Вологда издавна считается «кружевной столицей» России. Если Вам доведется побывать в этом славном городе, не упустите возможность поближе познакомится с прекраснейшими творениями местных мастериц в Вологодском музее кружева.
Предполагают, что первые кружева в Вологду попали в 16 веке через Северную Двину, Белое море и Сухону вместе с товаром, который завозили из Западной Европы. Самые ранние образцы местного кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятся к XVII в. Это так называемые «золотные» кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет, прежде всего, ценность драгоценных металлов, а не мастерство исполнения. Эти кружева использовали для украшения нарядов из плотных дорогих тканей, а также применяли их и для отделки церковной утвари.
При правлении Петра I мастериц кружевоплетения выписывали в Россию из-за границы. Мода на этот промысел привела к тому, что многие жены русских дворян стали изучать приемы работы с коклюшками, и организовывали в своих усадьбах мастерские, где крепостные крестьянки плели кружево. Искусницами в этом деле прославились и женские монастыри. К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения. Такими центрами наряду с Вологдой стали Ростов, Галич, Калязин, Торжок, Балахна, Рязань.
В 1820 г. помещицей В.А. Засецкой под Вологдой в сельце Ковырино была создана первая кружевная фабрика. Во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось в центральных уездах Вологодской губернии: в Кадниковском, Грязовецком и Вологодском. Этому способствовало несколько обстоятельств: после того как отменили крепостное право у крестьян стал более свободный выбор рода занятий, повысился спрос на кружева. Их производство приносило крестьянским семьям дополнительный доход. Очень важным оказалось и то, что материалы нужные для плетения кружева были недороги. Мастерицам не требуется, специально оборудованного помещения. Заниматься этим ремеслом можно в свободное от труда на земле время.
В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 их насчитывалось около 40 тысяч. Из них были 20% девочки-подростки. Обучение ремеслу они начинали с 5–7-летнего возраста. Нередкими были случаи, когда кружевоплетением занимались мальчики.
Готовая продукция через купцов попадала в Петербург и Москву. В столичных магазинах вологодское кружевоценилось высоко. Были и такие случаи, что их продавали как иностранные, этим самым увеличивалась стоимость. Но ухищрения подобного рода были излишними, по своим достоинствам изделия мастериц из Вологодской губернии не уступали зарубежным образцам.
В 1920 г. основалась кустарно-промысловая секция Северсоюза, и кружевницы объединились в артели. К этому времени этим промыслом занимались около 70 тысяч. В 1928 г в городе Вологда была создана профтехшкола, которая готовила инструкторов и мастериц по кружевоплетению. В ней разработали большинство видов кружевных решеток, необычные образцы современных изделий. Вот этим Вологда и отличалась от других центров кружевного промысла, для нее это была не малая выгода. В 1930 г. все артели расположенные на территории 8 районов края объединили, и образовался единый Вологодский кружевной союз.
В 1876 г. вологодские кружевана международной выставке в Филадельфии получили высокую оценку. В 1893 году с большим успехом их продемонстрировали в Чикаго. На выставках в Брюсселе (1958) и в Париже (1925) они были награждены Золотой медалью. В 1937 г. на Парижской выставке им была присуждена награда Гран-При.
В 1964 г. в Вологде создали кружевное объединение «Снежинка». Свое название оно получило по знаменитой скатерти «Снежинка» работа В.Н. Ельфиной. Однако подобные мотивы широко использовались в кружевных изделиях и ранее. И по сей день теперь уже фирма «Снежинка» является главным центром кружевоплетения в Вологодской области.
В 2010 г. в Вологде был открыт музей кружева. Находится он в историческом центре города, рядом с Кремлем, в историческом здании бывшего Госбанка. Дом этот принадлежал сначала городскому главе А.В. Сорокину, а с 1859г. - представителю известного дворянского рода – подполковнику Н.В. Брянчанинову.
Основная экспозиция занимает около 1 500 кв. м. Первый зал посвящён европейским кружевным центрам — Германии, Франции, Польше, Словакии, Испании, а также эпохе зарождения искусства кружевоплетения (XVII-XVIII века). На втором этаже — экспозиционные залы и главная галерея, посвящена развитию традиционного художественного промысла Вологодчины: «Кружево в крестьянском костюме и этнографическом текстиле», «Кружевные изделия 1920–1940 годов», авторские произведения художников объединения «Снежинка».
В музее проводятся занятия для кружевниц. Также есть салон-магазин, где можно приобрести кружевные изделия. Практически все они изготовлены в единственном экземпляре и поэтому стоят не так уже дешево.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: