В самом центре острова Ява, примерно в 40 км к северу от Джокьякарты находится одно из тех сооружений, что называют «чудесами света». Подобно пирамидам Древнего Египта, Великой Китайской стене, афинскому Акрополю или святилищам майя, Боробудур изумляет уже при заочном знакомстве. Масса туристов спешит на Яву, чтобы лично убедится в его существовании. Их взорам предстает серая громада, кажущаяся издали почти бесформенной (что ни в коей мере не соответствует действительности) и простирающаяся скорее вширь, чем ввысь (высота -35 м, длина одной стороны квадратного основания – 123 м). Как и многие культовые постройки яванского средневековья, Боробудур сложили из андезита – крупнозернистого вулканического камня. С его помощью вершину и склоны пологого холма заключили в многоярусный футляр. Получившееся здание щедро украсили рельефами, отображающими буддийские предания и заповеди махаяны – учения о «широком пути» человека к просветлению духа и спасению от мирской суеты. В храме насчитывается более 2600 панелей с рельефными и декоративными орнаментами. Их общая длина почти 5 км, площадь – около 2,5 тыс. кв. м. Над рельефами нижних ярусов, а также в верхней части комплекса, где рельефов нет, - более полутысячи скульптурных изображений Будды.
Кто и когда возводил Боробудур? Что означает его имя? Почему, строившийся на века, он был надолго покинут? Точных ответов нет, ни у кого , есть только гипотезы. Наиболее вероятный период создания храма – конец VII –начало IX века. Стоить его повелел монарх-будииист из династии Шайлендра (она соперничала с индуистами из дома Санджайя за верховенство в Первом Матараме). Предполагают что главного архитектора звали Гунадхарма. Слово «боро» считают местным вариантом санскритского «вихара» (монастырь), «будур» же трактуют как «холм». Если так, то Боробудур – это «монастырь на холме». Нынешнее имя памятника связывают также с санскритскими оборотами «Бхумисамбхарабхудара» («гора собрания десяти добродетелей бодхисатвы») и «Парабуддха» («множество Будд»).
Судьбу Боробудура решило сочетание природных, технологических и религиозно-политических факторов. Яванские мастера не применяли скрепляющих растворов, кладку держали «замки» на стыках каменных блоков: выступ одного входил в углубление другого. Сквозь корпус здания в толщу холма, который оно облегало, сочилась дождевая вода. Вероятно, еще в процессе строительства стало ясно, что конструкция не держит напора разбухающей почвы. Не потому ли Боробудур укрепили снизу дополнительной террасой, закрывшей первоначальный цоколь, уже украшенный рельефами? Судя по дальнейшей истории памятника, эта мера не решила проблему полностью. Между тем в Матараме возобладали индуисты. Надо дума, сотояние буддийской святыни их волновало меньше, чем возведение новых шрамов Шивы, Брахмы и Вишну в Прамбанане. С переносом же политического центра Матарама на Восточную Яву (Х в) Боробудур и вовсе выпал из поля зрения верховной власти. Дело довершили стихийные бедствия. Европейцы, приходившие к подножью храма в начале ХIХ столетия, с трудом различали его контуры.Кладка расползлась. За буйной растительностью, под кучами земли и вулканических выбросов виднелись лишь фрагменты рельефов и статуй.
С тех пор как Раффлс описал Боробудур в своей «истории Явы», попытки возродить его предпринимались не раз. Но только реставрация, проведенная в 70-е – 80-е годы ХХ века под эгидой ЮНЕСКО, приобрела по-настоящему комплексный характер. Здание разобрали полностью, холм под ним забетонировали. Поверх бетонного панциря уложили старые камни. Утраченные элементы заменили копиями. В итоге монументу придали облик. Достойный помыслов и мастерства его создателей.
Храм выглядит как ступенчатая пирамида, ориентированная по основным сторонам света. Цоколь выполнен в виде квадрата со многими уступами. В середине каждой его сторон – вход и лестница, состоящая из 9 пролетов, соответственно ярусов здания. Над цоколем возвышается 5 террас , имеющих туже конфигурацию, что он и сам. Каждая следующая меньше, чем предыдущая. Четыре оформлены как открытые галереи-коридоры с рельефным убранством стен. Пята, лишенная таких украшений, служит платформой для трех округлых концентрических террас. На них покоятся ступы – подобия каменных колоколов сетью ромбовидных или квадратных отверстий. Сквозь них хорошо видны статуи сидящего Будды, помещенные внутри. На первой круглой террасе насчитывается 32 таких композиций. На второй – 24, на третьей – 16. Венчает сооружение ступа, стоящая в самом центре. Она намного крупнее всех прочих, не имеет, в отличие от них, ни единого отверстия и не скрывает под собой ничего (хотя и утверждают, что в ней когда-то находилось еще одно, ныне утраченное изваяние Будды).
Ни одно из культовых строений Явы не выражает идею мировой горы столь мощно и наглядно, как Боробудур. Если же принять во внимание, что главные элементы его плана – квадрат (символизирующий землю), вписан в него круг (символ неба) и четко зафиксированный центр, о неизбежен вывод: структурной основой храма является мандала – графическая схема Вселенной, принятая в буддизме. Перед нами – модель мироздания и доктринально-нравоучительное пособие невиданного масштаба.
Чтобы понять, как оно работает, попробуйте совершить прадакшину – ритуальный обход храма по часовой стрелке, начинающий на цоколе, а центре восточного основания. Шагая на юг, а затем – на запад, на север, на восток и снова на юг, вы вернетесь к началу пути. После этого поднимайтесь по лестнице на первую галерею, повторяйте весь маршрут, совершайте новый подъем – и так до тех пор, пока не выйдите к центральной ступе.
Но перед тем, как Вы начнете восхождение на Боробудур, обследуйте юго-восточный угол здания. При последней реставрации там открыли для осмотра небольшую часть первоначально цоколя с поучительными рельефами. Они живописуют слабости беспечных, сластолюбивых людей и напоминают о карах за такое поведение по закону кармы. Это низшая ступень бытия (и Боробудура как его «энциклопедии») называется Камандхату. Знакомясь с ней, вы, строго говоря, пребываете еще не в храме, а уго порога. Зато, поднявшись с цоколя на первую галерею, вы сразу попадаете в область Рупадхату. В ее каменных картинах привычные формы земного существования сочетаются с поиском божественной истины. Высокая балюстрада (т.е. внешняя ограда галереи, расположенная слева по ходу движения) заслонит все то, что лежит за пределами храма, и заставит сосредоточится на вещах, доступных взору. Это, в первую очередь две ленты рельефов на правой стене галереи. Верхняя лента посвящена эпизодам «Лалитавистары» -канонического жизнеописания царевича Гаутамы, ставшего сначала бодхисатвой (т.е. существом близким к просветлению и, соответственно к статусу Будды), а затем и Буддой. Внизу рельефы-иллюстрации к джатакам и аваданам (т.е. притчам о других бодхисатвах, появляющихся на земле в обличьях животных или простых людей, но оставивших о себе великую память). Подобные картины украшают и балюстраду. Всемирная слава Боробудура во многом связана с этой, самой протяженной его галереей. Поражают глубина и тонкость обработки каменной поверхности, стремление художников передать индивидуальность не только главных. Но и второстипенных персонажей, контрастное соседство церемониальных, «пафосных» сцен с бытовыми зарисовками, не лишенными иронии и юмора.
Рельефов, выполненных в реалистичной манере и на высоком художественном уровне, предостаточно и на следующих трех галереях. Большинство сюжетов взято из «Гандавьюхи» - повествования о том, как купеческий сын Судхана постигал премудрости буддизма, беседуя с десятками наставников и святых, пока и сам не обрел святости.
Итак, поднявшись на три кольцевые террасы, составляющие вместе с верхней ступой зону Арупадхату, вы друг чувствуете. Что стали легче, чем всегда, и ближе к небу чем земле. Среди трех колец единообразных объектов, имеющих круглые основания, человеку, который движется по кругу и сам, на мгновенье почудится, что вся эта конструкция не стоит на месте. А вращается вокруг своей оси и, как воронка, повернутая вверх. Влечет его к верхушке главной ступы – символу нирваны с ее неизъяснимым покоем.
Вот так описывается Боробудур в путеводителях. Теперь немного слов лично от нас. Чтобы добраться до него мы воспользовались такси от аэропорта Джокьярты (можно ехать и на автобусе, но надо знать откуда), с заездом еще в одно из знаменитых мест – Прамбанан. Цена вопроса на конец 2013 года 3000000 рупий, примерно 25-30 долларов (торгуйтесь, вначале это было 80$). Цена посещения Боробудура – порядка 20 $, а за восход или закат солнца с вас возьмут еще дополнительную плату, короче обдираловка по полной. Мы останавливались в отеле Manohara Hotel ( никакой рекламы!!!). Выбор основывался на том, что в стоимость проживания, а мы считаем себя экономными туристами, входило неограниченное посещение Боробудура, кроме часов заката и восхода солнца. Отель довольно приличный, ужинали с видом на объект посещения. Причем ужин в ресторане отеля обошелся, на 2 персоны, дешевле чем билет на 1 человека. Обратно в Джокьярту ехали на общественном транспорте (20000 на чел – 2 $). Вот это - клёво! Старенький раздолбанный автобус, хорошо, что не стояли, мест было много. Двери и окна на распашку. Местные мужички курят прямо в салоне! Круть! Заехали в какую-то пердь и простояли 30 мин. Спрашиваем, «А во сколько поедем? – а нам в ответ, «Да мы уже минут как 20 назад отъехали!» Люди просто замечательные. Им интересно поговорить. Спрашивали про Россию. Спорт, политика, предпочтение в еде. Про все! Перед нашим приездом в Индонезии был Президент РФ. Очень его уважают там! Одним словом замечательная поездка!!!