...Как-то в середине лета наступил небольшой перерыв в крестьянской работе и Исмагил решил: — Навещу-ка я своих родных, съезжу с семьёй в свой родной аул. Как решил, так и сделал. Сообщил родителям о своём намерении и скоро вместе с женой Гульсум, маленькими сыном и дочкой отправился к родным. А в ауле, когда узнали, что едут гости, началась весёлая суматоха: — Зарежем барашка, чтобы порадовать детей и внуков! — Давай-ка выбьем подушки и посушим их на солнышке! — Выскобли, дочка, пол как следует — брат приезжает! Родители, сёстры, братья готовились, и соседи тоже готовились так, будто Исмагил и Гульсум ехали к ним. Приехали гости — и сразу к столу. А на нём: лапша, бялиш, пельмени, рыба — чего только нет. Набежали родные, соседи, всем хотелось повидаться и поговорить. — Угощайтесь, гости дорогие! Вот и пельмени готовы. — А внукам дадим каймак — варёные сливки. Аша, аша туганым! Ешь, ешь, родной! Всё вкусно, всего хочется попробовать, но гостям нельзя увлекаться, ведь их пригласили уже и в другие дома. А отказаться — значит обидеть людей. Вот посидели за столом, отведали всего понемножку и отправились к родным на другой конец аула. А там самовар бегом переносят из дома в дом. Почему? Небогато живут старики, даже самовара своего нет. Смогли только лепёшек напечь да разложили к чаю татарскую ягодную пастилу. Но это ничего, ведь главная радость не от еды, а от доброй встречи. "Если нет угощения, приласкай гостя словом" и "Если угощают, пей даже воду", — учат татарские народные пословицы. Попили здесь чаю, рассказали о новостях. А в дверях уже стоит сосед: "Пожалуйте ко мне!" Здесь снова лапша с гусем, чакчак с чаем. И так целых два дня. Со всеми повидались, узнали все новости, рассказали о своём житье-бытье. В каждом доме неспешная беседа. Разве не захочется ещё приехать? Уезжали Гульсум, Исмагил и их дети с любовью в сердце к гостеприимным землякам.
Как и все народы в мире, татары жили и живут по-разному: одни богато, другие — бедно. Ели и едят они тоже по-разному: одним «супермаркеты», а другим — что у себя в огороде вырастил. Вот меню одной семьи: Утром — чай с пермячами. В обед — пельмени с катыком. На второй обед — бялиш с чаем. На полдник — чай с урюком или чакчаком. На ужин — жареный каз (гусь) или варёное мясо и чай. А в другой семье пища такая: Утром — талкан (каша из муки на воде) и хорошо, если катык или чай. На обед — салма (суп с кусочками теста), а летом — каша из гречки и катык. Вечером — снова болтушка из муки и чай. Но и бедные, и богатые татары всегда гостеприимны. Правда, татарская пословица говорит: "Когда приходит гость — мясо жарят, нет мяса — самого в жар бросает". И всё-таки гость никогда не уходит из татарского дома без угощения — хотя бы чашкой чаю с домашней пастилой. Самый популярный татарский напиток — чай: индийский и цейлонский — купцы с древних времён привозили его с Востока. В горячий и крепкий чай кроме сахара добавляют молоко или топлёные сливки, или масло. А астраханские татары любят кирпичный крупнолистовой чай. Его засыпают в закипевшую в котле воду, вливают молоко и кипятят 5-10 минут. Пьют его горячим, добавляя соль, масло и иногда чёрный молотый перец. Часто такой чай пьют с перемячами. Кроме айрана (разбавленного холодной водой катыка) татары по старинному обычаю пьют шербет — подслащенную мёдом воду. Раньше на праздниках пили бузу — сладковатый хмельной напиток. Слегка опьяняет кисловатый кумыс — его делают из кобыльего молока, ёче бал и кёрчемё — медовые напитки. Пьянство татарами веками презиралось. Кроме алкоголя народная татарская традиция издревле запрещала есть налима, потому что эта рыба считалась похожей на змею. Нельзя было есть раков, мясо хищных животных. Лебеди и голуби считались священными и их тоже не ели. Не собирали и не ели грибы. Мусульманам нельзя есть свинину: Коран запрещает.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: