История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали недалеко от Липецка поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. Так на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище. В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово. В те времена металлическая посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. В селах и деревнях люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины. Вот и в Романове появились гончары, так как вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Романовская посуда ценилась: ее охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк. Ну и как всегда ведется в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками - свистульки. Для них использовали только чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Глину тщательно готовили: очищали от примесей, протирали сквозь сито, чтобы не осталось даже маленьких камешков. Затем замачивали в деревянных корытах. После того как глина хорошо пропитывалась водой, с ней можно было работать. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими». Наиболее ранние игрушки датируются концом ХIХ века. Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налепов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета. Почему игрушку всегда делали свистулькой? По древним поверьям свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок, когда играет на свистульке, развивает свои лёгкие. А начинается всё с куска глины. Мастер садится за работу. Руками скатал глиняный шар, потом, как из теста, сделал лепёшку. Защипывает края – получился большой пельмень, внутри полый, чтоб пространство для звука было. Руками формируется голова с кокошником, хвост с будущим свистком, крылья, и вот уже готов силуэт Сирина - птицы счастья. …Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам. Это - полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. В славянской мифологии, по поверью, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение. В русском искусстве Сирин и её противоположность - Алконост - это традиционный изобразительный сюжет… Палочкой мастер делает глазки, рисует узоры на кокошнике и крыльях, отверстие свистка и ещё четыре тональных: каждая игрушка должна играть по-своему. Среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят и такие сложные композиции, как барыни-«романушки», танцующие медведи, всадники-«казаки». Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пестро одета. Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в Липецкой есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция. Вообще в романовской игрушке насчитывается всего более сорока сюжетов: от самого простого свисточка – летящего жаворонка, до композиции – тройки. Но двух одинаковых игрушек не бывает, ведь в каждой – индивидуальность её создателя. Часто мастера лепили домашних животных: уток, коров, баранов и коз. По традиции народного искусства их изображали в профиль, а вот людей – анфас. В 1910–1920-е годы липецкие свистульки делали сильно увеличенными в размерах. Свистки, скрытые в хвостах глиняных зверей, – больше дань традиции, чем приспособление для извлечения звуков. Массивные тела стоят на четырёх конических ножках, и только рога служат своего рода знаком отличия. Традиционные приёмы насечек и проколов палочкой дополнились характерными деталями – кругами обводкой вокруг глаз и росписью поверх поливы. Цвет поливы разного оттенка – жёлтый, жёлто-зелёный с красными затеками – служит фоном, по которому разбросаны ветки ёлочек и полосы, исполненные серебряной краской – алюминием». Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Лишь в 90-е годы ХХ века удалось возродить этот своеобразный промысел. В 1995 году романовская игрушка вышла на российский уровень. И сразу – победа. Игрушки побывали на фестивале в дни празднования 850-летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах. Работы мастеров романовской игрушки хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай).
Сегодня от города Романова не осталось никакого физического следа, зато романовская игрушка живет и процветает на своей исконной территории. В настоящее время в селе Троицкое, в 20 км от Липецка, на месте старинного боярского города Романов, существует областной Центр романовской игрушки, который занимается сохранением и развитием традиционных промыслов Липецкого края. Этот центр сочетает в себе функции учреждения допобразования и туристического объекта, где не просто хранят, но и активно возрождают и даже популяризируют традиции романовской керамики. Несколько дней в неделю лепке здесь обучают детей, а в другие дни — принимают всех желающих попробовать свои силы в народном искусстве. Знакомство начинается с экскурсии по музею, где собрана внушительная коллекция старинных романовских сюжетов и творения современных мастеров, а также найденной при раскопках керамики. В обычную программу входят два мастер-класса: по изготовлению обереговой народной куклы и, конечно, по лепке «романушки», глиняной свистульки, по традиционной технологии. Мастер-классы рассчитаны на разную аудиторию, уровень сложности игрушек тоже разный, хотя сотни лет назад свистульки из глины в здешних краях мог слепить каждый ребенок. Кроме мастер-классов в центре организуют представления и праздники в народном стиле, причем неукоснительно следуя традициям. В Троицком сохранились даже свои свадебные традиции и костюмы, которые до сих пор в ходу. Желающие могут по-настоящему или понарошку пройти весь ритуал свадьбы по-романовски. Неотъемлемая часть знакомства с романовскими традициями — дегустация угощений. Гостям подают романовские пироги и кисель, сваренный по старинному рецепту.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: