Автор: СкиталецЪ
Создан: 27.03.2006
Опубликован: 09.04.2006
(отредактирован: 25.08.2024)
Компаньоны: Алексей Мочалов, Андрей Саакян
Описание окружающей местности
Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить
Этим тайником я постараюсь открыть для геокешерского сообщества, да и не только геокешерского, удивительные места Лешуконья, Удоры и Мезени. А удивительны они своей труднодоступностью и малоизученностью. Уверен, что в ближайшее время в эти края ожидается настоящее паломничество. Целых полгода этот район отрезан от большой земли. Летом сюда можно добраться только водным транспортом (как раз это надо будет проверить в ближайшее лето), зимой же - по трем официальным зимникам (что мы и проделали в марте 2006 года в составе небольшой познавательной экспедиции на двух внедорожных автомобилях). Огромное, просто неподъемное спасибо автору супер-статьи о путешествии по Лешуконью.
Достопримечательным местом на средней Мезени по своей древности, живописному положению и политическому значению было селение Ущелье. На этом месте в течение 150 лет существовал мужской монастырь, основанный иеромонахом Соловецкого монастыря Иовом. Где и когда родился сей угодник Божий, остается неизвестным. Известно только, что он носил фамилию Мазовского и отца его звали Патрикием. Впоследствии он ушел в Соловецкий монастырь. Там и принял монашеский постриг с именем Иова. 10 ноября 1607 г. по приезде на Соловки в одном из монастырских храмов - Благовещенском - митрополит Новгородский Исидор посвятил Иова в иеромонаха. После этого Иов жил в Соловецком монастыре еще семь лет, а затем в 1614 г. с благословения настоятеля навсегда покинул Соловки в поисках уединенного пустынного жительства.
Место, где поселился преподобный Иов, находилось на стыке трех рек: Мезени, Вашки и Ежуги. Там "на крутом, картинном мысу, или щелье (т.е. речном мысу)" преподобный Иов поставил деревянную часовню в честь праздника Рождества Христова и собрал достаточное количество братии.
Монастырь, основанный преподобным Иовом, был второй мужской обителью, появившейся в тех краях. Другой монастырь, Троицкая Чирцова пустынь, возникший несколько раньше, находился "в Юромском стане, ниже по Мезени". Однако основание в этих краях еще одной обители стало, несомненно, важным событием в распространении Православия на Лешуконье. Становление Ущельского монастыря шло непросто. У него не было ни собственных земель, ни угодий, ни средств, чтобы вести строительные работы. Поэтому первые его насельники терпели всевозможные лишения. Из-за отсутствия средств на возведение монастырских построек они вынуждены были жить в домах своих родственников.
Чтобы обеспечить безбедное существование обители, Иов просил царя Михаила Федоровича пожаловать им «то пустое (не занятое никем) место - Ущелью от Ежуги реки горную землю, да вверх по Мезени до Ижорской виски, да Ижорскую виску для рыбной ловли, да черного лесу по две версты в гору и два островка присадные на Мезени, да рыбные же ловли на Мезени против Ущелья дати на оброк (за пять алтын ежегодно) к Рождеству Христову для монастырского строения».
Грамотою от 14 августа 1615 года царь пожаловал просимое. В «Подлинной писцовой книге погостов, сел и деревень в государевых черных волостях Кевроля и Мезени» 1623 года, хранящейся в Центральном государственном архиве древних актов в Москве, записано: «У Важки монастырь стал после писцов на данной важкинских крестьян земле в 122 (1614) году. В нем церковь Рождества Христова деревянна вверх нова поставлена в 130 (1622) году, в ней образ местный Рождество Христово. На монастыре же в келье строитель Иов, да в четырех кельях братии восемь старцев, да двор скотиный. Пашни паханные худые, земли четверть с осьминою в поле. Дань и оброк не положены, потому что строит его строитель внове».
После того, как у Ущельского монастыря появились свои угодья, он стал расти и строиться. Вместо деревянной часовни в нем появился храм в честь Рождества Христова. Конечно, тоже деревянный, какими чаще всего и бывали храмы северных обителей. Братия переселилась из изб в кельи. Разумеется, строился монастырь силами тех, кто жил в нем - монахов и послушников. Вместе они рубили здания, возделывали землю, заготовляли сено. Работы эти, в которых участвовали все насельники монастыря, назывались "общими послушаниями". Известны имена управителей обители до 1692 года.
Спустя 13 лет после того, как царь Михаил Федорович одарил Ущельский монастырь угодьями, в обитель пришла беда. 5 августа 1628 года, в отсутствие братии, находящейся на сенокосе, Иов «потерпел убиение от разбойников». Думая, что в монастыре есть деньги, и, надеясь ими поживиться, они угрозами старались выпытать их у преподобного Иова, Однако единственными сокровищами иноков были иконы да священные книги. «В исступлении они стали жечь преподобного огнем, били, влачили по земле... и, наконец, отсекли страдальцу голову».
Вскоре после смерти Иова над его мощами была построена часовня. В 1701 году она была разобрана и вместо нее по указанию архиепископа Афанасия, сподвижника Петра I, была построена новая часовня.
Для понимания последующих событий надо помнить, что во второй половине XVII века в Русской Православной церкви произошел раскол. Часть духовенства и мирян - ярых сторонников «древлего благочестия» отказались признать реформу патриарха Никона, предпринявшего исправление богослужебных книг и изменение некоторых обрядов, откололись от господствующей церкви. Этих людей, фанатически стоявших за старую веру, старые обряды, стали официально называть раскольниками или старообрядцами.
Царское правительство и церковь повели решительную борьбу с расколом. Главный идеолог и расколоучитель протопоп Аввакум был сослан в Пустозерский острог (на устье Печоры, совсем рядом с современным г. Нарьян-Мар), где просидел в земляной тюрьме 15 лет и был сожжен. Умерла в заточении деятельница раскола боярыня Ф. Морозова. Особенно строгие узаконения против раскольников были введены при Петре I.
Раскольники вынуждены были бежать в глухие, безопасные места. Они несли с собой рукописные и старопечатные (изданные до реформы Никона) богослужебные книги, иконы, создавали скиты - общежития староверов с молельнями.
В деревнях Лешуконского района насчитывались сотни приверженцев старой веры, старообрядцев поморского (даниловского) толка. Они не посещали церквей, не крестили своих детей, хоронили умерших в лесах и около своих домов без отпевания. Еще больше староверов было на Печоре.
Власти и церковь понимали, что одними репрессиями покончить с расколом невозможно. В 1739 году по распоряжению архиепископа Архангельского и Холмогорского Варсонофия посланный на Мезень священник Прокопий, ключарь кафедрального собора, собрал восемь местных священников и освидетельствовал останки (мощи) преподобного Иова.
Об этом в небольшой книжке, изданной церковным ведомством (передана в районный музей П.Т. Максимовым из д. Колмогора) говорится: «Раскопав землю на 1,5 аршина, нашли гроб, в коем тело преподобного почивало 111 лет. Когда раскрыли гроб, то нашли тело целым и нетленным, даже бывшие на погребенном ризы, мантия, пояс и пелены - все оказалось целым... Это произошло 3 ноября 1739 года».
Что это - легенда, придуманная церковниками, или это могло произойти в действительности? Могло быть и то и другое. Известно немало случаев фальсификации мощей. Наука объясняет длительное сохранение тел некоторых умерших естественными причинами. Разложение трупов вызывается особыми гнилостными бактериями, которые могут существовать лишь в определенных условиях: при известной температуре, наличии атмосферного воздуха и влаги. Однако такие условия бывают не всегда. И тогда гнилостные бактерии погибают. В силу этих причин тела умерших, например, в условиях Крайнего Севера, где температура воздуха очень низка, или в южных районах, где нет достаточного количества влаги, могут сохраняться, не разлагаясь в течение достаточно длительного времени.
Такие условия в данном случае были: над могилой Иова вскоре после его смерти была построена часовня, так что земля над могилой не прогревалась и летом, туда не проникала влага. Кроме того, труп Иова был обескровлен.
Почитание преподобного Иова как святого началось вскоре после его мученической кончины. От его раки, а также от бревна (кокоры), на которой он был обезглавлен, стали совершаться исцеления больных и другие чудеса. В XVII веке таких чудес насчитывалось более 50. Остатки "кокоры" хранились в местной церкви и, по свидетельству очевидцев, она была "вся обгрызана, потому что щепы от нее, судя по народной вере, взятые в рот, успокаивали зубную боль".
В 1658 г., спустя 30 лет после мученической кончины преподобного Иова, была написана его икона. На ней он изображался в виде седобородого старца в монашеском одеянии со свитком в руках, на котором были написаны слова из Евангелия: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. 10, 28). Еще два года спустя появилось и житие преподобного Иова Ущельского.
Не ранее 1741 года и не позднее 1764 года по указу Екатерины Ущельский монастырь был закрыт как мелкий и маломощный. В 1741 году монастырь еще был, но в нем был только один иеромонах, без братии, с 9 служителями и 29 разночинцами. Ущельские церкви были приписаны к Усть-вашскому приходу. Братия разошлась по разным местам. Согласно местному преданию, один из иноков этого монастыря, Иуда, пришёл, на речку Попьюгу и километрах в 7 от деревни Конещелье основал скит. С ним были ещё два брата (в монашестве, не по родству) – Иаков и Иоанникий, по-видимому, из той же монашеской братии. В скит на Попьюгу потянулись жители окрестных деревень за духовным наставлением, за советом, за утешением в трудные минуты жизни. Именовали братьев по-старинному: Юда, Яков, Аника. Когда Юда (видимо, старший из братьев) отошёл к Господу, два других брата оставили скит и перебрались поближе к жилью. Яков устроил себе жилище в сосновом бору поблизости от соседней деревни Белощелье, а Аника (он же Оникей) ушёл сильно вверх по Мезени и поселился недалеко от деревни Латьюга. (Эти святые места и сейчас нетрудно отыскать на месте. Что, кстати, надо обязательно сделать в следующей экспедиции.)
В 1794 году на месте бывшей часовни была построена церковь во имя Святого Иова Ущельского чудотворца. Главной святыней была икона преподобного Иова (которая ныне находится в районном музее).
В 1837 году был открыт самостоятельный Ущельский приход с причислением к нему четырех деревень: Ущелье, Смоленец, Березник и Пылема.
По данным I Всеобщей переписи Российской империи, 28 января 1897 года в д. Ущелье насчитывалось 13 хозяйств, в которых было 43 мужчины и 53 женщины. Основным занятием населения было земледелие. Четыре человека также рубили лес для завода, четверо охотились, было два поденщика, мельник и плотник.
В 1900 году по Указу Святейшего Синода именно здесь, в Ущелье, была открыта Ущельская Преподобного Иова женская община (монастырь). Ее основательницей и игуменьей была монахиня Магдалина (в миру Параскева Вяткина). Создание этой обители преследовало цель «просветить и воспитать в религиозном духе женскую половину населения - девиц, будущих матерей, которые и своим детям передадут дух воспринятого воспитания», противопоставить это воспитание «агитации старообрядцев, смущающих своим наружным благочестием на путь погибели многих православных». (Из листовки 1902 года, выпущенной по поводу открытия обители).
Обитатели монастыря подразделялись на две группы: монахини и послушницы. Постриженные в монашество навсегда «уходили из мира», разрывали родственные связи, обрекали себя на безбрачие и получали другое имя. Среди них были и местные женщины: М.В. Листова, например, постриженная в монахини, получила имя Мелентина, У.И. Кычина - Феофания, Е.И. Орехова - Маргарита, А.А. Федорова -Апполинария. Большую часть в монастыре составляли послушницы, которые жили в монастыре по 2-3 года, на сколько были отданы по обету, выполняли всю черную работу. Любое выполненное ими дело называлось послушанием. В послужном списке монастыря в графе «Вид послушания» указано: «Скотница», «Звонарка», «Келейщица», «На конюшне», «Сборщица», а больше всего - «Чернорабочая». В монастыре в 1911 году было 12 монахинь и столько же послушниц, в 1914 году соответственно 11 и 37, в 1917 году -10 и 29, в 1919 году - столько же. Вместо выбывших послушниц набирались новые.
За 19 лет существования монастыря в нем побывало много девиц из деревень нынешнего Лешуконского района: Кряжевы, Кычины, Листовы, Малышевы, Прокшины, Грибановы. Больше 10 лет провела в монастыре чернорабочая из Койнаса А.Я. Богданова. Из Печорского уезда в монастыре были Артеевы, Каневы, Вокуевы, Филипповы, Павловы и др.
К Ущельскому монастырю принадлежали Семжинские кельи, которые посещали паломники. Там постоянно проживали монахиня - заведующая кельями и послушницы - чернорабочие, числящиеся в списках Ущельской обители.
Монастырь имел свое подворье в г. Мезени - в доме, полученном по завещанию купца И.Е. Ружникова, где была чулочновязальная машинная мастерская. Управляла этим подворьем сестра игуменьи монахиня Агния, побывавшая в 1901 году в Иерусалиме.
Надо сразу отметить, что на богомолье в Иерусалим ходил и крестьянин д. Русома Федор Алексеевич Ляпушкин. Его сопровождал в этом трехлетнем путешествии Иван Прокопьевич Пахомов (Малый). В Русомской церкви, капитально перестроенной на средства Ляпушкина, была икона с ликом этого Благотворителя.
Женский монастырь имел 5 десятин пахотной земли и 40 десятин сенокосной, лошадей, крупный рогатый скот, оленей в Пустозерской волости. Были сенокосилка и молотилка. Источниками денежных поступлений монастыря были «доброхотные даяния», получаемые через сборщиц-монахинь, которые постоянно находились в Архангельске и других местах, чисто церковные доходы (за поминовение, псалтырное чтение, сорокоуст, деньги, высыпанные в кружку Преподобного Иова, от продажи крупного рогатого скота и оленей, от Мезенского подворья и от пожертвовании на нужды монастыря. Так, пинежский купец А.И. Володин в 1917 году пожертвовал 500 рублей, торгующий крестьянин из д. Русома А.Ф. Ляпушкин в январе 1918 года - 1022 рубля. В 1919 году дважды по 100 рублей в пользу обители пожертвовал командующий Мезенско-Печорским районом белогвардейский генерал Шапошников, штаб которого находился в Лешуконском, чтобы Всевышний даровал победу его белому воинству.
В 1920 году Ущельский монастырь был закрыт. (Вот эта фраза особенно впечатляет!!!) «Монашки соорганизовались в советское хозяйство, организовали контрольный комитет. Вынесена резолюция проклятия старому строю».
В 1925 году было принято решение Мезенского уездисполкома о ликвидации совхоза, для чего в Ущелье был направлен заведующий уездным земельным отделом А.А. Кожевников, который представил отчет о ликвидации совхоза (протокол № 3 заседания Мезенского УИК от 15 октября 1925 года).
В 1930-годы в Ущелье был организован колхоз имени 2-й пятилетки, который состоял из 12-ти хозяйств. Одной из важных статей дохода колхоза была рыбная ловля на богатой и глубокой тоне на реке Мезени против Ущелья.
Ныне в Ущелье подсобные хозяйства МРУ Северного речного пароходства и проживает несколько семей. Невдалеке от Ущелья ретранслятор телевидения, по сигналам которого ежедневно зажигаются голубые огоньки наших телевизоров. Такова история этого древнего поселения, когда-то имевшего большое религиозное значение.
Текст статьи был взят почти полностью, с некоторыми доработками, из районной газеты «Звезда», 13.02.1986г., опубликованной в книге лешуконского краеведа Н.А.Гаева «Время и судьбы» и сайта Архангельской и Холмогорской Епархии
Это был шестой день нашей экспедиции. Из Лешуконского до деревушки Ущелье буквально пять километров отличной дороги. На всякий случай заехали отметились у ретрансляционной вышки и поехали искать место на стыке трех рек. Нашли упоминавшийся в статье дом с антенной в виде двух велосипедных колес, нашли овражек. Постарались сделать фотографии с того места, с которого монастырь был сфотографирован в 1900 году. А вот ответ единственного местного жителя озадачил. «Какой монастырь???!!! На том пригорке??? Да нет там ничего. Вот часовенка только стоит, ее два года назад построила семья …. (прошу прощения не записал фамилию). И все.» И не знает человек рядом с чем живет.
Дороги! Из Лешуконского дороги уходят в трех направлениях.
На Мезень. Надо пересечь реку Мезень на пароме или по ледовой переправе в зависимости от времени года. Смоленец - Мезень это асфальт с одной паромной переправе через Пёзу. Дорога так и идет правым берегом.
Вверх по Мезени. Здесь грунтовая дорога (зимой отличный зимник) идет правым берегом Мезени от д. Смоленец до Усть-Кымы, там паромная переправа на левый берег и на Койнас. В Койнасе официальная дорога вроде бы кончается и идет строящийся кусок до Большой Пыссы. Там еще одна переправа на правый берег на Малую Пыссу. Дальше дорога так и идет правым берегом до Кослана.
И третий путь. Из Лешукони переправа на правый берег Вашки и вниз до Чуласы. В районе Усть-Чуласы переправа на левый берег Вашки и дальше вниз по течению в КОМИ (Этот путь зимой не чистится - дороги нет). Из Усть-Чуласы уходит зимник на Карпогоры. Состояние ниже среднего. Летом не функционирует.
АЗС. В Лешуконском 64.54,043 45.44,252 - работает только с 7-00 до 23-00. В Мезени две - круглосуточно. В Ценогоре 64.53,251 46.43,152 - вообще работает только по звонку (там висит табличка с телефонами). В Койнасе 64.44,791 47.38,680 - только днем и в рабочие дни. Есть только ДТ и 92.
О поездке можно почитать в журнале АвтоМир №19 от 6 мая 2006 года, стр.90. Трек поездки можно скачать тут.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: