Палех, нарядного моря жемчужина, Холуй, село-самоцвет, Капли стихии, что громом разбужена, Незабываемых лет!
Пусть же по краскам доски лакированной, По переливам ларца Будет разгадывать взор очарованный Душу народа-творца! Д.Н.Семеновский
Во времена татаро-монгольского ига жители крупных (по тем временам) городов и их окрестностей, снимались с обжитых мест и уходили подальше от набегов оккупантов, в дремучие леса. Так, или примерно так были основаны и села Палех и Холуй. Пришли сюда люди в основном из Владимира и Суздаля и принесли с собой мастерство иконописи. Мастерство это со временем развивалось, совершенствовалось и к концу 17 века становится практически основным занятием жителей Палеха и Холуя. Ими были расписаны многие храмы во Владимирской и соседних губерниях. «…из Холуйской слободы и из Палеха другие многие отходят в ходьбу со святыми иконами в дальние страны, и там оные святые иконы променивают» - писал Ананий Федоров в 17 веке. В начале 19 века местным искусством заинтересовался Гёте и в результате получил в подарок две иконы (и в Палехе и в Холуе считают, что Гёте получил именно их произведения). К середине 19 столетия в Холуе производилось ежегодно около полутора миллионов икон, которые закупались на ярмарках мелкими торговцами (офенями) и развозились по всей России. В Палех из-за бездорожья офени заходили гораздо реже, поэтому палешане сосредоточились не на массовом искусстве, а на эксклюзивных высокохудожественных образцах иконописи, выполнявшихся в основном под заказ. Хотя и в Холуе, несмотря на огромное количество дешевого ширпотреба, сохранилась технология производства чудеснейших икон, сочетающих в себе великолепное письмо и виртуозную чеканку по золоту. Великая Октябрьская, понятно, иконопись отменила. Знаменитым селам грозило вымирание. Но большевикам, к счастью, не захотелось терять многовековую школу, уникальных мастеров. Иконописцам поручили расписывать матрешек и прочие "галантерейные" товары. Но дело не пошло, и тогда возникла гениальная идея лаковых шкатулок, типа тех, что издавна делали федоскинцы. Федоскино строго охраняло свой секрет, но секреты от советской власти кончались расстрелом, так что снабдили иконописные села полуфабрикатом и засадили за работу. В 1924 году была организована Палехская артель древней живописи. Несколько позже шкатулочный промысел открыли и в Холуе. Бывшие иконописцы переключились на революционные сюжеты, народные сказки и Пушкина. Но качество оставалось столь же высоким, как и в иконописи. А собственный стиль позволил сохранить их самобытность Как в свое время офеням, новой власти тоже требовалось массовое производство. И оно было организовано. Черные расписные шкатулки прочно вошли в ассортимент магазинов «Русский сувенир». Но на новом этапе уже Палех обогнал Холуй и стал самым распространенным в этом промысле. Произведения мастеров Холуя и Палеха на первый взгляд не специалиста очень похожи. Но, узнав их характерные черты, вы уже никогда не спутаете эти две художественные школы.
Сегодня чудесные сказки и былины под лаком продолжают жить и радовать своих почитателей, храня тепло создавших их человеческих рук. Осмотрите Крестовоздвиженский храм (N 56.48.155 Е 41.51.252), расписанный в 1807 году палехскими иконописцами и обладающий уникальным шестиярусным иконостасом. Посетите музеи лаковой миниатюры в Палехе (координаты в заголовке) и в Холуе (N 56.34.693 Е 41.52.519) и вы узнаете много интересного о процессе ее производства об особенностях стиля, присущего каждому из сел, об истории этого чудесного края.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: