В деревне Алабузино, что недалеко от Бежецка, сохранились до наших дней две святыни - Троицкая и Смоленская церкви. Они стоят на берегу озера Верестово, совсем недалеко друг от друга, образуя единый храмовый ансамбль. В 1781 году, на месте одноименной деревянной, была построена церковь Троицы с отдельно стоящей колокольней. Значительные переделки здания произошли в 1870 г., когда был переложен свод четверика храма и поставлена новая центральная глава, двухапсидный алтарь заменен прямоугольным, трапезная соединена притвором с колокольней, растесаны некоторые окна. Смоленская церковь сооружена в 1808-1816 годах. В 1821 году храм был оштукатурен, получил тесовые кровли и трехглавие. В 18З1 году границы комплекса были закреплены кирпичной оградой с воротами (не сохранилась). В начале ХХ века на территории была построена церковно-приходская школа. Троицкая церковь расположена в юго-восточной части комплекса и обращена к озеру южным фасадом. На одной оси, в 30 метрах к северу от нее, поставлена Смоленская церковь. Церковно-приходская школа находится в западной части участка. В северной части комплекса расположены пожарный сарай и копаный пруд. Частично сохранились липовые и березовые посадки.
Кирпичная, оштукатуренная Церковь Троицы представляет собой архаичный пример культовых построек второй половины XVIII века, в объемной композиции и декоре использованы элементы и приемы допетровской архитектуры. Здание состоит из почти равных по площади объемов храма, апсиды и трапезной, к которой с запада примыкают небольшой притвор и колокольня. Храм - бесстолпный, трехсветный четверик, завершенный декоративным пятиглавием. В убранстве церкви большая роль отводится различным по рисунку наличникам. Первоначальные оконные проемы с лучковыми перемычками помещены в профилированные ниши и обрамлены наличниками с перехватами и полуциркульными навершиями. От первоначального оформления растесанных окон нижнего яруса уцелели фигурные фартуки. Углы четверика храма и трапезной закреплены лопатками. На уровне окон нижнего яруса они филенчатые, выше - сдвоенные с профилированными поясками. Над венчающим карнизом четверика помещен декоративный поясок кокошников. Трехъярусная колокольня выстроена в стиле классицизма. Нижние два яруса - квадратные, верхний имеет скругленные углы и завершен высокой кровлей с фигурной главой. В декоре использованы ленточный руст, полукруглые ниши, трехчетвертные и отдельно стоящие колонны, мотив тройного окна в проемах звона второго яруса. Все помещения перекрыты лотковыми сводами. Настенная живопись выполнена в академической манере. Часть фресок сохранилась до наших дней.
Кирпичная двухэтажная Смоленская Церковь является одним из интереснейших культовых памятников классицизма с необычной композиционно-пространственной структурой. Храм, апсида, трапезная и притвор включены в единый прямоугольный в плане объем. Храмовая часть завершена восьмериком приземистых пропорций с трехчастными полуциркульными окнами и выделена четырехколонным ионическим портиком с треугольными фронтонами. Во втором этаже в портиках устроены балконы. Боковые части, соответствующие апсиде и трапезной с притвором, выделены ризалитами, которые обработаны ленточным рустом. Над ними помещены декоративные главы в виде глухого цилиндрического барабана на квадратном постаменте. Восточный и западный фасады украшены четырехпилястровыми ионическими портиками с треугольными фронтонами. Окна портика оформлены строгими рамочными наличниками, в боковых частях украшены веерным рустом или сандриками, над окнами второго света помещены изящные раковины. Дополняют декоративное убранство накладные доски и полуциркульные ниши. В нижней церкви храмовая часть перекрыта крестовым сводом, алтарь и трапезная - однолотковыми сводами, северное помещение притвора - коробовым. Восьмерик верхнего храма перекрыт сомкнутым сводом и опирается на подпружные арки. Переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи конических тромпов. Алтарная часть перекрыта полулотковым сводом, трапезная - коробовым, притвор - лотковым сводом. Клеевая живопись верхней церкви 40-х годов XIX столетия выполнена в академической манере. Широко использованы орнаменты и живописные карнизы, выполненные в технике гризайль. К сожалению, лестницы на второй этаж больше не существует, но человеку со средней спортивной подготовкой забраться наверх вполне под силу (см. фото). Если сделаете это, то увидите отлично сохранившиеся росписи на потолках и стенах, плюс отличный вид на церковь-соседку из окон.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: