из них перевезли сначала в деревню Малыгино, откуда он попал в Покровско-Васильевский монастырь Павловского Посада.
После войны Троицкую церковь (алтарь, четверик, придел) частично разобрали – столь нужный кирпич использовался для хозяйственных нужд. Колокольня осталась почти нетронутой, только со временем сильно обветшала крыша, и надломился венчавший её высокий острый шпиль. Но время шло и не щадило ни остатки храма, ни колокольню. Сооружения не могли устоять под натиском годов, дождя, снега, ветра и, конечно же, самих людей. Несмотря на удаленность от жилых мест и отсутствие дорог, сюда приезжали скалолазы, любители приключений, джиперы, а с появлением квадроциклов и их «любознательные» владельцы. Они оставляли в ранее тихом и живописном лесу глубокие колеи, наполненные грязной жижей, распугивали зверей и птиц, а некоторые оставляли на стенах бедных руин надписи типа «Здесь был Вася». Не остались в стороне и чёрные копатели. В Интернете мне удалось найти сообщения о варварски разрытых ими могилах на старом заброшенном погосте.
Но всё кардинально изменилось в 2007 году, когда в сентябре настоятелем Троицкой церкви в Чижах был назначен иерей Дионисий (Тонков), бывший до этого клириком церкви Святого великомученика Никиты в деревне Бывалино. Уже на второй день после его назначения было проведено приходское собрание храма Троица-Чижи, на котором избрали приходской совет и новому настоятелю – отцу Дионисию передали печать храма и все необходимые документы. Молодой и энергичный батюшка немедленно взялся за дело. Той же осенью до наступления зимних холодов он привлек местных жителей, неравнодушную молодежь из различных сообществ, например, из клуба «Картоведъ и Кладоискатель» (благо сейчас есть Интернет!) и организовал несколько субботников по уборке территории и её подготовке к проведению дальнейших работ. Изначально все службы велись под сводом колокольни старого храма. Так началось ВОЗРОЖДЕНИЕ Троица-Чижей. В феврале 2008 года в Троица-Чижи перевозят в разобранном состоянии деревянный сруб церкви из деревни Бывалино, которую впоследствии нарекут в честь преподобного Сергия Радонежского. В начале мая началась сборка церкви. 19 июня в день Пресвятой Троицы Свято-Троицкая церковь отмечала свое 380-летие. Только представьте себе – почти четыре века! 30 августа на собранный по брёвнышку деревянный храм установили купол, а уже 8 октября, в день памяти Сергия Радонежского, состоялось освящение храма. В ноябре начались работы по восстановлению каменной Троицкой церкви. 5 мая 2009 года на месте, где когда-то давным-давно стояла первая деревянная Троицкая церковь, заложили Свято-Троицкую часовню. 30 августа часовню освятили. Это не просто часовня, а памятный знак. Тогда же весной начали делать дорогу от деревни Часовня до Чижей. Старая заросшая дорога местами была так сильно заболочена, что даже мощный ЗиЛ-157, возивший прихожан на службы, с трудом мог по ней проехать – в некоторых местах вода доходила почти до кузова. В 2010 году была восстановлена старая колокольня, колокола для которой отлили на предприятии «Благовест» в Екатеринбурге. В мае следующего года освятили и установили самый большой главный колокол. В этом же году на месте святого источника, где по преданию произошло явление иконы Пресвятой Троицы, воздвигли большой резной деревянный крест, который искусно изготовил мастер Виталий Михайлович Розанцев. Сейчас на территории также есть колодец со святой водой, временная купальня, куда приезжают местные жители на Крещение, водосвятная часовня, дом, где размещается трапезная и тёплая мастерская. Заканчивается отделка въездных Святых врат, строится бревенчатая ограда. Словом, возрождение идёт полным ходом!Некоторые опасались, что храм будет пустовать из-за его удалённости от жилых мест. Эти опасения оказались напрасными. Я побывала в Троица-Чижах дважды – в субботний и воскресный дни, когда в храме проводится служба, и скажу вам, что храм не пустует – прихожане едут сюда на машинах, а некоторые идут пешком. Удалось поговорить с очень приятным и увлеченным делом восстановления послушником Геннадием и самим отцом Дионисием, который оказался очень добрым и светлым человеком с тёплыми лучистыми глазами. Меня гостеприимно пригласили на чай и звали приезжать еще. Решила помочь возрождению этого святого места, чем могу. Сейчас всех неравнодушных приглашают поучаствовать в богоугодном деле – сделать пожертвование на именной кирпич для дальнейшего строительства каменного храма, и даже свидетельство выдают. Это, как в старину, когда храмы строили всем миром и вносили свой посильный вклад «на кирпичик». Теперь и мои четыре именных кирпичика будут рядком, плотно друг к дружке лежать в кладке этого поистине всенародно возрождаемого храма.
Возрождение святого места, новая жизнь древнего, некогда забытого, разрушенного и осквернённого современными варварами храма, согласитесь, всё же намного лучше, чем медленное разрушение, неотвратимая гибель и со временем полное забвение. А место там наполнено чудесной светлой и мощной энергетикой. Место – поистине необыкновенное, завораживающее, притягивающее, не отпускающее, зовущее вернуться еще и еще раз. Я почувствовала это на себе, когда, оставшись одна и совершенно забыв про время, не думая о быстро надвигающихся поздним ноябрём сумерках, я всё бродила и бродила по урочищу и никак не могла покинуть это удивительное место. А выйдя, наконец, за ворота, когда солнце уже запуталось в темных лапах елового леса за новой деревянной церковью, я еще долго неподвижно стояла и никак не могла оторвать взгляд от точёных очертаний церкви, колокольни, часовни и Святых врат на фоне закатного неба. И всё вслушивалась, нет, даже не вслушивалась, а всем своим существом впитывала эту потрясающую тишину, лишь изредка нарушаемую стуком дятла и лёгким шорохом крыльев красногрудых снегирей, перепархивающих с ветки ни ветку. Благодать, да и только!
Использованы личные впечатления и материалы:
Веб-сайт церкви Троицы Живоначальной в Троица-Чижах. URL: http://www.troitsachizhi.ru. Форум веб-сайта «Картоведъ», ветка «Урочище Троица-Чижи (Павлово-Посадский район МО)». URL: http://kartoved.ru/forum/index.php?board=138.0. Веб-сайт храма Святого Великомученика Никиты в д. Бывалино. URL: http://nikita-byvalino.ru/news?nid=2/ URL: http://piter.kosmopoisk.org/exp2007.htm.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: