Посёлок Понтонный берёт своё начало с 1712 года, когда по указу Петра I на окраине сельца Вознесенское (ныне Корчмино) была расквартирована первая в России понтонная рота в количестве 36 человек, на вооружении которой находились жестяные понтоны голландского типа. Однако современный облик посёлок Понтонный стал приобретать именно в 1906 году, когда была запущена Северная железная дорога Санкт-Петербург - Череповец, построены первые многоэтажные доходные дома, баня, пекарня, появились электричество, водопровод и канализация, а в новые казармы возвратился с Русско-Японской войны понтонный батальон. Именно в это время были заложены основы дальнейшего промышленного развития Понтонного как рабочего посёлка. История посёлка Понтонный неразрывно связана с историей Санкт-Петербурга - Ленинграда и всей страны в целом. Посёлок бурно развивался в 30-е годы прошлого века, держал оборону Ленинграда на переднем крае в годы Великой Отечественной войны, умирал от голода и холода в блокаду, но всё выдержал и победил. После войны Понтонный пережил второе рождение. Основные градообразующие предприятия Средне-Невский Судостроительный завод и Усть-Ижорский фанерный комбинат стали выпускать лучшие в мире корабли и фанеру, а население посёлка значительно увеличилось. В настоящее время Понтонный представляет собой посёлок городского типа площадью примерно 800 гектаров с населением около 10 тысяч человек. В справочнике по истории административно-территориального деления Ленинградской области рабочий поселок Понтонный упоминается с 1912 года, с момента закладки Усть-Ижорской судоверфи. С 1925 г. по 1952 г. пос. Понтонный находился в административном подчинении Усть-Ижорского сельсовета, затем Пригородного, Слуцкого и Павловского районов. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июля 1952 г. рабочий поселок Понтонный был передан в административное подчинение Колпинскому райсовету г. Ленинграда и с тех пор по статусу является поселком городского типа. Однако корни зарождения пос. Понтонный уходят в историю глубже, о чем свидетельствует жилой дом постройки 1906 года /3-х этажный, кирпичный/ по ул. А.Товпеко,8, который до настоящего времени не подлежал капитальному ремонту. Основное население пос. Понтонный с момента его образования было занято производством кирпича на близрасположенных заводах, которых насчитывалось в округе не менее 5-ти. С развитием Усть-Ижорской судоверфи, а с 1929 года электроверфи большая часть населения перешла в судостроительную отрасль, а также на Усть-Ижорский фанерный комбинат, основанный в 1910году. В 1928 г. Усть-Ижорская электроверфь получает большой заказ от ВМФ на постройку боевых кораблей и требовалось большое количество рабочих рук, приток которых осуществлялся из Ленинградской и других областей. Для выполнения этой задачи необходимо было строить жилые дома. В 1930-32 г. вводится в строй 4 четырехэтажных кирпичных дома по ул. Заводской, в 1938-39 г. сдается еще 2 дома. Перед Великой Отечественной войной судостроительный завод оборонной промышленности специализируется на выпуске тральщиков для ВМФ. Завод продолжал работать и в годы войны, строя новые корабли и ремонтируя получившие повреждения в боях. Особое развитие пос. Понтонный получил в послевоенный период. Родине требовалось большое количество тралового флота для очистки морей от мин оставленных фашистами. С новой силой разворачивалось строительство жилья для прибывающей рабочей силы из различных областей и пригородов Ленинграда. В 1948-55 г. вводятся 8 жилых деревянных 2-х этажных домов на ул. Новой, 2 шлакоблочных 2-х этажных на ул. Волховстроевской и 4 кирпичных дома по ул. Главной /ныне ул. А.Товпеко/.В этот период судостроительный завод работал с наибольшим напряжением, выпуская в год по 16-18 тральщиков проекта 264. Начиная с 1970 года и до распада СССР, судостроительный завод строил боевые корабли 13-ти различных проектов для отечественного морского флота и поставлял их в 16 стран мира. В 1962 году на заводе был заложен первый корабль нового типа из стеклопластика, равного которому не было в мировом судостроении. В эти годы пополнение новых кадров осуществлялось в основном за счет филиала ТУ-88, расположенного в пос. Понтонном, где за 1970-1988 г.было подготовлена более 2-х тысяч судосборщиков, монтажников, разметчиков судовых и станочников. В 70-80 г. в пос. Понтонный вместе с Саперной проживало около 17 тыс. чел. Сегодня муниципальное образование пос. Понтонный располагается на площади в 800 га и имеет общую границу с тремя муниципальными образованиями - г. Колпино, пос. Усть-Ижора, пос. Саперный. На территории Понтонного проживает около 10 тыс. чел. На территории пос. Понтонный 300 частных домов и 455 тыс. кв. м. общей площади жилых и нежилых зданий. Старейший жилой фонд: - Жилой 3-х этажный кирпичный дом 1906 года постройки на ул. А.Товпеко, 8. - Жилые дома по ул. Заводской №15,16,18 постройки 1930-32 г., 4-х этажные кирпичные. - Жилые дома по ул. Заводской № 26,35 постройки 1938-1939г. 4-х этажные, кипичные.
Одним из двух градообразующих предприятий поселка является Усть-Ижорский фанерный комбинат, который, также как и Средне-Невский судостроительный завод отметил свое 100-летие.
«Имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство разрешить мне устройство деревообделочного завода близ села Усть-Ижоры» - так начиналось прошение на имя Санкт-петербургского губернатора, написанное инженером-технологом В.Л. Хорватом 26 мая 1909 года. С этого документа началась история этого предприятия.
Завершив карьеру чиновника Министерства путей сообщения, статский советник Владимир Леонидович Хорват переселился в столицу и здесь, близ Петербурга решил открыть свое дело. Почему его выбор пал на производство фанеры, установить не удалось, но место для фабрики было выбрано со знанием дела: на берегу реки Малой Ижоры рядом со станцией Понтонная Северной железной дороги. Участок земли был взят в долгосрочную аренду у крестьян села Усть-Ижора. Они же, предполагалось, и должны были осваивать новую для себя профессию фанерщика. Уже 27 мая 1909 г. губернатор А.Д.Зиновьев писал министру торговли и промышленности, что «в виду ясности плана, я признал возможным, не назначая Комиссии для предварительного осмотра места под постройку упомянутого завода... разрешить учреждение такового». Затем, согласно тогдашней процедуре, последовало заключение строительного отделения Санкт-Петербургского губернского правления, утвердившее представленные документы. Строительство шло весьма энергично, и уже в сентябре 1910 г. В.Л. Хорват просил губернское начальство назначить комиссию для осмотра построенной фабрики. Однако получить разрешение на открытие сразу не удалось: комиссия нашла фабрику построенной, но не до конца оборудованной. И только 8 декабря 1910 г новая комиссия признала «заведение... удовлетворяющим требованиям общественной безопасности и благоустройства». Фабрика была оборудована тремя котлами для распаривания древесины, тремя лущильными станками, четырьмя сушильными и двумя клеевыми прессами, круглыми и ленточными пилами, токарным, сверлильным и шлифовально-фанерным станками и другими необходимыми механизмами. Станки Владимир Леонидович приобрел иностранные, проект энергоснабжения фабрики разработали специалисты машиностроительного завода. В жилом доме для служащих владелец разместил приемный покой для рабочих, где постоянно работал фельдшер. Фанерное производство в России начала XX века переживало невиданный расцвет. Первые листы отечественной фанеры-переклейки были получены в 1874 г. в Риге, но и перед революцией 1917 г. эта продукция в справочниках значилась под рубрикой: «дерево иностранное». К началу Первой мировой войны в стране работало 46 фанерных заводов, расположенных, в основном, в западных и юго-западных губерниях. Разные сорта фанеры применялись в столярном и строительном деле, производстве мебели и экипажей, особенно широко - как упаковочный материал. В 1911 г. В.Л. Хорват открыл небольшую (всего двое рабочих) мастерскую «для сбивки ящиков» в Рождественской части Петербурга, на улице Тверской. Через год вместе с братом генерал-лейтенантом Д.Л. Хорватом он купил два лесных участка со строениями в Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии площадью 10985,5 десятины. В декабре 1915 г Владимир Леонидович выкупил у брата за 320 тысяч рублей его долю, став единоличным собственником земли. Каких-либо данных о том, как В.Л. Хорват предполагал использовать этот лес, найти не удалось. На рассвете 7 августа 1913 г. на фабрике Хорвата случился пожар, полностью уничтоживший производство. 2 января 1914 г. Владимир Леонидович подает прошение в строительное отделение губернского правления, ходатайствуя об утверждении генерального плана отстраиваемой после пожара фабрики. Уже 3 мая комиссия в присутствии владельца осмотрела новое каменное одноэтажное здание с оборудованием и механизмами. Недостатков выявили немало, но после их устранения фабрика вновь заработала. Теперь это было каменное одноэтажное здание, расположенное на участке, площадь которого увеличилась до 5,2 гектар. Работало до 75 человек, выпуская клееную фанеру. Список оборудования пополнился еще одним лущильным станком. Для проживания рабочих Владимир Леонидович построил три деревянных дома. Средняя производительность фабрики Хорвата в то время - 80 куб. м фанеры в год. Это меньше выработки одной смены Усть-Ижорского фанерного комбината в наши дни. Пользуясь своими обширными связями в Министерстве путей сообщения, Хорват получал государственные заказы. Вместе с известным предпринимателем, главой акционерного общества Русских кабельных и металлопрокатных заводов Михаилом Михайловичем Подобедовым Хорват наладил в Усть-Ижоре производство вулканизационной фанеры, которая также успешно продавалась потребителям. В годы Первой мировой войны большая часть фанерных заводов России оказалась в зоне военных действий и прекратила производство. К 1917 г. осталось работать только 11 заводов, резко упали экспортные поставки. Однако фанера требовалась военному ведомству для устройства передвижных бараков, бань и в качестве кровельного материала. В марте 1915 г. в Петрограде под председательством В.Л. Хорвата прошел съезд владельцев фанерных предприятий, на котором обсуждались вопросы таможенных пошлин, железнодорожных тарифов, расширения сбыта фанеры внутри и вне России. Производители смотрели в будущее: планировали просить правительство при составлении нового торгового договора (после заключения мира) освободить от пошлины русскую фанеру, поставляемую в Германию и Австрию; установить пошлину на вывоз русского сырья: ольхи, березы, осины; ввести пошлину на фанеру, ввозимую из Финляндии. Владимир Леонидович Хорват не стоял в стороне от общих проблем отрасли: в 1915г. он был избран членом бюро при Совете съездов лесной промышленности и торговли; в 1917 г. принимал участие в работе лесотехнической комиссии при том же Совете съездов. В 1917 г. фабрика Хорвата вновь горела и вновь отстраивалась, а поэтому полноценно работала только два месяца. На 1 января 1918 г. на ней числилось всего 15 рабочих и 5 служащих. Весной 1918 г. из-за отсутствия заказов закрылось множество лесопильных и деревообделочных заводов. Бухгалтер Л.И. Иванов, исполнявший обязанности управляющего Усть-Ижорской фабрикой, 7 февраля 1918 г., по распоряжению В.Л. Хорвата, находящегося тогда уже за пределами Петрограда, закрыл предприятие, выдав персоналу двухмесячное жалование. 5июня 1918 г. Совет народного хозяйства Северного района наложил на предприятие секвестр. 8 июля было назначено Правительственное правление, перед которым была поставлена задача запустить производство, неработающее уже почти пол года. И в истории фанерной фабрики в Усть-Ижоре, и в судьбе всей национализированной российской промышленности началась новая, советская глава. За 100 лет Усть-Ижорский фанерный комбинат прошел долгий путь от одноэтажной деревянной фабрики по производству фанеры и изделий из дерева, которую основал в декабре 1910 года инженер В.Л.Хорват, до развитого современного предприятия, оснащенного новейшим оборудованием и потому соответствующего высоким мировым стандартам. Усть-Ижорская фабрика несколько раз горела, перестраивалась, приостанавливала производство, вновь наращивала обороты, вместе со всей страной переживая все социальные потрясения: революцию, национализацию, войну, разруху, кризисы... Однако наиболее значительные позитивные изменения произошли на предприятии с конца 1997 года, когда оно стало открытым акционерным обществом «Усть-Ижорский фанерный комбинат» и вошло в состав Группы компаний СВЕЗА. Свою роль сыграл целый комплекс различных факторов. Это - многомиллионные инвестиции в модернизацию основных средств производства и инфраструктуры комбината, выбор надежных поставщиков оборудования, безукоризненное выполнение всех работ точно в срок, расширение ассортимента продукции, освоение новых технологий. Это - правильный выбор стратегии развития предприятия и ниши на мировом рынке фанерной продукции и, конечно, создание работоспособного коллектива профессионалов. Все эти факторы, а также современный подход специалистов управляющей компании ООО «СВЕЗА-Лес» и ОАО «УИФК», их упорство, ответственность, взаимопомощь и применение ими передовых практик ведения бизнеса на мировом уровне позволили комбинату добиться высоких результатов.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: