Наследие купцов села Черевково [MS/12641]

Фото №1. Дом купца первой гильдии М. С. Гусева, 1886 г.
Фото №1. Дом купца первой гильдии М. С. Гусева, 1886 г.
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Размер: Нормальный
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Архангельская обл.
Красноборский р-н
Ближайший нас.пункт
Черевково
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
4.00Нашли: 7
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Фото №2. Троицкая церковь, 1727 г.
Фото №2. Троицкая церковь, 1727 г.
Фото №3. Троицкая церковь, 1727 г.
Фото №3. Троицкая церковь, 1727 г.
Фото №4. Лабаз купца А. И. Пирогова, 1916 г.
Фото №4. Лабаз купца А. И. Пирогова, 1916 г.
Фото №5. Лабаз купца А. И. Пирогова, 1916 г.
Фото №5. Лабаз купца А. И. Пирогова, 1916 г.
Автор: MagDi
Создан: 13.08.2012
Опубликован: 25.09.2012
(отредактирован: 19.03.2018)
Компаньоны: DenVut, Сундук и Панда, Ванька NEO

Описание окружающей местности

     Село Черевково, представляющее центр традиционной культуры Подвинья, впервые упоминается в летописных источниках в нач. XVII в. С этого времени оно становится центром торгово–купеческой жизни региона, где существовали традиции ежегодных ярмарок. Как центр традиционной культуры, Черевково характеризует сохранившийся этнокультурный ландшафт, наличие семантики и символики ландшафта поселения, выраженного в этнонимах и топонимах, корпусе местных легенд о первых поселенцах, истории возникновения поселения и происхождении его названия, а также наличие местного святого – Петра Черевковского. После раскола русской православной церкви Черевковская волость стала одним из центров старообрядчества на Севере. На речке Тядима был старообрядческий монастырь.

     Предание о возникновении Черевково гласит, что напротив высокого правого берега Северной Двины была построена деревянная церковь. Для ее строительства использовался лес из поймы реки. Место, где рубили лес на постройку, получило название «Церковник». Село стало называться «Черепково», потому что церковь вывозили в село в конце зимы по «черепку» (лед–черепок) и затем название погоста переименовали в «Черевково».

     Первое описание Черевковского погоста сохранилось в писцовой книге 1626 г. На Двине в это время существо более 20 погостов и селений. Погост – административный и церковный центр волости, место сходов, судов, совершения сделок, торга, сбора податей. Черевковская волость объединяла в это время 193 деревни. Это были небольшие поселения от 1 до 9 дворов.
     В XVII в. на Черевковском погосте стояла пятиглавая деревянная Никольская церковь с тремя приделами (сгорела в 1657 г.), на этом месте через 20 лет была построена другая церковь – шатровая «о девяти главах» с приделами. Рядом – теплая церковь Афанасия Великого и Кирилла и колокольня с 8 колоколами. Около церкви «старо кладбище». В 1632 г. на погосте над местом погребения местночтимого святого Петра Черевковского была построена деревянная клетская часовня, со временем она обветшала и дважды реставрировалась: в 1859 г. и в 1991 г. В 2007 к часовне был пристроен алтарь и она обращена в церковь. В настоящее время это единственное место в селе для богослужений. (Находится на одной територии, справа от Троицкой церкви).

     В настоящее время в Черевкове, кроме часовни, сохранилась каменная Троицкая церковь 1727 г. с двумя пристроенными позднее приделами, с богато декорированными фасадами в стиле нарышкинского барокко. (См. фото №2 и №3) Этот тип храма был распространен в г. Великом Устюге, с которым волость связывали прочные экономические связи. В основе церкви – ярусная композиция типа «восьмерик на четверике», ведущая происхождение от деревянных храмов.

     В XIX в. социальная дифференциация крестьянства была характерна для всего Русского Севера и особенно для Подвинья с его активной экономической и торговой жизнью. Выделяется часть богатых крестьян, занимавшихся торговлей. В конце XIX в. на погосте с. Черевково было четыре ряда торговых лавок, принадлежавших разным торговцам. Часть лавок находилось на церковной земле и принадлежала церкви. Историко–экономическое развитие Черевково сформировало архитектуру этого торгового села.

     Черевковкий погост – центр торговли, среди сельских торжков уезда он занимал первое место. Двинские крестьяне не только поставляли продукты своего труда на рынок, но и покупали привозные товары: соль, треску, палтус, мед, пряники, а также орудия сельского труда, одежду, посуду. Богатые семьи приобретали заграничные товары: сукна аглицкие, шелк, булавки, бисер, гребни слоновые. Мелкие товары по деревням разносили офени – «кузовники» (пешие торговцы с кузовами). На ярмарках ходили шарманщики, гадальщики с попугаями, китайцы с игрушками, водили медвеженка на цепи.
     Торговыми днями в Черевкове были воскресные и праздничные дни. 22 июля и 19 декабря были большие торжки. Кроме торговли в лавках развертывалась торговля с возов. Крестьяне–кустари продавали гончарную посуду: горшки, чашки, кринки, корчаги, а также деревянные ушаты, шайки, бочонки, сани. Продавали грибы и ягоды. В воскресенье Великого поста с возов продавали гороховый кисель, горячие оладьи, жареную телятину. На торжке в июле проводился наем рабочих: «казаков, казачих, нянь». В определенном месте устраивался «скотний» базар. В праздничные дни бойко торговали питейные заведения. В летнее время товары в Черевково завозились пароходами и баржами. Из Архангельска привозили морскую рыбу, соленую и сушеную, из Устюга – промышленные товары, водку и вино. Зимой торговцы отправляли в Устюг большие обозы за товаром.

     В Черевкове жили и имели лавки несколько крупных купеческих семей. Около 1894 г. купцом Пироговым было построено первое в селе каменное торговое здание. На первом этаже находилась лавка для торговли «красным товаром» (мануфактурой).

     В настоящее время Черевково сохранило облик торгового двинского поселения. Комплекс лавок, амбаров, складских помещений, построенных в традициях русского деревянного зодчества XIX – начала XX в. расположен на окраине села, как, например, лавка – склад купца А.И.Пирогова. Это не лишенное изящества торговое здание в виде пропорционального четырехстенка с большими воротами на главном фасаде. Особую красоту лавке придают великолепные резные, в стиле барокко, наличники окон второго этажа и мезонина, окрашенные в белый цвет. Лабаз купца А. И. Пирогова, 1916 г. (См. фото №4 и №5)

     Черевково, как центр традиционной культуры Подвинья, сохранило гражданское деревянное зодчество, отразившееся в крестьянско–купеческих домах и торговых лавках. Значительный интерес в Черевкове представляют фамильные дома купцов Гусевых, подлинные памятники деревянной архитектуры. В кон.XIX – нач.XX в. семье принадлежало 8 домов.
     Дом купца первой гильдии М. С. Гусева (1886 год постройки) стоит недалеко от дороги (д.Овсянниковская) и является своеобразной визитной карточкой Черевково. (См. фото №1) Семья Гусевых была большая. Михаил Семенович и Анна Федоровна имели четырех сыновей и двух дочерей. Родовой дом имеет 14 жилых комнат на двух этажах. На главный фасад выходят 13 окон, на боковые фасады по 24 окна. Первый этаж – пятистенок, второй – шестистенок с заулком. Обшивка дома имитирует кирпичную кладку.
     Подлинное великолепие представляет уникальная резьба главного фасада, декор крыльца. На главном фасаде – балкон полуовальной формы с шестью колонками. Они украшены рельефной резьбой растительного характера и поддерживают арочный балкон. Верхняя лицевая часть балкона имеет имитацию резного балдахина с кистями. Над чердачным окном расположен полукруглый диск с расходящимися лучами.
     Особую ценность дому придает уникальная, очень красивая резьба подбалконной плоскости, представляющая сложный растительно–вьющийся орнамент. От центрального стилизованного цветка поднимаются вверх вьющиеся стебли с переплетающимися и выходящими один из другого цветами, в обрамлении двухсторонней композиции из четырехконечных звезд. Резьба сохранила окраску в красный и синий цвета.
     Великолепно выполнена резьба крыльца, расположенного с бокового фасада. Крыльцо прямоугольной формы с двумя окнами внутри перекрыто двускатной арочной кровлей, которая украшена резными причелинами. Они состоят из трех накладных досок, нижняя из которых напоминает резной балдахин с кистями. Сохранились явные следы первоначальной раскраски.
     Резьба дома Гусева выполнена на высоком профессиональном уровне, в традициях резных деревянных барочных иконостасов Русского Севера. Можно предположить, исходя из качества исполнения и декоративной орнаментации, – церковными резчиками. Геометрическая резьба (ромбы, цветочные розетки) украшает интерьер сеней: лестницы и дверей.

     Рядом находится дом брата И. С. Гусева. Это двухэтажный шестистенок с 14 окнами по главному фасаду. Оба дома, вероятно, построены одной плотницкой артелью. Подтверждение этому – обшивка, имитирующая кирпичную кладку, а также общие приемы декора: форма и резьба балкона с декорацией резным балдахином и кистями, наличники и причелины. Наружная решетка балкона кованная. Второй балкон выходит на задний фасад, где сохранились следы примыкания взвоза.

     Третий дом купцов Гусевых – двоюродного брата М.С.Гусева вторяет планировку родового дома, но значительно скромнее по декоративному решению. Остальные дома принадлежали братьям и сыновьям семьи Гусевых. Предметы повседневной бытовой культуры крестьянско–купеческого быта можно увидеть в экспозиции краеведческого музея с. Черевково.

     Семья Гусевых повторила печальный путь многих крестьянских семей в России. В 1917 г. Гусевых раскулачили, лишили избирательных прав. Старших Гусевых выгнали из дома. В постановлении сельского совета от 30 декабря 1930 г. приведено основание раскулачивания старшего сына С. М. Гусева по следующим причинам: «характеристика хозяйства до революции – занимался торговлей, в с. Черевково имел магазин и оборудованные складские помещения; производил скупку хлеба, льна, льносемя, скота живым товаром и мясом, отправлял в г. Архангельск на своих баржах при помощи наемного труда; а также занимался сдачей в аренду квартир в своем хозяйстве; имел батрачек 8 чел. Участник фирмы Антонова».

     На окраине с.Черевково на берегу реки Лудонги, неподалеку от д. Мыс, сохранился памятник природы – кедровая роща XIX в. Это искусственно посаженная роща кедра сибирского (ботаническое название – сосна кедровая). Ее посадил крестьянин Федор Степанович Мокеев в 1883 г. До наших дней сохранились 47 могучих кедров.

     В собрании Черевковского и Красноборского краеведческих музеев показана традиционная культура Подвинья: расписная мебель, прялки, предметы интерьеров крестьянско–купеческих домов. В Черевково в настоящее время время музей располагается на ул. Первомайской, 30, тел. 8 (81840) 2-19-63.

     Наследие села Черевково, безусловно, представляет интерес как торговое историческое поселение Русского Севера, центр традиционной культуры Подвинья, который необходимо включить в перспективный ресурс «изучения, сохранения и использования» объектов культурного и природного наследия Архангельской области.

Статья "Торговое село Черевково – центр традиционной культуры Подвинья". Автор - Пермиловская А.Б.

Фотографии села в отчёте "Северный тур. День 5. Часть 2. Село Черевково".

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

putnik67 (29.06.2021 22:32:35)
Осматривали дома белой архангельской ночью, на улицах никого,. Все рассмотрели, все нашли. Кэш тоже нашли быстро и без проблем (сосна - хороший ориентир),только не понятно, зачем так далеко от дороги. Ночевали неподалеку на берегу Северной Двины с шикарными видами на закаторассвет над рекой.
Спасибо авторам.
Mercator (23.08.2020 08:22:08)
Из дома вышла отвратительная баба и прогнала нас. Понятия о том, что придомовая территория многоквартирного дома не является её собственностью, у неё отсутствовали напрочь.

Мы пытались объяснить, что приехали посмотреть красивые купеческие дома, но всё без толку. Испортила нам настроение, и мы уехали.

Можно вывезти девушку из деревни, но вот деревню из девушки...
Задохликовый тупик (11.08.2020 13:32:44)
Fess.kl (06.07.2020 23:39:48)
Andriss (09.04.2019 16:32:27)
peregrin5 (19.05.2016 19:16:25)
xoboblin (28.02.2015 18:37:09)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.