Танки-памятники "Борец за свободу тов. Ленин" и Т-34 установлены у Северной проходной завода "Красное Сормово"
«Красное Сормово» — судостроительное предприятие в Сормовском районе Нижнего Новгорода, одно из старейших предприятий в данной отрасли. Основано в 1849 году компанией «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство», как многопрофильное предприятие для выполнения ответственных государственных заказов. 18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета Народного Хозяйства объявлен общенародной собственностью. Наименование «Красное Соармово» получил 17 ноября 1922 года по постановлению президиума Нижегородского губисполкома.
В ходе Гражданской войны, в 1919 г., красноармейцы захватили на южном фронте танк "Рено-ФТ" и послали его в подарок В. Ленину. Рабоче-крестьянский вождь ревностно отнесся к подарку, решив, что такие танки - именно то, чего более всего не хватает молодой советской республике и результатом чего явилось решение совнаркома о начале производства на заводе "Красное Сормово" собственных боевых машин. Коллегия правления завода собралась 22 августа 1919 г. и решила дать первый "рабоче-крестьянский танк" через девять месяцев, а к исходу 1920 г. изготовить 5 бронеединиц в составе 1 пушечного и 2-х пулеметных танков каждая (или 15 танков). Разобранный (а местами и некомплектный) трофейный "Рено" прибыл на завод в октябре 1919, а с начала декабря начались работы по его копированию. Работа продвигалась с большим трудом, тем более, что двигатель должен был дать завод АМО, а бронеплиты - Ижорский. Никакого опыта в постройке танков у сормовчан не было, но когда работы заходили в тупик - выручала конструкторская смекалка инженеров Н.Хрулева, Ф.Нефедова и В.Калинина, или маузер и "доброе словцо" комиссара И.Гаугеля. Работы осложнялись тем, что ряд узлов прототипа был потерян при разборке и транспортировке (например, коробка передач) и их пришлось проектировать и изготавливать заново. Тем не менее, срок постройки был выдержан и 1 сентября 1920 г. комиссар центроброни И.Х.Гаугель послал в Москву телеграмму следующего содержания: "Доношу, что 31 августа 1920 года было произведено испытание на ходу первого танка..." За первой пушечной машиной последовало еще четырнадцать, а также был капитально отремонтирован тот самый "Рено", который незадолго до этого был безжалостно раскручен "до винтика". Сормовские танки более известны по имени головной машины серии - "Борец за свободу тов. Ленин", но официально именовались "Рено Русский" (названия "КС", "М" и другие не соответствуют истине). Несмотря на то, что машины строились по одним исходным данным, практическая взаимозаменяемость деталей у них была весьма относительной. От своих прототипов "Русские Рено" отличались двигателем и технологией производства. Их вооружение предусматривалось состоящим из 37-мм пушки Гочкиса (вариант - самец), или пулемета Гочкиса (вариант - самка), но в процессе изготовления оно было унифицировано в виде пушечно-пулеметной конструкции (пулемет находился в амбразуре правого борта башни). Правда, никаких преимуществ такое вооружение не давало, ибо стрелять из пулемета при наличии пушки (и наоборот) в тесной башне было крайне затруднительно. Крупносерийное производство танков развернуть так и не удалось - сказались экономические и политические трудности того периода.
Танк Т-34 также по праву занимает своё место на постаменте. Ведь уже неделю спустя после вероломного нападения Германии на СССР Государственный комитет обороны принял постановление о производстве в городе Горьком танков Т-34. Для сормовичей наступил момент истины.
Старейшему предприятию, в прошлом выпускавшему пароходы и паровозы, поручалось начать производство средних танков. «Тридцатьчетверку» создали на Харьковском тракторном под руководством конструктора Кошкина, там же в 1940 году приступили к серийной сборке. После вторжения вермахта и отступления Красной армии завод эвакуировали в Нижний Тагил, присвоив ему № 183. Вместе с тружениками Урала делать бронетехнику для фронта предстояло и сормовскому заводу № 112.
Ресурсов не жалели. Постановлением ГКО в производство средних танков новой модели включались целый ряд наркоматов. Сталинским наркомам Малышеву, Тевосяну, Носенко дали понять, что за выполнение задания они отвечают головой.
Для строгости были веские основания. Дата выхода постановления ГКО — 1 июля. Всего неделя, как идет война, а германская армия уже глубоко вклинилась на территорию СССР. Потеряны крупные пространства, запасы, армия дезорганизована и отступает, неся громадные потери, и это, видимо, только начало. Надо готовиться к борьбе затяжной и жестокой.
ГКО приказал: приступить к выпуску Т-34 на «Красном Сормове» немедленно. План разверстали по множеству предприятий-поставщиков. ГАЗу поручалось производство моторов (ввиду дефицита — бензиновых авиационных), Выксунскому и Кулебакскому заводам — броня и бронелисты, пушек типаФ-34 — Горьковскому заводу № 92. Привлекались заводы «Двигатель революции», станкозавод, «Гудок Октября», «Красный Октябрь», Муромский паровозоремонтный. Кооперация поручалась наркому среднего машиностроения Вячеславу Малышеву, который, как и нарком Судпрома Иван Носенко, командировался в Горький.
Документация на завод поступила уже 4 июля. Директор Дмитрий Михелев и главный конструктор Владимир Карпов взялись за дело с присущей им энергией. Завод требовалось перевести на военные рельсы. И прежде всего — создать новые производственные мощности. Были построены 2 новых и реконструировано 15 действующих цехов.
А в 1942-м мощности «Красного Сормова» развернулись вовсю. В мае пост директора занял Ефим Рубинчик, при котором производство было поставлено на поток. Когда грянула Сталинградская битва, сормовские танки во многом спасли положение. Часть их производил Сталинградский тракторный, а когда над ним нависла угроза, ГКО обратился к сормовичам вновь: напрячь силы и дать дополнительно 50 машин, чтобы восполнить потери сталинградцев. И задание было выполнено.
В 1943 году немцы ввели в строй танки с мощным вооружением и броней — «тигры» и «пантеры». Их снаряды пробивали броню Т-34 с дальних расстояний. Нарком Малышев поставил задачу улучшить танк. Так родился новый Т-34-85, с более мощной пушкой и усиленным бронированием. Первые 25 таких машин требовалось дать уже в январе 1944 года, а с апреля завод выпускал только новые танки.
За годы войны сормовичи отправили на фронт более 10 000 машин Т-34. Больше произвели только на «Уралвагонзаводе».
«Лучшим танком мира» назвал «тридцатьчетверку» немецкий фельдмаршал фон Клейст. Высокие оценки давались и другими, но признание врага дорогого стоит.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: