В начале IX века в Центральной Яве утвердилась династия раджей-шиваитов Санджаи. Культ Шивы проник в Индонезию в первые века нашей эры. Впоследствии он слился с буддизмом и традиционными яванскими верованиями в единую синкретическую религию.
Раджи Санджаи считали себя земным воплощением Шивы. Подобно своим предшественникам буддистам, они вели грандиозное храмовое строительство, призванное укрепить авторитет новой династии. Так вслед за буддийскими памятниками на Яве появились многочисленные сооружения, посвященные культу Шивы. Паломники, поклоняясь статуям богов, поклонялись тем самым и своим раджам.
Политический центр яванского государства находился в то время в Прамбанане. Сегодня это название пользуется такой же мировой известностью, как и Боробудур. Здесь, близ своей резиденции, раджа Синдок, правивший во втором десятилетии IX века, воздвиг величественный храмовый комплекс, который стал главным святилищем шиваитов, подобно тому как Боробудур являлся центральной святыней буддистов.
В центре ансамбля находится огромный храм Шивы — чанди Лара Джонггранг, «Стройная дева». «Стройной девой» здесь именуют статую многорукой богини Дурги, установленную в одном из залов храма. С этой древней святыней связано множество преданий.
В одном из них рассказывается о бедном молодом человеке, который полюбил богатую и знатную девушку. Но бедняк не мог посвататься к ней — у него не было ни своего жилища, ни даже подарка для невесты. Он мог только дарить избраннице белые лотосы и петь ей песни, а слуги девушки прогоняли несчастного влюбленного и потешались над ним.
Тогда юноша решил обратиться за помощью к Ларе Джонггранг, которая, как говорили, покровительствует несчастным влюбленным. Ночью он пришел в храм и, склонившись перед статуей богини, рассказал ей о своем горе. Неожиданно статуя ожила.
— О великая Лара Джонггранг! Сделай так, чтобы я был богат и чтобы девушка, которую я люблю, не отвергала меня! — взмолился юноша.
— Пусть будет так, как ты хочешь, — ответила богиня. — Возвращайся домой и не забывай смотреть себе под ноги.
Богиня вновь обратилась в статую, а юноша отправился домой, глядя себе под ноги. И, о чудо! Едва его нога касалась какого-нибудь придорожного камня, как тот превращался в золотую монету!
Разбогатев, юноша мог смело идти свататься. Сопровождавшие его слуги несли роскошные подарки. Разумеется, отказать такому жениху родственники невесты были не в силах.
Накануне свадьбы счастливый влюбленный пришел в храм, чтобы поблагодарить Лару Джонггранг. Статуя вновь ожила, и тут произошло неожиданное: красивый нарядный юноша понравился богине, и она предложила ему свою любовь (характерно, что, будучи бедняком, он не вызывал у нее подобных чувств — очевидно, бедные юноши не нравятся ни богатым красавицам, ни языческим богиням). Но юноша отверг притязания Лары Джонггранг: «Я ведь уже обручен!» Богиня пришла в ярость. Утром вошедшие в храм люди с удивлением увидели рядом со статуей богини еще одно каменное изваяние — это был несчастный юноша, превращенный Ларой Джонггранг в камень.
Великолепный храм Шивы, он же Лара Джонггранг, представляет собой высокое, напоминающее каменную гору сооружение, квадратное в плане и увенчанное большой ступой. Высота храма — 47 м, размеры основания — 34 × 34 м. Облик этой многоярусной башни напоминает североиндийские храмы. Она стоит на высокой террасе и опоясана открытой галереей, на которую ведут четыре крутые лестницы, ориентированные по сторонам света. Вдоль галереи тянется каменная балюстрада, по верху которой установлен ряд небольших декоративных ступ. Стены галереи покрыты рельефами на темы древнеиндийского эпоса Рамаяна.
Подобно тому как каменная «книга» Боробудура является полным сводом сведений по буддизму, Прамбанан представляет собой подобную же «книгу» по индуизму. Правда, серия настенных рельефов в Прамбанане не так обширна, как в Борободуре — всего здесь насчитывается 42 композиции. Но при этом рельефы Прамбанана отличаются большей динамикой и экспрессией по сравнению с рельефами Боробудура. Фантастические фигуры богов и дьяволов-ракшасов, реалистические изображения животных — обезьян, птиц, коней, крокодилов, а также глубоко человечные образы Рамы, Ситы и других положительных персонажей объединены в многофигурные сюжетные композиции, дополненные многими деталями быта, почерпнутыми из жизни яванского общества IX—X веков.
Внутри храма устроены четыре помещения, из них три представляют собой всего лишь тесные закутки. В каждое из помещений ведет отдельный вход. Через главный вход, расположенный с восточной стороны, можно попасть в центральное святилище, где на пьедестале в форме цветка лотоса возвышается трехметровая статуя многорукого Шивы. Он изображен в торжественно-спокойной позе владыки мира. Шива облачен в богатые одежды, на голове — диадема, руки и ноги украшают браслеты. Стены святилища покрыты мелким орнаментом, напоминающим ковер.
В трех других помещениях установлены статуи знаменитой «Стройной Девы» — Лары Джонггранг, слоноголового бога Ганеши и Махагуру. Махагуру (великий учитель) — это воплощение Шивы-великого учителя, выступающего в облике мудрого старца-наставника.
По обе стороны от храма Шивы высятся два храма меньших размеров — чанди Вишну и чанди Брахмы. Эти три храма-горы образуют центр святилища в Прамбанане. Напротив них находятся три второстепенных храма, сооруженных в честь священных животных, занимающих важное место в индуистской мифологии: быка Нанди, птицы Гаруды и священного гуся. Каждое из этих существ связано с определенным божеством и является их постоянным спутником: бык Нанди — спутник Шивы, птица Гаруда — Вишну, а гусь — Брахмы. Из изображений священных животных, находившихся в этих храмах, уцелела только статуя быка Нанди.
Центральную часть ансамбля окружают три ряда малых сооружений, служивших усыпальницами родственников раджи и знатных вельмож. Этих «погребальных домиков» здесь насчитывается 224. Каждое сооружение посвящалось определенному божеству, считавшемуся покровителем покойного.
К сожалению, комплекс Прамбанана дошел до наших дней с большими разрушениями. Еще в XVI веке он сильно пострадал от землетрясения, которые на Яве не редкость. А землетрясение 1880 года, сопровождавшееся извержением вулкана Мерапи, окончательно превратило памятник в груду камней.
Благодаря реставрационным работам, ведущимся уже много лет, сегодня полностью реставрирован храм Шивы и несколько других сооружений. В Прамбанане устроен археологический музей, где можно увидеть сделанные во время реставрационных работ находки, а также рисунки и чертежи, воспроизводящие первоначальный вид комплекса. С недавних пор здесь, на фоне каменной громады храма Шивы, устраиваются вечера яванского классического танца.
Храмовый комплекс расположен в 17 км от Джокьярты, у дороги в Соло. До него можно добраться на автобусе. Цена билета на конец 2013 года составляла – 178000 рупий на человека (17$). Лучше приехать к открытию, и народа меньше и не так жарко. Если останется время сходите к расположенным рядом храмам Лумбунт, Бубрах и Севу. Если первые два практически не восстановлены, то последний – Севу, даже очень ничего. Большой и красивый.