Тайник абсолютно легко берется в любое время года.
До чего же удивительна погода на Кольском. Только вчера была настоящая весна, и ослепительно голубой небесный океан изредка тревожили пернатые кучки легких облаков. Сегодня же - Хмурое Апрельское Утро – с большой буквы, потому что сегодня очень важный день – сегодня кульминация всей хибинианской эпопеи… Позади остались гостеприимные домики «Медвежьего угла» в губе Олтлухт N67° 50.982 E35° 16.333. Впереди вырастают невысокие ловозерские тундры. Хлесткий ветер забирается через подшлемник. На прикрученном скотчем к рулю Гармине застыли 60 км/час. Шлем скрывает натужный четырехтактовый гул Полариса. Под колесами, вернее под гусеницами, ложится упругими волнами жесткий фирн Ловозера. Мы едем в гости к Куйве. Мы скоро будем на легендарном и мистическом Сейдозере.
В сети можно с легкостью найти огромное количество информации по Сейдозеру. Кто-то рассматривает это как колыбель Гиперборейской цивилизации. Этому есть косвенные подтверждения в виде таинственных подземных колодцев, уходящих из озера вглубь горы Нинчурт. Это и многочисленные загадочные остатки древних фундаментов. Это и обнаруженная в 90-х годах «обсерватория» - группа объектов строго ориентированных по сторонам света. Каждый из искателей обязательно находил здесь свою «Гиперборею». Бесчисленное количество статей и очерков. Все это привлекает на Сейдозеро толпы иногда совсем не дружелюбно настроенных к природе экспедиций и туристических групп. Для защиты от таких вот поисковиков, и под давлением коренных жителей - саамов, для которых Сейдозеро во все времена являлось священным, совсем недавно и был создан Государственный природный заказник «Сейдъявврь». Дабы соблюсти чистоту помыслов и поступков, в Мурманске наша группа получила разрешение на посещение заказника и ровно в 12 нас ждут в Мотке проводники.
Гигантским прыжком отмечаем последний переход с очередного мыса на лед Ловозера и вот впереди Моткагуба. Четко по линии север-юг губу защищает немаленький торос. Это так называемый тепловой шов. Он здесь возникает из-за подвижки, расширения-сжатия льда и возникает в одном и том же месте, веками не меняя своего положения. Еще полкилометра и мы в Мотке. Раньше, в конце XIX – начале XX в.в., на Мотке находился лопарский погост, состоящий из нескольких веж. Лопари занимались ловом рыбы в южной части Ловозера и на Сейдозере. Уже в довоенное время погост исчез и до начала 80-х годов здесь находился лишь домик телефониста, обслуживавшего линию, идущую вдоль восточной части Ловозёрских тундр. На берегу три жилых чума. Вообще там все в виде чума, даже, пардон, туалет. Навстречу выходят лесники, охраняющие заказник. Ознакомившись с нашими документами, предложили - «Сами-то дорогу знаете? Или проводить» – указывая на потрепанный жизнью «Буран». Как-то самим сподручнее. Шлагбаум открыт и по лесной дорожке за пять минут преодолеваем три километра перешейка между Ловозером и Сейдозером.
Вообще сейдами коренные жители называют священные камни, в которых, живут духи или души умерших нойдов, или шаманов. Как правило, такие камни наделялись колдовской силой, им поклонялись, приносили жертвы, использовали в гаданиях. Правда, магической силой наделялся не сам камень, а дух, который живет в нем. При недостаточном почитании дух мог покинуть камень и тогда он оставался навсегда пустым. Так что перевести слово «сейд» можно как «святой», «священный» или даже «колдун». Значит Сейдозеро - «Святое озеро».
Как-то совсем неожиданно лес кончается и вот оно – Сейдозеро. Изумительной красоты небольшое (всего 8 километров в длину и 2 в ширину) озеро в окружении величественных, заснеженных вершин. Кто-то сравнивает его с озером Рица в Абхазии. Первое знакомство - залив Сарьлухткинд. На ближайшей возвышенности (N67° 48.094' E34° 56.023') на правом берегу Сейдяврйока в месте, где он вытекает из залива Сейдозера - Цетчецаб, так называемый Малый Сейд) местные миссионеры установили двухметровый православный крест, по всей видимости, для изгнания тёмных сил с озера. С обеих сторон креста прикреплены таблички с молитвами. На восточной написано: «Да воскреснет Бог, и разверзнутся врази Его». А на западной – «Кресту твоему поклоняемся Владыко, святое Воскресение Твоё поём и славим». В последствии мы узнали, что в 1998 году в Ловозёрских тундрах произошло землетрясение силой около 4-х баллов, это случилось почти сразу после установки креста на Сейдозере…. Осторожно спускаемся на лед – по сообщениям кое-где выступила вода. Все!!!! Сбылось!!! То, о чем я читал три года назад в книге Вадима Черноброва, я вижу своими глазами. Вот он загадочный Нинчурт – где-то там наверху древние каменные рукописи и «обсерватория» гиперборейцев. Кстати, с этими гиперборейцами есть еще шанс поговорить лично!!! Ага!! Я сначала не понял – шутка!!! Нет не шутка. Просто в 30-х годах на Нинчурте работала геологическая разведка, вот и бурили они там скважины различные, иногда и на север-юг попадали. Так что живые «гиперборецы» еще где-то есть. :-)
Хотя, честно говоря, хочется верить в правдивость и существование и Гипербореи и Куйвы… Кстати, а где же он? Где же этот злобный старик. Пытаюсь высмотреть его силуэт. Может, вот это крошечное пятно на далекой скале? Константин возвращает в реальность: «А старику вы понравились!. Смотрите, как погода изменилась». Правда, где же хмурые облака, где же ветер? Абсолютно ясное небо, яркое солнце и полный штиль. Мистика. Вот и не верь потом в легенды.
Окончательно выезжаем на лед, и на середине озера не устоял, отпустил всю колону вперед и долго-долго пытался высмотреть на Нинчурте гиперборейцев. Не может быть, что бы они не появились. Но нет. Нет никого. Только белые крутобокие вершины, проблески льда на каменных склонах, чернеющие из-под этого великолепия каменные глыбы правильной формы. Верю. Все. Я верю. Окончательно и бесповоротно. Хочу верить. Она была. И была она тут. По крайней мере «моя Гиперборея» точно существовала.
Еще несколько минут, догоняю своих товарищей. Они почему-то остановились в центре озера и увлеченно что-то фотографируют. Останавливаюсь, снимаю шлем. Оборачиваюсь…. Так вот же он!!! Вот он злобный хозяин озера. Злобный старик Куйва. На светлой отвесной двухсотметровой скале, в правом углу отчетливо видна темная фигура человека метров 50 высотой. Здравствуй Куйва. Мы к тебе в гости.
Веками висит грозный силуэт над долиной и веками люди слагали про него легенды. Вот одна из них. «Это было давно - давно, когда меня ещё не было. Нашли на нашу землю чужие люди, сказывали - шветы, а мы лопь были, как лопь, - голая, без оружия, даже без дробников, и ножи-то не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шветы стали отбирать быков и важенок, заняли наши рыбьи места, понастроили загонов и лемм - некуда стало лопи деться. И вот собрались старики и стали думать, как изгнать швета, а он крепкий такой - большой, с ружьями огнестрельными. Посоветовались, поспорили и решили пойти все вместе против него, отобрать наших оленей и снова сесть на Сейтъявр и Умбозеро. И пошли они настоящей войной - кто с дробником, кто просто с ножом, пошли все на шветов, а швет был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейтъявр нашу лопь и стал её там крошить. Направо ударит - так не было десяти наших, и каплями крови забрызганы все горы, тундры да хибины; налево ударит - так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам. Но осерчали наши старики, как увидели, что швет стал крошить их, спрятались в тальнике, пособирались с силами и все сразу обложили со всех сторон швета; он туда, сюда - никуда ему прохода нет: ни к Сейтъявру спуститься, ни на тундру вылезти; так он и застыл на скале, что над озером висит. Ты, когда будешь на Сейтъявре, сам увидишь великана Куйву, - это и есть тот швет, что наши саами распластали на камне, наши старики, когда войной на него пошли. Так он там и остался, Куйва проклятый, а наши старики снова завладели быками и важенками, снова сели на рыбьи места и стали промышлять . . . Только вот окаменевшие капли саамской крови остались в тундрах, много их пролили наши старики, пока Куйву осилили. Теперь часто в горах находят красный камень - эвдиалит, это и есть саамская кровь».
Куйва на Сейдозере пользуется особенным почетом со стороны Сейдозёрских лопарей (зимой они живут в Ловозерском погосте). Проезжая на карбасах мимо Куйвчорра, лопари опасаются громко кричать и ругаться из-за боязни, что «Старик» разгневается. К нам они обращались с просьбой, чтобы и мы соблюдали бы возможную тишину вблизи Куйвы. Лопари избегают грязнить воду в Сейдозере, так как «Старик» этого не любит, и в противном случае не даст рыбы. Когда является надобность набрать котёл воды, лопарь никогда не зачерпнёт воду закопченным котлом прямо из озера, как это принято обыкновенно, а зачерпнёт чистым ковшом и потом уже перельёт воду в котёл. Если долгое время стоит дурная погода, лопари говорят: «Старик ноне сердит».
И ведь понимаешь, что темный силуэт это всего-лишь мхи и лишайники, которые растут в месте выхода грунтовых вод. Оттого и не меняется силуэт веками, несмотря на постоянно отваливающиеся куски скалы. Ведь подземные русла-то не меняются. Понимаешь. Но, уезжая с озера, украдкой обернулся и бросил незаметное никому – «До свидания, добрый старик Куйва. Как было бы неплохо встретиться еще раз!!!»
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: