Автор: The "K" Family
Создан: 02.11.2014
Опубликован: 16.11.2014
(отредактирован: 19.05.2016)
Описание окружающей местности
"Невинные странности москвичей были признаком независимости" А. С. Пушкин
Чудаки в Москве жили всегда. Об этом еще Пушкин упоминал. Поэтому и речь в этот раз пойдет об очередном чУдном доме и его не менее чУдных обитателях. Но обо всем по порядку.
Итак, знакомьтесь. Доходный дом Перцевой. Особняк, расположенный на Пречистенской набережной напротив Храма Христа Спасителя.
В начале ХХ века известный инженер и предприниматель, строитель железных дорог, почитатель искусства Петр Николаевич Перцев, решил построить доходный дом для художников с жилыми квартирами и мастерскими. Но не просто дом, а такой, чтобы он сам представлял собой произведение искусства. Перед началом строительства Перцев объявил конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В жюри конкурса были самые именитые архитекторы и художники того времени – В.М.Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель и другие. Первую премию присудили Аполлинарию Васнецову, брату Виктора Васнецова. Но, как это часто бывает, конкурс выиграл один, а здание было построено по проекту другого. Перцев остановил свой выбор на варианте архитектора Малютина, получившего вторую премию.
Дом построили в течение одиннадцати месяцев. Это совсем небольшой срок, учитывая резные лестницы, изразцовые майоликовые печи, витражи, спальни с нишами и курительные комнаты в восточном стиле. Задумка Перцева удалась. "Дом-сказка", оформленный в древнерусском стиле, отвечал на тот момент всем современным требованиям. В декоре здания щедро использованы мотивы русского фольклора. Не поленитесь обойти вокруг сказочного терема. вы найдете и жар-птицу, и медведя, и быка и много других сказочных персонажей. Даже Змеи-Горынычи есть - они притаились под балконам. А за свой причудливый внешний вид москвичи окрестили их "крокодилами в слюнявчиках".
Законченный в 1906 году дом Перцева сразу попал в путеводитель по Москве, как одна из самых оригинальных построек города. Что говорить? Дом быстро заметили ценители прекрасного, а в студиях обосновались художники, как и задумывал Перцев. Необычный дом, как магнитом, притягивал к себе таких же неординарных экставагантных людей.
По воспоминаниям современников, в 1908 г. двое московских приятелей, заядлых театралов, задумали создать импровизационный театр, гибрид кабаре и капустника, развлечение «сугубо для своих». Узнав, что в этом доме можно арендовать часть подвала, друзья приехали на осмотр. Когда спускались по лестнице, им навстречу метнулась большая летучая мышь. «А неплохое название, – сказал один из них, – кабаре «Летучая Мышь». Так, в подвале этого дома разместилось артистическое кабаре "Летучая мышь", где мхатовские знаменитости резвились и куролесили, как дети, и можно было насмеяться до слёз, глядя на них. Звезды театра пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов — в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова — парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, а К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса чёрной и белой магии».
Хватало оригиналов и среди жильцов дома. Например, жил в нем известный оригинал и чудак, некий Поздняков. Он снял 4-х-комнатную квартиру и устроил ее самым необычным образом. Большая комната была превращена в ванную. Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна. Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная — с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом.
1917 год резко изменил привычный уклад. Стало не до чудачеств. Как ни странно, домовладельца выселили не сразу. Наверное, ему удалось наладить отношения с одним из новых влиятельных жильцов, которым оказался Троцкий. Лев Давидович поселился в бывших апартаментах Позднякова, унаследовав его мраморную ванну и зимний сад. Перцеву и его семейству приказали покинуть дом только в 1923 году. После этого власти решили полностью изменить внутренний интерьер. Сняли всю резьбу, стены заштукатурили и покрасили, расписные потолки побелили.
До 1960-х годов дом оставался жилым, позже перешел в ведение МИД. Впрочем, у дома-сказки мог получиться совершенно другой финал. Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года все здания, прилегавшие к храму Христа Спасителя, подлежали сносу для создания площади Дворца Советов. Но "сказочный терем" все-таки уцелел. Видимо, сказка сильнее Генплана.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: