"Вспомним о тех, кто командовал ротами, Кто умирал на снегу, Кто в Ленинград пробирался болотами, Горло ломая врагу. Будут навеки в преданьях прославлены Под пулеметной пургой Наши штыки на высотах Синявина, Наши полки подо Мгой." Застольная Волховского фронта
В начале декабря 1942 года командующий Волховским фронтом генерал армии Кирилл Мерецков и командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Говоров получают задачу отбить "горло от бутылки" (Шлиссельбурско-Синявинский выступ немцы называли "Бутылочным горлом" за характерную конфигурацию занятой ими местности – Ю.Л.). Тем самым, они намереваются навсегда освободиться от удушающей хватки немцев. Признаки подготовки к крупной операции не остались для немцев незамеченными, хотя русские по привычке перебрасывали солдат большей частью ночью и в закрытых вагонах, а орудия и танки маскировали под стога с сеном. Немцам ничего не остается, как только ждать. К 12 января 1943 года русские установили на позициях 4500 орудий. В тот же день они открыли огонь из всех стволов. 18 января 1943 года незадолго до полуночи диктор московского радио, наконец, смог передать долгожданное сообщение: "Войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились, и, таким образом, блокада Ленинграда была прорвана". Георгий Жуков, которому в этот день было присвоено звание Маршала Советского Союза, был очевидцем того, как встретились обе советские наступательные группировки в "Бутылочном горле". - "Царило неописуемое ликование", - пишет он. - "Планы Гитлера задушить Ленинград голодом потерпели крах". Жуков считает прорыв блокады "самым большим событием зимы 1942-43 годов. Для него Ленинград важнее Сталинграда, в котором через две недели капитулируют остатки 6-й немецкой армии. Символическая сила города на Неве, которую признает Гитлер, для Жукова тоже имеет значение. Три недели спустя в Ленинграде к разрушенному Финляндскому вокзалу подошел поезд № 1108, преодолевший путь от Волховстроя до Шлиссельбурга. Два часа спустя оттуда отправляется поезд № 719. Но битва за Ленинград будет продолжаться еще долго. Заместитель Мерецкова генерал Иван Федюнинский получает тяжелое ранение 20 января в результате минометного обстрела, начальник бронетанковой службы Ленинградского фронта генерал Н.А. Болтников погибает. Лишь в середине 1943 года в город поступают первые посылки американского продовольствия. Теперь и он подключен к "Мурманскому пункту раздачи". Генерал Говоров хотя и заявляет, что самое худшее уже позади, тем не менее, призывает к дальнейшему выполнению долга. На ленинградском спортивном стадионе впервые с начала войны вновь проводится футбольный матч. Бои под Волховом и за Волхов описаны во многих воспоминаниях. В годы войны город называли младшим братом Ленинграда. И это было правдой. Со стороны Волхова шли на прорыв блокады советские батальоны и полки. Здесь была одержана одна из первых побед в Великой Отечественной войне. Отсюда пришел первый поезд с продовольствием в выстоявший Ленинград, отсюда шла электроэнергия для промышленности города на Неве. Кое-какие характерные подробности о первом рейсе Э-708-64 можно найти в очерке Е.Р. Романова "Первый поезд"(в кн. Операция "Искра", Лениздат,1973, с.590) - Волховстрой." ...в ночь на 6 февраля 1943 года Иван Пироженко,его помощник Виктор Дятлов и кочегар Иван Антонов заняли свои места на паровозе Э708-64...Сорок вагонов были до отказа загружены ящиками со сливочным маслом. 800 тонн...На разъезде Междуречье, в 50 километрах от станции Волховстрой,поезд ожидал Виролайнен [Вольдемар Матвевич Виролайнен,уполномоченный НКПС по Волховстроевскому жд узлу]. На перегоне Междуречье-Липки...гитлеровцы обстреляли поезд. Но...ни один снаряд не попал в состав и не повредил путь. В Левобережной за реверс паровоза встал Виролайнен. На станцию Шлиссельбург он привел поезд в 12 часов 10 минут. Дальше эшелон следовал без остановок,по "зеленой улице"... Часы показывали 10 часов 9 минут,когда паровоз разорвал красную ленту [на Финляндском вокзале]." А вот в книге А.В. Бурова "Блокада день за днем",Лениздат,1979,с.310 читаем: "В 16 часов по новой дороге в Шлиссельбург со станции Волховстрой прибыл поезд с продовольствием для Ленинграда.Несколько раньше сюда со станции Жихарево прибыл поезд с лесом.Первый поезд с Болшой земли подходил к Ленинграду поздним вечером,и торжественную встречу его пришлось отложить...до утра... К перрону Финляндского вокзала подошел поезд,на вагонах которого белели надписи,сделанные мелом:"Челябинск-Ленинград"... Ровно в полдень из Ленинграда ушел первый поезд на восток. Его повела бригада ...Павла Федорова..." В книге "ЛЕНИНГРАД ДЕЙСТВУЕТ... КНИГА ВТОРАЯ" Лукницкий П.Н. 1964 г. пишет "6.02. Морозовка. ...Паровоз трудился, густо дымя, вытягивая десяток платформ с танками KB на изогнувшийся дугой мост. Я поспешил к станции, закричал: - Поезд идет!.. Все шумно, толкаясь, бегом - из вагона. Поперек рельсов – перед трибуной натягивают красную ленту. Общая команда: - Становись! На пульмановском вагоне-станции, над трибуной плакат: "Привет железнодорожникам Волховского узла от железнодорожников Ленинграда!" ... Поезд идет!.. Серый дым медленно приближающегося паровоза уносится в сторону Ленинграда. Паровоз обтянут красным полотнищем, над ним плакат: "Пламенный привет героическим трудящимся города Ленина!" Сейчас паровоз Эу-708-64 на станции Волховстрой-I установлен на вечную стоянку у пассажирской платформы 9 мая 1980 года. Текст мемориальной доски: "Этот паровоз Эу-708-64, приписанный в годы войны к депо г. Волхова, 7 февраля 1943 г. доставил в осажденный Ленинград первый после прорыва блокады поезд с продовольствием и боеприпасами".
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: