Маршрут: Москва – Хабаровск - Комсомольск на Амуре – Сулук - Правоуримйское оловорудное месторождение. Тип маршрута – непрерывный с тремя пересадками. Из Москвы до Хабаровска на самолете – 8 часов. От Хабаровска до Комсомольска на Амуре автобусом 6 часов. От Комсомольска на Амуре по БАМу поездом до станции Сулук – 10 часов. От Сулука до Правоурмийского на вахтовке на базе Урала – 7 часов. Все пересадки между транспортными средствами в сумме составили не более двух часов и заключались в переездах в Хабаровске и Комсомольске с одного вокзала на другой. Так что можно сказать, что маршрут не прерывался совсем. Самая комфортная часть маршрута – поезд Комсомольск – Тында. Там можно поспать лежа. Самая стремная - семичасовая заброска по сопкам через перевал и с форсированием огромного количества речек, речушек, ручьев и просто курумников в промежутках между сопками. Формат дороги напомнил Кавказские заброски на бурные речки в аналогичной молодости. Только места на порядок более глухие, на всем протяжении ни одного населенного пункта, разве что несколько пустующих сейчас зимовий с запасами спичек и дров для потерпевших в дороге аварию. Почти все время, за исключением первых 30 километров от Сулука (где дорога проходит по болотам) с одной стороны дороги наблюдается бок поросшей тайгой сопки с осыпями или скалами, а с другой стороны, на расстоянии 10-20 сантиметров от колеса, крутой обрыв, высота которого постоянно варьируется от нескольких метров, до нескольких сотен метров в зависимости от высоты трассы над уровнем долины реки. По дороге туда притоки еще не замерзли и могучий Урал пробивал их долины на большой скорости, а мы с напарником «летали» по вахтовке аки бабочки или попкорн. Через 10 дней, по дороге обратно, температура воздуха уже успела побывать ниже отметки в минус 23 градуса, большинство притоков покрылись толстой наледью, и вода, переливаясь через нее, пыталась стащить медленно ползущую, тяжелую машину в сторону сливов и водопадов, предвещающих воссоединение притоков с матерью Урми, достигающих по высоте нескольких метров каждый, последовательно сваливающихся каскадами вниз по распадкам и делающих поездку еще более захватывающей. Хотя куда уж более…. В поселок прибыли слегка отбитыми. Итак, мы у цели. Что мы можем почерпнуть об этом месте из Википедии? Вот текст из интернета: Урми́ — река в Хабаровском крае, правая составляющая Тунгуски (бассейн Амура).
Длина — 458 км, площадь бассейна — 15 тыс. км². В бассейне Урми около 1040 озер общей площадью свыше 32 км².
Урми берёт начало на южном склоне Баджальского хребта, далее протекает вдоль Буреинского хребта, в нижнем течении — по Нижнеамурской низменности. Сливаясь с рекой Кур дает начало левому притоку Амура реке Тунгуске, для которой является правой составляющей. В верховьях Урми расположено крупнейшее в Россииоловорудное месторождение (Правоурмийское месторождение).
Река пригодна для сплава (260 км). Судоходна для катеров.
Это что касается реки. А вот что пишут про само месторождение : Правоурмийское месторождение олова расположено в Верхнебуреинском районеХабаровского краяРоссия), в 117 км от ж/д станции Сулук (Байкало-Амурская магистраль).
По своим качественным и географо-экономическим показателям на сегодняшний день Правоурмийское месторождение является лучшим в России и единственным, которое может конкурировать при определенных условиях с месторождениями, разрабатываемыми оловодобывающими странами. Его балансовые запасы составляют 23,1 млн т. руды и 106,4 тыс. т. олова при среднем содержании металла в руде 0,46 %. При пересчете запасов с учетом экономически обоснованных кондиций (с оконтуриванием по бортовому содержанию 0,40 %) запасы составят 11,1 млн т. руды и олова 92,7 тыс. т. при среднем содержании металла 0,84 %.
Освоение Правоурмийского месторождения сдерживается по двум основным причинам: отсутствие дешёвой электроэнергии; отсутствие качественной автодороги до станции Сулук.
Итак, что же мы читаем? С одной стороны – «ЛУЧШЕЕ и ЕДИНСТВЕННОЕ, способное конкурировать с другими странами». НО - «при определенных условиях» Вот так всегда у нас…. При определенных условиях и “жигули» можно превратить в автомобиль. Но... никогда их по чему-то не возникает... Разворовывают всегда в России эти самые "определенные условия" "неопределенные" законом личности и "личности в законе"... А еще чаще "личности над законом".
Что мы имеем реально сейчас в данном природно-географическом ресурсо -разрабатываемом месте?
1. Природа : красивейшие, поросшие редким лесом сопки, меняющие цвет много раз за день, чистая, прекрасная, горная река, чистый почти горный воздух (высота поселка около 1000 метров над уровнем моря) и небольшой вахтовый поселок в долине, достаточно гармонично вписывающийся в окружающий ландшафт.
2. Небольшая фабрика по переработке оловосодержащей руды на подошве горы, примерно на сто метров выше поселка. Внешне неплохое, даже симпатичное здание. Пример потемкинской деревни России двадцать первого века. Внутри старое, допотопное оборудование, технологии века XIX и температура воздуха чуть-чуть превышая наружную. Видимо внешним видом "закапывали в глаза" топ- менеджменту месторождения, ныне находящемуся не в Сулуке, не в Комсомольске и даже не в Хабаровске, а угадайте, где? Правильно - в столице нашей многострадальной. Там, где откатывают большие деньги, без "руки Москвы" ну никак не обходится. :-(
3. Две штольни, где данную руду добывают. Нижняя штольня № 3 расположена на 500 метров выше поселка, и чтобы попасть туда нужно совершить захватывающее восьмикилометровое путешествие по горному серпантину на вахтовом Урале и насладиться потрясающими, насыщенными адреналином видами с обрывов на долину реки Урми, вахтовый поселок и фабрику. К сожалению, упоминание про адреналин, совсем не попытка добавить "остроты ощущений" на ровном месте. Последний раз вахтовка с людьми "ушла" с серпантина на склон из-за отказа тормозов всего три месяца назад. Можете посмотреть, как ужасно выглядит на фото то, что от нее осталось. Бревно прошило одно из сидений насквозь легко и просто, как иголка канву. Один человек погиб. Несколько получили травмы. По иронии судьбы единственный погибший работал в вахтовом поселке токарем и ни разу за вахту ( а это 2 месяца работы, один месяц отпуска) не был на штольнях. Поехал пофотографироваться перед предстоящим отпуском.... Печально... Штольня №2 расположена еще на 120 метров выше третьей. Еще существует первая штольня, еще выше по склону, но она закрыта, так как ее выработали 4 года назад. Проходящие регулярно осыпи сносят серпантин, его прокладывают вновь бульдозерами и не всегда это удается сделать в том же месте, где проходил старый.
3. Поселок. Население примерно сто человек, включая администрацию, наемных шахтеров, специалистов разного профиля, шоферов, поварих и т.д. Практически все вкалывают ежедневно ( а часто и еженощно ) по полной программе в тяжелых условиях, и с риском для жизни. По крайней мере, к шахтерам, специалистам горного профиля, энергетикам и шоферам это относится на сто процентов.
4. Валюта. Два слова на букву "с". Спирт и солярка. Точнее наоборот - солярка и спирт. Солярка безусловно важнее. Она - кровь в жилах всего поселка. Не будет солярки - не будет ничего. Энергия на поселок, фабрику и штольни поступает от пяти работающих попеременно дизелей. Три из них (очень старые) находятся в дизельной поселка, и еще два на горе около штольни №3. Любой из них может запитать энергией как поселок, так и фабрику и горное оборудование штолен. Даже не в сильные морозы пришедший из Сулука ежедневный бензовоз с соляркой, съедается дизелями и автотранспортом поселка "на раз". Запасов солярки в поселке нет. При мне один из бензовозов не пришел по причине того, что нанятый новый водитель, выехав из Сулука, проехав полдороги и чуть не свалившись с обрыва, развернулся, возвратился обратно в Сулук, послал всехрядом с точкой назначения и уволился. Так пришедший на следующий день бензовоз пришлось сливать прямо в бак работающего дизеля поскольку он уже "черпал со дна" и мог остановиться в любой момент. А это не только и не столько работающее горное оборудование, но и свет и тепло и жизнь. А спирт, так.... Ради спокойствия нервов и ясности мыслей для...
5. Дорога в Сулук. Около ста двадцати километров. Можно уверенно устраивать этап соревнования типа Кэмел троффи с финальным запилом по серпантину на шахты. Очень красиво вокруг и до финала дойдут далеко не все. Брошенные на полдороги Нивы свидетельствуют об этом. Зимой температура опускается ниже -50. А весной разливаются многочисленные притоки Урми. Можно выбрать погоду на любой каприз.
6. Брошенный поселок старателей. От него мало, что осталось, а был он совсем-совсем не маленький. Жили старатели, мыли, говорят, золото, олово и еще один интересный металл. И дорога при них, рассказывают на Сулук, была такая, что БЕЛАЗы ходили по ней круглый год. Даже не верится.. Только выжили их оттуда...
Вот пожалуй и все. По Урми сплавляются любители водного туризма на катамаранах и даже каяках. Описание этого есть в википедии. Был бы моложе, обязательно бы "поворчал" здесь по высокой воде. За перевалом водятся медведи и осенью пугают (пугаются) людей, собирающих там ягоды. Место - уникальное. Ну не мог я не заложить коробочку для родного геокешерского сообщества. Можно искать ее по описанию. А можно и по GPS.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: