"Те, кто видел нашу землю духовными очами, рассказывают, что её связывают с небом лишь несколько одиноких световых столпов. Среди мест, над которыми поднимается этот свет, постоянно поминают рассказчики и Святую Гору Афонскую." Так начинает свою книгу, «Приближения к Афону», серб Павле Рак, вынужденный в середине 70-х годов прошлого века, за участие в антититовском движении покинуть Югославию и в тот же год впервые посетившего Афон. Книга признана одной из немногих удачных, рассказывающих о Святой Горе. Но не будем «растекаться мыслью по древу», тема Афона безгранична как космос. «Афон это образ жизни» говорят монахи. И этот образ невозможно представить без русского участия.
История русских на Афоне восходит к временам крещения Руси. Первые русские монахи обосновались в монастыре Ксилургу. Вскоре здесь им становится тесно. Поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия передал монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца, более известный сейчас как скит Старый или Нагорный Руссик. Ксилургу была преобразован в скит, коим и остается до настоящего времени. Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов Руссика стали греками и сербами. В XVIII веке монастырь достиг такого бедственного состояния, что в 1726 году в нём осталось лишь двое русских и двое болгарских монахов при игумене-болгарине. В 1735 году монастырь был объявлен греческим.
Свою историю на новом месте русская обитель берет с 1760 года. Основана она там, где еще в конце XVII века монах Христофор построил келью, небольшую церковь и причал (арсана). В 1803 г. Вселенский Патриарх Калинник ввёл общежительный устав во вновь устроенном на берегу моря Пантелеимоновом монастыре, послужившим толчком к развитию обители. Основным попечителем монастыря на первых порах становится волошско-молдавскиий князь Скарлат Каллимах. Первый игумен Пантелеимонова монастыря Савва по приглашению драгомана (переводчика) турецкого султана, болеющего раком, привозит мощи святого целителя Пантелеимона в Константинополь. После молитвы и приложения к ним его здоровье резко улучшилось, и благодарный фанариот начинает финансировать строительство новых сооружений монастыря. За короткое время были сооружены несколько храмов, в том числе соборный храм св. Пантелеимона, стены монастыря и келии. Для строительства привлекались наиболее квалифицированные и высокооплачиваемые мастера и использовались дорогостоящие материалы. Ктитор не жалел средств, стремясь выполнить наибольший объём работ с максимальным качеством в короткий срок. Как оказалось, спешка была не случайной. Конец жизни благотворителя был трагичным: разъяренная турецкая толпа в 1821 году, во время греческого восстания, повесила его вместе с Вселенским Патриархом Григорием V.
В этот период настоятелем монастыря становится Герасим, грек из города Драмы, на кандидатуру которого еще при своей жизни указал игумен Савва. Во время его игуменства в монастыре произошли большие изменения, и после практически векового перерыва в обители появляются русские монахи. Приток русских иноков особенно усиливается 1840 г. Вместе с ними монастырь посещают и паломники, в числе которых были великие князья, представители правящей династии. К середине XIX в. количество русских насельников монастыря сравнялось с греческим и продолжало неуклонно увеличиваться. После смерти игумена Герасима в 1875 г. был избран русский настоятель Макарий Сушкин и обитель окончательно становится русской. Благодаря щедрой поддержке Священного синода и русского правительства монастырь стал активно развиваться. Были построены новые корпуса, несколько храмов в традиционно русском стиле, с луковичными главками. Больница, лучшая на Афоне и огромная трапезная на 800 человек с колокольней со звонницей. Набор колоколов на ней, один из самых богатых в мире, а большой колокол отлитый в Москве в конце XIX в. считается самым большим на Балканах. Говорят, что в тихую погоду звон колоколов Руссика слышен даже на горе Олимп. Хозяйственная помощь была разнообразной, вплоть до завоза из России морем плодородной земли для огородов.
В конце XIX — начале XX веков на Афон для поклонения мощам Св. Пантелеимона прибывало огромное количество русских паломников. Ежегодно через Одессу, где проходил сбор паломников, в русский монастырь приезжало до 30 тысяч человек. Все они находили приют в монастыре, размещались «фондарике» и получали бесплатное питание. Специально для многочисленных паломников из России выстроили причал в Дафни.
К началу ХХ века, число русских монахов на Афоне составило около 5000, из них свыше 2000 в русском монастыре, при общей численности афонской общины 10000 человек. Помимо Руссика русскими были также Андреевский и Ильинский скиты с численностью братии по 500 человек в каждом. Это естественно приводило к трениям с греками, которые не без основания боялись полной русской экспансии.
Но 1917 год положил конец этим процессам. Любая помощь из России прекратилась, в том числе и приток новых монахов и к началу 70-х годов XX в. их количество составляло 13 человек. Очень сильно монастырь пострадал во время пожара в 1968 году. Даже сейчас, когда монастырю оказывается поддержка и идет активное восстановление, не все его последствия ликвидированы.