"Ни в какой другой стране общее процветание не зависело в такой степени от администрации. Если страна хорошо управляется, то каналы правильно проведены и за ними ведется тщательный уход. Если же правительство плохое, развращенное или слабое, то каналы заносит илом, а плотины не ремонтируются."
Наполеон Бонапарт (после посещения Египта)
В 30 километрах от Тамбова и 2,5 километрах от села Горелое расположено весьма примечательное рукотворное сооружение, которое вот уже 70 лет не позволяет реке Цне (кстати говоря, самой полноводной реке Тамбовской области) превратиться в мелкий ручей. Сим объектом является Горельский гидроузел. Что такое гидроузел? Что ж, если говорить в общем, то это группа технических сооружений (таких как плотины, ГЭС, каналы, шлюзы, дамбы и т.п.) на водном объекте предназначенных для выполнения какой-то одной или нескольких целей.
Всего на территории Тамбовской области расположено восемь гидроузлов: Котовский, Пригородный, Горельский, Троицкий, Мамонтовский, Моршанский, Мутасьевский и Чернитовский, каждый из которых как минимум состоит из плотины. Основная задача этих гидроузлов - поддержание уровня воды в Цне в межень (летнее время). Эту функцию выполняет каскад плотин, которые обеспечивают заполнение ложа реки водой. По осени 5 плотин разбирают и готовят к зиме: из воды поднимают запорные щиты и опорные стойки, водолаз обследует подводные части, очищает фермы и дно от растений и камней, после чего разбирают и удаляют из воды нижние элементы плотины и верхний настил. Из восьми существующих не разбирают три гидроузла: мост-плотину в Пригородном лесу, в селе Мамонтово и Горельский гидроузел – для сохранения запаса воды и обитающих в реке ценных пород животных. После разборки плотин некоторая часть воды из реки сбрасывается, и в таком состоянии река "зимует". После прохождения весеннего паводка плотины собираются вновь и всё лето гидроузлы выполняют свою основную функцию. В межень главная подпитка Цны осуществляется из Котовского водохранилища, в котором находится порядка 60 000 000 м3 воды, из которых река получает ежесекундно по 6-7 м3. Можно сказать, что эта вода и сохраняет реке жизнь, предотвращает ее «цветение».
Все гидросооружения на Цне с 1946 года находились в ведении Управления малых рек при Тамбовском облисполкоме. Затем они были переданы в Управление канала им. Москвы. В 1995 году Цнинская шлюзовая система передана Тамбовкомводу. Сегодня Цнинская шлюзованная система находится в ведении Федерального агентства водных ресурсов - одного из подразделений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В штате шлюзованной системы трудятся порядка 150 человек, из них на каждом гидроузле - порядка 6-10. Основная задача этих специалистов - поддержание необходимого технического состояния ГТС и регулирование уровня воды в Цне летом.
Горельский гидроузел относится к низконапорным гидроузлам (высота бьефов не превышает 10 м) и служит для снабжения водой Тамбова, некоторых тамбовских и моршанских промышленных предприятий и полива сельскохозяйственных земель. Его строительство началось в августе 1943 года. В 1945 году гидроузел, строившийся методом народной стройки, был принят в постоянную эксплуатацию. В его состав вошел шлюз длиной 72 и шириной 7 метров, выполненный из дерева. Подводные каналы к нему обвалованы двумя незатопляемыми земляными дамбами длиной по 600 метров. Плотина позволяет аккумулировать 6 560 000 м3 воды. Таким образом, конкретно Горельский гидроузел состоит из плотины, регулирующей уровень воды и шлюза, позволяющего, а точнее сказать, позволявшего судам двигаться в обход этой самой плотины.
Ввод в эксплуатацию Горельского гидроузла позволил открыть судоходство от Горелого до Тамбова, в связи с чем, в 1950-х годах довольно интенсивно начала развиваться перевозка грузов по реке. Из Горелого и соседнего Перкино в Тамбов доставлялись дрова. Также из Перкино, где имелось лесопильное предприятие, доставлялась деловая древесина и торф для отопления и использования в сельском хозяйстве. Из Крюково, что под Моршанском, на стройки Тамбова доставлялась черепица. Перевозили и камень, который добывался в районе рязанского поселка Ямберно. Его разгружали на протяжении всего маршрута движения барж. Самая крупная речная грузовая пристань располагалась в селе Донском, на окраине Тамбова. Кстати, тогда то в основание многих тамбовских дорог и лег камень, перевезенный по реке. После того, как разработка бутового камня в Ямберно прекратилась, угасло и грузовое судоходство по Цне - на смену баржам пришли грузовые автомобили. Однако, Цнинская шлюзованная система осталась. Она продолжает поддерживать полноводность реки и сохранять питающие её родники, препятствуя зарастанию русла водной растительностью.
Почти все из восьми гидроузлов работают уже более 30 лет и требуют серьёзного ремонта. Горельский гидроузел не исключение: рабочие элементы плотины и шлюза периодически окрашиваются, ворота шлюза теоретически действуют, но верхний подход к нему с началом лета зарастает кувшинками и ряской метров на сто, в связи с чем пройти на лодке становится невозможно, так что, по сути, шлюз выполняет единственную функцию - регулирование стока реки. О судоходстве речь не идёт.
На сегодня поставлена задача реконструировать Горельский гидроузел, в результате чего деревянные конструкции буду заменены на железобетонные и металлические. Важность реконструкции обуславливается ещё и тем, что Горельский гидроузел создаёт подпор для забора воды Тамбовской ТЭЦ, а это вопрос тепло- и водоснабжение населения. Для решения этой задачи и сохранения водного бассейна Цны Тамбовская область приняла участие в Программе развития водохозяйственного комплекса России до 2020. Остаётся надеяться, что реконструкция Горельского гидроузла всего лишь вопрос времени.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: