Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Автор: Kavuntur
Создан: 24.08.2012
Опубликован: 31.08.2012
(отредактирован: 31.08.2012)
Компаньоны: Україна
Описание окружающей местности
Знаменитое слобожанское село Межирич раскинулось между гор и рек (отсюда и название села). Оно было основано в 1642 году на месте древнего Городецкого городища украинскимим казаками. По преданию первыми поселенцами считаются Онуфрий Супрун, его два сына и брат, по происхождению с Волыни. Для защиты от набегов крымских татар на холме с крутыми склонами высотой 80 метров была сооружена крепость со сторожевыми башнями. До сих пор ту гору в центре села называют "Замковой".
В 1658 году создается Сумской слободской полк. Межирич становится сотенным местечком во главе с первым сотником Иваном Штепой. Межиричские казаки участвовали во многих военных походах российской армии, в том числе и в Северной войне Петра І с Карлом ХІІ. И именно они посадили привезенную более 300 лет назад в Межирич из Константинополя шелковицу, выросшую ныне в громадное вековое дерево, но плодов оно не дает. Этот ботанический памятник природы является самой старой шелковицей на Украине. При высоте дерева 21 метра обхват ствола составляет 5,50 метра.
Когда-то возле этой шелковицы была совершена первая Божественная литургия. Потом, 15 августа 1759 года, рядом с ней был заложен каменный соборный храм Успения Божьей Матери. Произошло это благодаря киевскому архимандриту Луке Белоусову, который был родом отсюда и в память о своих родных решил построить церковь. В основание храма архимандрит лично положил частички мощей десяти святых, в том числе епископа Суздальского Симона, Иоанна Многострадального, священномучеников Кукши и Лукиана, преподобного Моисея Угрина. Строительство храма было завершено в 1775 году, уже после смерти архимандрита, на пожертвования других лиц, преимущественно полкового судьи Ивана Степановича Пустовойтова и надворного советника Феодосия Козьмича Яцына. Существует легенда о подземелье, которое соединяло Успенскую церковь и крепость на горе.
В плане Межирича от 27 июля 1777 года показано 8 церквей: соборная Успенская, Николаевская и Троицкая внутри вала городского; за валом – Покровская, Крестовоздвиженская, Архангельская, Преображенская и Воскресенская. К началу XX века число церквей уменьшилось вдвое (Успенская, Покровская, Преображенская и Крестовоздвиженская). А к нашему времени осталась только Успенская церковь. В 30-е годы прошлого века ее пытались разрушить. Но когда сбрасывали колокол, один человек упал и разбился, поэтому дальше рушить побоялись. Лишь во время Великой Отечественной войны бомбежкой снесло крышу собора и разрушило колокольню. В послевоенное время храм перекрыли, не постаравшись придать ему первозданного вида. Так он и стоит до сих пор, не один десяток лет требуя капитального ремонта.
В 1765 г. казацкое самоуправление Слободской Украины было ликвидировано. Межирич стал центром комиссарства. Последний сотник Иван Селиховский был назначен комиссаром. Выборных казаков и подпомощников лишили казацких привилегий, причислили к сословию войсковых обывателей и обложили подушным налогом в размере 60 копеек. Казацкую же старшину приравняли в правах к дворянству. Во второй половине XVIII в. Межирич представлял собой довольно крупный населенный пункт. В 1773 г. в нем насчитывалось 743 двора и проживало 7209 человек: 6350 войсковых обывателей, 507 подданных, 105 монастырских крестьян, 40 бывших казачьих старшин, 154 лица духовного звания, 53 военнослужилых к гражданского чина.
Летом 1797 года Межирич стал государственной слободой. Спустя пять лет слобода как центр волости вошла в состав Лебединского уезда.
6 июня 1859 года проездом в Лебедин в Межириче побывал Т. Г. Шевченко.
Накануне первой мировой войны в 1900 дворах Межирича проживали 12 тыс. человек. Основная масса населения была занята в сельском хозяйстве. Имелся кирпичный завод (15 рабочих), действовали водяная и 41 ветряная мельницы, 2 крупорушки. Торговали несколько лавок. Довольно широкого развития достиг гончарный промысел. Более 100 гончаров изготовляли посуду. Народные умельцы не только обеспечивали своими изделиями окружающие села, но и вывозили свой товар на ярмарки. Это были горшки, миски, тазы, пасечники, водянки, кувшины, бочонки, кубышки из местного красного глея, а также глиняные дымовые трубы, которые стали фирменным знаком Межирича. В 20-х годах XX века мастера изготовляли также "седую" или чернолощеную керамику по давней технологии "задымления".
Сбор образцов межирецкой керамики началось довольно поздно, однако отдельные изделия сейчас хранятся в Лебединском и Сумском краеведческих музеях, в Киевском музее народного и декоративного искусства, в отделе декоративного искусства Сумского художественного музея им. Н.Онацького и в народном музее села Межирич. В 90-хх годах прошлого века была попытка возродить в селе производство керамики и майолики, однако оно быстро захирело.
До сих пор село разделено на двадцать одну "сотню". Однако жителей уже столько не наберется. С упадком сельского хозяйства, когда не стало колхоза, ушли один за одним "инвесторы", сложилась сложная демографическая ситуация, население Межирича резко уменьшилось по сравнению с началом XX века. По переписи 2001 года в селе проживало 1794 человека. В 2011 году жителей было уже 1207 человек, в Межириче насчитывалось 478 жилых дворов и 604 брошеных хат. А ведь здесь красивая природа - луга, высокие холмы, с которых видно бескрайние леса до самого горизонта, есть ставок, а неподалеку от села находится Шелеховское озеро (оно названо так потому, что когда-то на берегу стояла усадьба межиричского сотника Степана Селиховского). Как считают сельские власти, основная причина почему горожане не спешат покупать дома в Межириче - это отсутствие нормальной дороги: по прямой от областного центра сюда 40 километров, а добираться приходится два часа, в объезд через Штеповку или Лебедин.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: