Храм Ананды, расположенный у восточных ворот Старого Багана и построен1091 г. королем Чанзиттой (Kyanzittha) (1084-1112).
Согласно ряду источников он назван именем любимого ученика, постоянного спутника и двоюродного брата Будды Гаутамы Ананды.
На самом деле название имеет другое происхождение: в Хрониках по этому поводу сказано следующее: «И потом король Чанзита построил великий gu (храм) подобный пещере (гроту) Нандамула (Nandamula) (священная пещера в Северных Гималаях, упоминаемая в джатаках в связи с Буддой Гаутамой) и назвал его Нанда (Nanda)».
«Потом» – это после визита к королю восьми странствующих святых монахов, которые на вопрос короля ответили, что они с горы Гандхамадана (Mt. Gandhamadana), у подножья которой находится пещера Нандамула, и описали и начертили ее Чанзите.
В Хрониках храм Ананда называется «Нанда», есть упоминания, что название «Ананда» впервые стало употребляться в 19 веке.
Храм Ананды – не самый большой из великих храмов Багана, но наравне со ступой Швезигон он является «визитной карточкой» Багана – самый почитаемый верующими, самый известный и самый, если хотите, «раскрученный».
Существует легенда, которая гласит, что Чанзита казнил (есть вариант – похоронил живьем на территории храма) архитектора храма (в Википедии – всех восьмерых монахов-архитекторов).
При этом утверждается, что сделал он это для того, чтобы никто не смог построить ничего подобного или для того, чтобы дух (nat) архитектора охранял храм (такая практика в Бирме была не редкостью, но не в Багане в эти времена). Никаких достоверных подтверждений этой легенды не существует, а у ученых она вызывает скепсис еще и потому, что совершенно не соответствует обычаям и традициям этого исторического периода. Скорее всего, это выдумка более позднего времени.
О храме Ананды часто пишут: «хорошо сохранившийся», но вернее будет сказать, что он самый ухоженный, т.к. многие века находился под постоянной опекой попечительского совета. Даже в самые трудные времена храм Ананды содержался в надлежащем состоянии усилиями сангхи, как одно из самых великих священных мест в Бирме. Храм постоянно ремонтировался и реконструировался, в то время как многие сооружения Багана ветшала, разрушалась и превращалась в груды кирпича.
Общая высота храма по шпилю составляет51 метр, длина каждой из сторон – около53 м.
В плане храм Анады имеет форму симметричного (греческого) креста, что является уникальной планировкой для культовых сооружений Азии.
В объеме основная часть храма имеет достаточно традиционную форму: на центральном кубе высотой около11 метроврасположена платформа, на которой возвышается башня-шикхара, увенчанная ступой с зонтиком.
Башня была полностью позолочена в 1990 году в честь 900-летней годовщины храма и теперь являет постоянно сияющим ориентиром, видимым почти с любой чуть возвышенной точки Баганской архитектурной зоны.
Плоская крыша здания имеет двухъярусные скаты с традиционными малыми ступами по углам ярусов. На верху крыши по углам установлены уменьшенные копии башни-шикхары и возвышается трехступенчатая платформа, стены которой декорированы глазурованными плитками со сценами из джатак и надписями на пали и монском языке.
Здание богато украшено многочисленными элементами внешнего декора (знаменитые языки пламени на порталах и коньках крыш, ряды фигур мифических животных, образы натов и пр.). Вся лепнина подверглась полной реконструкции в конце 18-го века и сделана в стиле эпохи правления Конбаунгов. Как она в точности выглядела в Баганский период – достоверно неизвестно.
К основному объему здания с четырех сторон примыкают длинные вестибюли, которые ориентированы по сторонам света и через которые можно пройти внутрь храма. Все вестибюли украшены скульптурами, иллюстрирующими сцены из жизни Будды Гаутамы.
Внутри основного объема находятся два концентрических коридора-обхода вокруг центрального монолита, который имеет четыре ниши для будд высотой около10 метров.
Коридоры и ниши освещаются довольно большими окнами, которые располагаются по фасаду одно над другим и создают впечатление, что храм – двухэтажное здания.
Между внутренним и внешним коридорами-обходами устроены проходы, соосные окнам, поэтому даже внутренний коридор достаточно хорошо освещен.
По бокам от каждого входа из вестибюля в основное здание установлены в качестве дварапал – стражников-охранителей – большие фигуры бодхисатв, которые вообще-то относятся к пантеону другого направления буддизма – махаяны, которая беспощадно искоренялась при установлении в Багане тхеравадинского буддизма. Вероятно здесь установлены фигуры тех бодхисатв, которые получили статус натов и таким образом из буддийского пантеона перешли в официальный местный культ 37 Великих Натов.
По внутреннему обходу против каждого входа в центральном монолите находятся ниши, в которых установлены гигантские статуи будд прошлого периода: Какусанды (Kakusanda) – напротив северного входа, Конагаманы (Konagamana) – восточного, Кассапы (Kassapa) – южного и будды настоящего Гаутамы – напротив западного входа, который обращен в сторону крепостной стены Старого Багана и является главным входом в храм (все торговцы и приставалы обосновались именно там).
Статуи имеют высоту около9.5 ми изготовлены из дерева (тика) и позолочены. В некоторых источниках утверждается, что статуя Гаутама изготовлена из бронзы.
По обеим сторонам всех Будд расположены фигуры в почтительных позах. Рядом с Гаутамой находятся король Чанзита и глава буддистской сангхи – знаменитый монах Шин Арахан, который согласно хроникам смог убедить первого короля Багана Анорату сделать тхеравадинский буддизм государственной религией и был его духовным наставником и соратником, а затем продолжал выполнять ту же роль при короле Чанзите.
Рядом с остальными Буддами находятся их ученики и почитатели в соответствии с религиозной традицией.
Считается, что наиболее точно древнебаганскому стилю соответствуют фигуры Какусанды и Кассапы. Другие две фигуры подверглись значительному изменению в 18 веке, возможно при реконструкции после повреждения в результате землетрясения.
Статуи Будд подсвечиваются сверху лучами света, падающими вниз через вертикальные шахты, над которыми на крыше установлены небольшие сооружения с окнами в виде модели храма.
В храме Ананды находится самое большое в Багане количество священных изображений из джатак (преданий и притч о прошлых жизнях Будды Гаутамы).
Около полутора тысяч зеленых терракотовых глазурованных табличек расположено на внешней части Ананды – 554 по цоколю храма и 912 на парапетах террас платформы
Во внутренних залах и коридорах находятся 1535 ниш с глубокими барельефами, вырезанными в песчанике, которые так же иллюстрируют события из жизни Будды Гаутамы.
Самыми же известными являются 80 деревянных барельефов, находящихся в нишах внешнего коридора. Не будучи ученым, трудно разделить с ними восторг по поводу этих изображений, хотя вся композиция выглядит очень и очень впечатляюще. Но именно эти 80-ти барельефов чаще всего упоминаются в разнообразных источниках с повторением эпитета «уникальный».
Среди прочего следует упомянуть два отпечатка следа Будды (Buddhapada), вырезанные в каменной плите, расположеной в западном вестибюле, а так же «раздвоенных чинтэ» – Manote Thiha или manukthiha, которые установлены на каждом внешнем углу храма.
В отличи от чинтэ, которые аналогичны распространенным львам-охранителям в других странах, раздвоенные львы встречаются реже. По описанию это – человеко-лев (в более поздние периоды манотетиха изображался с человеческой головой) с раздвоенным телом.
Ближайшее рассмотрение этих мифических животных выявило, что манотетиха как бы надвинут на грань угла до уровня чуть ниже лопаток и его тело расходится на две части вправо и влево, но при этом его довольно крупное и реалистично изображенное мужское достоинство сохраняется в целости и сохранности и на левой и на правой половине. То есть лев – один, лапы – четыре, а органа – два.
На территории храма Ананды находится еще одно почитаемое буддистами сооружение: монастырь Ананда Ок-чаун (Ananda Oak-kyaung).
Он знаменит своими стенными росписями 18-го века и тем, что в нем жил высокочтимый буддистами Бирмы монах Шин Туддхамма Линкара (Shin Thuddhamma Linkara).