Не туман истаял спозаранку – пала покрывала пелена. Перед намиПушкин и Крестьянка, Ну, а кто ж по имени она? Слушайте, ответьте, псковитяне, Чей же здесь изваян лик и взгляд! Может это пушкинская няня, О которой помнят стар и млад? Но еще весомее по силе За ответом мыслится ответ: Это просто Пушкин и Россия. Это просто вечность и поэт. Это дань любви такого рода, Что пред нею меркнут все слова. Это путь таланта и народа. Это образ кровного родства… Смотрим – горожане и сельчане – на черты Крестьянки и Певца. И сама торжественность Молчанья возвышает души и сердца.
Смирнов С. В. (стихотворение было прочитано С. В. Смирновым на открытии памятника в Пскове в 1983 году).
Этот памятник Александру Сергеевичу Пушкину был открыт 3 июня 1983 года в Летнем саду имени А. С. Пушкина в рамках XVII Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии. Авторы памятника: скульптор О. Комов, архитекторы М. Константинов и П. Бутенко. Отлит из бронзы на Мытищинском заводе художественного литья. Высота скульптурной композиции составила 3 м 15 см, постамента – 1 м 60 см.
Официальное название памятника - «Пушкин и крестьянка», но среди псковичей он известен больше как «Пушкин и няня». Несмотря на то, что имя Пушкина тесно связано с Псковским краем, как это ни странно, до этого в городе не было памятника Пушкину. Даже более чем странно: считается, что на Псковщине поэтом создано около ста произведений, в их числе четвертая глава «Евгения Онегина», «Борис Годунов», "Цыганы". Здесь он подолгу жил, творил, страдал и любил, здесь на Псковщине он обрел последний, вечный свой приют. Зато чуть ли не в каждом провинциальном городке или даже поселке можно найти всевозможные скульптуры и бюсты поэта, хотя с этими самыми городками его, возможно, ничего и не связывало, и он даже мог и не знать об их существовании.
Памятник «Пушкин и крестьянка» стал пятой работой Олега Комова. От предыдущих памятников А. С. Пушкину, установленных в Болдино, Твери, Кишинёве и даже Мадриде, его отличает двухфигурная композиция. Скульптор изобразил в бронзе не только Александра Сергеевича, но и его няню, простую русскую крестьянку, растившую его во младенчестве и скрасившую годы его псковской ссылки. Поэт – стоит, Арина Родионовна – сидит рядом с ним. Впрочем, женскому образу в этой скульптурной группе давались и иные толкования и названия. Вот, например, одно из официально принятых названий памятника: «Пушкин и Русская Крестьянка». Сам автор не возражал и против такого титула: ведь действительно создал он в бронзе облик не «конкретной» няни поэта (ее прижизненных изображений-то почти не было), но именно образ сельской русской женщины.
С некоторыми перерывами работа над памятником заняла у Комова десять лет. Почти за десять лет до сооружения памятника скульптор начал в рисунках и глине поиск образного и композиционного решения. Светлый образ няни проходит через многие произведения поэта. Находясь в Михайловском, Пушкин в 1824 году писал одному из своих корреспондентов: «...она единственная моя подруга, и с нею одной только мне не скучно». Душевная близость поэта и его няни Арины Родионовны становится лейтмотивом памятника. Левой рукой стоящий Пушкин прикасается к стулу, на котором сидит Арина Родионовна. Это прикосновение полно глубокого смысла: оно сродни прикосновению Антея к родной земле, дающей физические и духовные силы герою.Вот она — уставшая за свою трудовую жизнь, не знает, куда деть изработавшиеся тяжелые и нежные руки, а лицо ее — это, думается, главная удача Комова — лучится и спокойствием, и умудренностью, и той женской русской добротой, что была и остается главной чертой всех матерей и бабушек наших, особенно в глубинке…
Это произведение многих поразило сразу же своей необычностью: обе фигуры и контрастируют друг с другом (поэт в образе дворянского щеголя, а няня — в одеяниях простолюдинки), и дополняют друг друга, так как представить себе именно это изваяние Пушкина — на постаменте — в одиночестве — невозможно, статуя поэта выглядела бы несколько неестественно.
Еще при жизни Комова, в одной артистическо-художественной компании произошел шумный и веселый застольный разговор об этом его творении, и один его старый приятель-литератор «поддел» ваятеля: «Олег, ведь если твоя бабушка на постаменте встанет, то окажется на голову выше Пушкина!» Олег Константинович, нисколько не смутясь, тут же отпарировал: «Ну и что! зато все чувствуют, сколь велика скрытая сила народа, его могучий рост, особенно в русской бабе!»
И ведь тоже прав он был по-своему в этом шутливом ответе… Как бы там ни было, этот памятник давно уже «прижился» в Пскове, во многом еще из-за удачно выбранного места. За памятником находится Летний сад, старинный парк, излюбленное место отдыха и гуляний горожан. То есть, произошло поучительное: монумент «вписался» в общекультурную ситуацию, в традицию, а потому и «оброс» весьма быстро местной бытийной атмосферой, включающей в себя и обычаи, и привычки псковичей, их писаные и неписаные порядки. Каждый год в начале лета именно здесь, на гранитной площадке вокруг памятника, происходит открытие Пушкинских торжеств, именитые гости возлагают цветы к постаменту с бронзовым барельефом лиры и гусиного пера...По выходным и праздничным дням у этого памятника звучат звонкие «переборы» баянов и гармоник: сюда приходят чаще всего те, «кому за...» и, как в давние годы у клубного крыльца или «у бревен», пляшут и танцуют — кто во что горазд».
Олег Комов (из интервью на открытии памятника): «Особенно всех интересует, почему я решил изобразить поэта с няней Ариной Родионовной. Ответ на этот вопрос настолько прост, что некоторых, мне кажется, несколько разочаровывает. Коротко идею композиции я определил для себя так: «Художник и народ». Это счастье, что у Пушкина была такая няня – человек удивительной доброты, мудрости, прекрасно чувствовавшая и понимавшая несказанную прелесть русской речи, знавшая множество сказок, народных поверий, пословиц, поговорок. В Михайловском она была поэту «подругой дней его суровых». Лучшего образа для воплощения задуманной идеи не найдешь».
У няни Пушкина был прототип: «В 80-м году на Алтае я рисовал портреты героев труда. Там в совхозе «Краснощеково», я встретил Марию Георгиевну Королеву. Была она уже на пенсии, занималась домашним хозяйством, нянчила многочисленных внуков. Знатный механизатор, комбайнер, Герой социалистического Труда. Пришла она позировать в строгом костюме, при наградах.Я ей говорю: «Мне кажется, что вы похожи на няню Пушкина, Арину Родионовну.Не согласились бы вы попозировать мне? Только надо бы переодеться, шаль накинуть и крестьянский костюм надеть». «А у меня, - говорит, - есть платье, еще от мамы осталось». И уже минут через пятнадцать возвращается – подъезжает на «газике», сама за рулем. Мы с ней много разговаривали. Пока позировала, она мне рассказала, как устроен комбайн. Она сама водила трактор, разбиралась во всех двигателях, читала технические журналы…»Когда у Комова спросили не мешала ли ему в работе экстравагантная современность Марии Георгиевны, он ответил:«Ничуть. Было бы ошибочно думать о прошлом, как о чем-то замкнутом. Создавая образы людей самых отдаленных эпох, мы всегда ищем для них прототипов среди наших современников…В главных человеческих своих свойствах мы гораздо ближе находимся к своим предкам, чем порой сами полагаем. Есть любовь, есть долг, есть общечеловеческие законы.И это согревает нашу жизнь. Мне очень хотелось, чтобы люди, глядя на памятник Пушкину и его няне, почувствовали это, чтобы им стало от этого теплее. Чтобы посмотрев на «Арину Родионовну», каждый вспомнил и узнал в ней свою мать, бабушку…»
Для описания тайника материал взят отсюда, кроме того, использована статья Станислава Александрова «Народный памятник» (Встреча, 1999, № 5-6).
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: