Тепе-Кермен - выдающийся археологический памятник, удивительный, неповторимый, яркий «пещерный город» Крыма. Осмотр города оставляет неизгладимые впечатления. Ни в одном из «пещерных городов» нет такого обилия высеченных помещений, как на Тепе-Кермен. По площади город не большой, так что есть возможность везде залезть и все хорошенько рассмотреть. А посмотреть есть на что - встречаются искусственные пещеры разнообразнейших форм и типов, зачастую довольно просторные и вместительные, состоящие из целого ряда "комнат", соединенных лестницами и галереями.
За селом Машино сворачиваем влево и по наезженной дороге держим путь к подножию горы. Дальше по лесной тропинке поднимаемся к вершине. Последние метры подъёма по крутой и сыпучей тропе - самые трудные. Но когда, запыхавшись, выходишь из зарослей, неожиданно открывается впечатляющая картина, своеобразная награда за настойчивость. Нависающей стеной возвышается белая скала с пещерами в два яруса. Это главный вход в город. Пещеры здесь невысокие, с грубой обработкой стен. Во многих пещерах сохранились лесенки, дверные и оконные проёмы, круглые ямки с боковой канавкой - остатки очагов, кормушки и приспособления для привязи животных, ванны и углубления под глиняные сосуды, высеченные в потолке полукольца для светильников.
Обратите внимание, что стены одной из пещер обработаны тщательнее, чем у остальных. Здесь располагался храм. В стене пробиты полукруглые ниши для икон, остались пазы от деревянной перегородки, разделявшей комнату. На скальном выступе, ведущем в соседнюю пещеру, вырублены четыре гробницы. Три из них позднее были углублены и, вероятно, использовались как резервуары.
Повернув направо, продолжаем свой путь. Не пропустите на втором ярусе ещё один интересный придорожный храм XIII века. В нём есть древние надписи: у входа изображение креста в круге и надпись на древнееврейском, которую интерпретируют как фамилию «Бакши». Еще одна четырехстрочная греческая надпись находится на полукуполе апсиды (с трудом различима). Однако не этот храм являлся главной святыней замка. Немного терпения, мы поднимаемся на плато.
Навигатор будет подсказывать, что надо повернуть направо, к тайнику. Проигнорируйте и идите по тропинке налево. Очень скоро она приведёт к уникальному сооружению, аналогов которому в Крыму нет. Это скальный храм оригинальной архитектуры, необычной для средневековой Таврики. Аналогии можно найти в малоазиатских странах, входивших в Византийскую империю. Там подобные храмы появлялись в период иконоборчества. Возможно, что и этот храм устроили иконопочитатели, бежавшие от преследования из Византии в VIII-IX вв.
Алтарь окружён колоннами, высеченными из цельного камня. В нижней части алтаря высечены кресты. Эти кресты особенно интересны характерной "тевтонской" формой. Кресты подобной формы отмечены также на некоторых архитектурных деталях раннесредневекового Херсонеса. Что это - "германский след", традиция крымских готов или простое совпадение? Пока что - загадка, равно как и редкостная, уникальная планировка этого пещерного храма. Внутреннее пространство храма вытянуто в длину не как обычно, от входа к алтарю, а вдоль него. В углу привлекает внимание тщательно вырубленная в камне крестообразная купель. Её размеры явно ориентированы не столько на младенца, сколько на взрослого человека.
В полу храма вырублены могилы, закрывавшиеся каменными плитами, ими же испещрена терраса перед входом. Могилы имеют хорошо заметные пазы для укладки и крепления плит. Позаимствованный из восточных провинций Византии погребальный обряд, бытовавший в горном Крыму с X в. до турецкого завоевания в 1475 г., может показаться весьма экзотическим, однако верующим христианам той эпохи, живущим ожиданием Страшного Суда и мистического "восстановления мертвых из праха" он представлялся единственно разумным и спасительным. Умершего по выполнении положенных ритуалов помещали в плитовую гробницу, а через несколько лет, когда плоть истлевала, его кости извлекались, под чтение молитв омывались вином (в русском языке эта традиция отражена в известной идиоме "перемывать косточки") и затем аккуратно складывались в склеп-костницу. Такой способ погребения до сих пор практикуют на монашеском Афоне. Склеп, в котором ещё сохранились остатки тех самых омытых вином мощей (несколько лет назад их было значительно больше), находится чуть ниже террасы с плитовыми гробницами.
Пещеры верхнего яруса, приютившиеся подобно гнездам ласточек у самого края отвесной скалы, выглядят весьма эффектно, однако их посещение, разумеется, требует известной осторожности. Вот лесенка сбегает вниз и устремляется, кажется, прямо в бездну, но нет - за поворотом открывается вход в просторную пещеру, стены которой выстилает вечнозеленый плющ, образуя живописные драпировки и создавая в сочетании с богатым оттенками известняком скалы, архитектурными деталями и световыми отверстиями настоящие неоромантические композиции.
Искусственные пещеры верхнего яруса большей частью представляют собой подвалы усадеб - их особенно много вдоль южной и юго-западной кромки обрыва. Однако вдоль южных обрывов, нависающих над древней дорогой, ведущей к воротам замка, сохранилось несколько пещерных сооружений, использовавшихся в качестве боевых казематов - находившиеся в них лучники могли вести обстрел приближающегося к воротам противника.
Как ни много пещер в обрыве вершины, но жизнь в средневековой крепости все же была сосредоточена на плато. Здесь были двухэтажные каменные здания с пристройками и навесами, зерновые ямы, бассейны для сбора и хранения воды, несколько церквей и часовен. Сейчас древняя застройка едва различима, она сплошь задернована и плотно скрыта колючими кустарниками и деревьями. А населяли Тепе-Кермен не мифические люди, обитатели пещер, а средневековые крымские греки.
Вид, открывающийся с вершины гигантской пирамиды Тепе-Кермена так хорош, так безмятежен, что им можно любоваться часами: убегающие вдаль волны куэстовых гряд, раскинувшаяся внизу долина Качи. На востоке плывет фантастическим миражом в лиловой дымке силуэт Чатыр-Дага. Чуть ближе заметим то, чего точно не видели средневековые обитатели замка - белые купола Крымской астрофизической обсерватории в поселке Научный. Прекрасно просматривается все плато соседнего городища Кыз-Кермен: их разделяет только глубокое ущелье. Две рядом стоящие крепости, разделенные ущельем, на склонах которого разбросаны гигантские валуны, - такая картина просто не может обойтись без красивой и трагической легенды.
Вот этой легенде и посвящен наш тайник. Давным-давно жители двух соседних городов построили через ущелье каменный мост, чтобы на нём в день свадьбы встретились молодая княжна Тепе-Кермена и княжич Кыз-Кермена. Свадьба должна была положить конец бесконечной вражде и распрям, царившим между двумя городами. Но в назначенный день, дойдя до середины моста, девушка, вспомнив старые обиды, выхватила кинжал и убила жениха. От меча дружинника князя погибла и молодая невеста. Вновь разгорелась вражда между соседями. Возведенный ими мост рухнул. Огромные камни, из которых его возводили, и сейчас лежат по всему ущелья, разделяющего оба города...
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: