В 55 км к северу от Орла расположен город Болхов Орловской области, один из самых древних городов России. Болхов, Девягорск - это имя, овеянное легендами и сказаниями, сохранила история.
Возникший в глубине минувших столетий, в середине XVI в. Болхов становится одним из боевых форпостов, защищавших южные рубежи Московской Руси. Живописный архитектурный силуэт, самобытный облик небольшого древнерусского города, обилие храмов, прекрасное местоположение, природа и особенное благочестие жителей - за все это Болхов справедливо называли вторым Суздалем. Строили и жертвовали на него цари и дворяне, купцы и простой люд.
В библиографии БОЛХОВа достаточно исследований и публикаций. Исчерпывающую работу посвятил ему классик орловского краеведения Г. М. Пясецкий. В книге "Исторический очерк города БОЛХОВа и его святыни" (Орел, 1875) он поддерживает тати-щевскую версию об основании БОЛХОВа сарматами в начале 1 тысячелетия н. э. Сарматы исчезли, а БОЛХОВ, по прошествии темных веков, достался как выморочное наследство вселившимся в эти леса вятичам. И с ними вошел в писаную историю. Но как-то неясно: более осторожные историки стали после Татищева в безусловной древности сомневаться и высказываться уклончиво - известен с 13 века. Тем более, что двоится в летописях город. По мнению многих, был у него тезка в Волынских землях. Князья БОЛХОВские стали мешаться в большую политику, когда свершилась судьба над городом, и была у судьбы кривая ухмылка татарской сабли. "Страшное шествие Батыя около БОЛХОВа навсегда осталось в памяти народа, только предание о нем получило уже характер темной легенды о какой-то свинье, вышедшей некогда из БОЛХОВа и дошедшей до Карачева" (Пясецкий). Здесь начало знаменитому "свиному шляху", продлившемуся через Дикое Поле. Запустением завладели князья Хотетовские, до поры в Литовском подданстве, потом бежавшие к Москве. Пока шел спор за Киевское наследство, поле все дичало, а народ скорбел. Укрепляя южные рубежи, царь Иван IV повелел поставить здесь города и населить их воинскими людьми. Во исполнение указа в 1556 году БОЛХОВ был восстановлен как пограничная крепость. Воинские люди без дела не оставались, а дело у них известно какое: ратное. Рать за ратью прокатывалась через Дикое Поле, и каждая вторая через эти места. В 1565 году маленький гарнизон продержался в осаде в деревянной крепостце против орды хана Девлет-Гирея. Обломался хан о болховский тын - и ушел не солоно хлебавши. Цена, конечно... Что ж, воинских людей еще прислали, крепость перестроили. И вовремя. Ибо настало лихолетье. Смута. В 1606 году через БОЛХОВ прошел Болотников. Не успели опомниться - "в 1608 году город БОЛХОВ обратил на себя взоры всей' России, жаждавшей мира и успокоения от раздиравших ее бедствий своеволия и безначалия. Сюда собрал царь все свое войско, чтобы положить конец господству нового самозванца, утвердившегося в Орле... предавшийся постыдному бегству князь Дм. Ив. Шуйский оробел совершенно... город присягнул в верности самозванцу... за ним последовали и БОЛХОВские изменники; но, улучив удобную минуту, они покинули его и убежали в Москву" (Пясецкий). Бедные болховские изменники... Как им было угадать, кому угождать, когда все царство дыбом. (Военный историк В. Р. Апухтин издал "Выборки из БОЛХОВской десятни 1622 года" - Орел, 1913 - и видно по ним, каково досталось здешним обитателям: все "собою худы", а большинству "на Государеве службе за бедностью быть не мочно". А эти годы еще не самые черные. С 9 октября 1941 по 29 июля 1943 район оккупирован немцами. БОЛХОВ, опорный пункт Орловской группировки противника, освобожден ценой великих жертв и страшных разрушений). К концу бунташного века фортуна мимолетно улыбнулась БОЛХОВу. Мария Милославская, дочь здешнего боярина Ильи Даниловича, стала царицей. А своим как не порадеть? Стал входить БОЛХОВ в силу. По воле ее сына, царя Федора Алексеевича, собор русских иерархов приговорил в 1681 году: быть в городе архиерейской кафедре! Под пастырский посох в новую епископию передавались древние грады Мценск, Карачев, Кромы, Новосиль и ново- ставленный (век лишь с малым!) Орел. А где Владыка, там и прочая власть соберется. Значит - перемена участи городу. Рано радовались... Не улыбка у судьбы, а усмешка. Денег в казне на обустройство кафедры не нашлось, архиереи множить конкурентов не желают, а царь вскоре занемог, да и умер. Сестра его, Софья, ставшая правительницей, еще несколько порадела БОЛХОВу - на том век и кончился. Надежда всегда приходила в БОЛХОВ беременной разочарованием. В начале славных дел Петра занесло по пути в Киев и в сей угол. Чем-то ему, видать, глянулся БОЛХОВ; зла держать на гнездо Ми-лославских не стал, а напротив, пожаловал здешний монастырь архимандритом на игуменство, а в город прислать повелел специалистов-кожевенников. Ни то, ни другое даром не пропало. И монастырь в славу вошел, и кожевенное дело в гору пошло. Не гладко, конечно, с ухабами. То монастырь вдруг "за штат" выведут, то пожар горожан обездолит. Разбойники временами одолевали. Горожане их то по долгу ловят, то по страху подкармливают. И за то ездят по дорогам посвободнее: возьмут на гоп-стоп, узнают, что болховчанин - и жизнь оставят, и денег на дорогу. Так и жил город, получив полную отставку от крепостной службы. Иоанн Лукьянов, паломник, проезжавший тут в 1711 году, писал так: "Град БОЛХОВ стоит на Нугре, на левой стороне на горах красовито: град деревянный, ветх уже, церквей каменных есть от малой части; монас- тырь хорош... рядов много; площадь торговая хороша; хлеба бывает много, а дровами сильно довольно". А еще через 70 лет проезжал здесь академик В. Ф. Зуев и тоже похвалил: "Нарочитой и известной даже в древности город по уделу своему". Много чего отметил, а в конце добавил: "Сверх того питейных домов 16". В том году город, ставший уездным, был наделен гербом: в серебряном щите поле, усеянное гречихой. На торговых и кожевенных делах стал город понемногу благоденствовать. Вознесся над округой богатыми строениями. На ежегодную Тихвинскую ярмарку при монастыре съезжались издалека. Кожевенные поставки в казну богатили многих и подолгу. Успех увековечивали воздвижением новых и перестройкой старых храмов. Теша тщеславие горожан, на месте первохрама былой крепости восстал к небесам Спасо-Преображенский собор о шести престолах в два этажа. И колокольня к нему с превеликим шпилем - и с курантами! Нет подобного в губернии, знай наших! Весь город может молиться, а ведь еще два десятка церквей да два монастыря. И росли в ряды от центра к концам солидные купеческие особняки. Но как это обычно бывает в нашей стране, после очевидного успеха возникает у людей желание схалтурить и деньгу зашибить. Случилось так и с болховскими купцами: прикрываясь славой своих кожтоваров, местные заводчики начали вместо кожи гнать на подошвы картон. Подделка обнаружилась, и поставкам из Болхова объявили бойкот. Причем до полного банкротства. В оставшееся до Октябрьской революции время болховские купцы отмаливали неправедно нажитые капиталы и жертвовали колоссальные средства на возведение церковных храмов. Вот так грехи предков оборачиваются богатым архитектурным наследством.
Самые древние уже нами помянуты. О граде Девягорске, о свинстве Батыя. Эти уже засушены в книжных страницах. Есть и другие. Мудрые, поэтичные, корявые, нелепые. Три темы более всего волнуют воображение болхо-вичей: разбой, сокровища и святость. Самая почтенная потому легенда - о разбойнике Опте, в ней все воедино. Корни ее во Диком Поле, когда лютовали здесь по безвластию лихие люди, и славен меж ними по удали и удаче был некто по имени Опта: то ли вожак ватаги, то ли начальствующий стана, то есть царской погранзаставы. Стяжав богатство, раскаялся и вложил деньги неправедные в богоугодное дело: стал спонсором строительства двух монастырей, сохранивших в названиях его имя. Первый близ руин БОЛХОВа, второй - Козельска. Тем способствовав возрождению провинции через финансовую поддержку духовности и культуры. Жил ли когда Опта - неведомо, а монастырь с той поры замечен в источниках, и в дальнейшем в центре всех событий и легенд.
Бесспорный факт посещения крепости Иваном IV также обсижен воображением поколений. Большинство болховчан за непременное вам скажут, что в Троицком соборе венчался грозный царь с одной из своих жен, вот только запамятовали - с которой. Механизм апокрифа очевиден: аберрация памяти о царице Марии Милославской, первой жене Алексея Михайловича. Но другое уж совсем несообразно: некоторые полагают, что в БОЛХОВе, скорее всего в монастыре, спрятана знаменитая библиотека Ивана Грозного.
С монастырем связано много иных преданий, обрисовывающих крайности менталитета. Есть благоговейные - о явлениях молящимся архимандрита Макария (о нем впереди). Есть богохульные - о подземном ходе из мужского монастыря в женский Богородицко-Всесвятский и превеликих там оргиях. С Оптинскими подземельями связан и более свежий вымысел о сокровищах скрытых. Якобы были собраны в гражданскую войну местной буржуазией пуды золота-серебра на поддержку белого дела и спрятаны тут до подхода Деникина. Да не сумели белые, взяв Орел, прорваться на БОЛХОВ, а хранителей клада по чрезвычайному положению красные в одночасье расстреляли. С тех пор искали его многие - и госслужбы, и частные предприниматели - да так никому тот клад и не дался.
А в наследство Болхову досталось много, и, к счастью, дошло до наших времен. Сохранилась здесь городская застройка, улицы центра и окраин и даже, словно, сам уклад жизни. Овраг, проходящий по центру города, территориально делит Болхов на две части.
В первой части неминуемо оказываются все те, кто приезжает в городок по дороге из Орла. Здесь расположена автостанция, памятник-танк погибшим в Отечественную войну, а главной изюминкой, безусловно, является Георгиевская церковь. Впрочем, если сам по себе храм не вызывает особенных эмоций, то его колокольня (76 метров) уж точно удивит. На сей счет у болховчан есть своя весьма романтичная легенда.
Некогда богатый купец выкупил у табора красавицу-цыганку и при себе поселил. Холил-лелеял, а все ж не убереглась его любовница от степной тоски и наложила на себя руки. Продал купец свое дело, а на вырученные деньги построил колокольню Георгиевской церкви, как свечу великую во спасение ее души. А сам ушел в монастырь, свой грех замаливать. По документам устанавливается, кстати, пристройка притвора к трапезной на средства купца Губарева в 1862 г.
Во второй часть города, где оказываются все те, кто приехал в Болхов из Калужской области, сосредоточены основные достопримечательности городка. Здесь расположен главный соборный комплекс Болхова, стоящий на высоком холме на территории бывшего кремля. Это Спасо-Преображенский собор (один из шагов тайника Великое в малом), который виден практически из любой точки города. Рядом находится Церковь Святой Живоначальной Троицы которая одна из старейших и ярчайших памятников архитектуры города Болхов. Нынешний 5-главый храм возведен вместо деревянного в 1708 году из красного кирпича. Строителем его считается старинный купеческий род Бобковых. Дивные узоры церкви, ее выразительный силуэт делают храм настоящей жемчужиной русской православной архитектуры: ажурные архивольты, красочные ширинки с разноцветными изразцами, карнизы с поясом кокошников из раковин, сочетание красного кирпича и белого камня. Оформление исполнено в духе Московских посадских храмов XVIII столетия. Колокольня с богатым убранством была пристроена позже. В Троицкой церкви хранилась явленная Казанская икона Божией Матери. Под горой с храмом, на месте чудного явления купцом Качановым была построена каменная часовня, которая до настоящего времени не сохранилась.
Главная «магистраль» города – улица Ленина как нельзя лучше передает удивительную и самобытную атмосферу городка. Застроена улица сплошь каменными купеческими домами второй половины XIX века. Кажется, каждое строение на ней достойно камеры фотоаппарата. Здесь же находится городская администрация и музей. Прогуливаясь по улице, можно живо представить себе, как столетия назад тут бурлила жизнь, как ходили важные купцы, увлеченные кожевенным делом.
Недалеко находится Храм Рождества Христова который принадлежал когда-то Христорождественскому монастырю, упраздненному в 1664 году. Рождественская церковь стала приходской. Каменное здание церкви было построено не позднее 1680 года. Здание храма представляет собой восьмерик на прямоугольном основании. Этот действующий сегодня и уцелевший в богоборческие годы храм стал хранителем многих святынь из церквей и обителей Болхова. Церковный приход церкви существовал даже в оккупированном Болхове с разрешения немецких властей. Ныне здесь прибывают особо чтимые Иерусалимский образ Божией Матери, мера с иконы Успенского собора Московского кремля, чудотворная Тихвинская икона Богородицы из Троицкого Оптина монастыря (этот образ был явлен в городе и стал Небесным Покровом Болхова), резной образ святой мученицы Проскевы Пятницы, редкий (времен Ивана Грозного) образ Спасителя. На сводах Рождественской церкви сохранились росписи XIX века. Этот храм является соборной городской церковью, одной из самых известных в Болхове. В настоящее время возродился в Болхове крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери от Христорождественской церкви к Троицкому Оптину монастырю.
«Один из известнейших среднерусских монастырей», - как его называли в литературе XIX в., Троицкий Оптин монастырь расположен в километре от Болхова. Раньше это был развитый монастырский ансамбль с тремя храмами, келейными корпусами и службами.
. К XX веку в Троицком Оптине монастыре было три храма:
1) Св. Живоначальной Троицы с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря,
2) Тихвинской Божией Матери с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека.
3) Рождества Иоанна Крестителя с приделами пророка Илии и Антония и Феодосии Печорских.
Окружала обитель крепостная каменная стена с четырьмя башнями - бойницами по углам, что указывает на приспособление к самозащите.
В 1614 г. во время литовского нашествия монастырь был выжжен поляками, о чем сказано в писцовых книгах 1620 года, а до пожара в обители были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Пророка Илии, и по актам ее именовали Монастырь Обжей Рождества Пресвятым Богородицы.
В 1628 г. по повелению царя Михаила Романова церкви эти были восстановлены почти в прежнем виде. Обитель испытывала оскудение «име всего два колокола весом в 1,5 пуда каждый». Существует древнее предание, связанное с этими колоколами. Близ монастыря есть луг, в старину он был глубоким озером, в котором будто бы отдавался и теперь отдается гул колокола. Во время нашествия каких-то врагов монахи спрятали два больших колокола в озеро. Когда неприятель удалился, один колокол вынули, а другой вытащить не смогли. С тех пор колокольный звон извлеченного из озера вызывает сочувственный отклик в его собрате, скрытом глубоко под землей; эти звуки подземного узника и слышатся. Второе монастырское предание о том, как видели монахи Саму Богородицу, как прошла Она у монастырской ограды, благословляя Свою обитель.
Во все времена монастырь имел царственных покровителей из Дома Романовых, т.к. супруга царя Алексея Михайловича (Тишайшего) - царица Мария Ильинична Милославская была болховской уроженкой; преемники царя Алексея - цари Федор, Иоанн, царевна София и Петр I также оказывали помощь обители. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Милославский и ее сестра Анна. Бывали здесь цари Иоанн Грозный и Петр I и благодетельствовали городу и монастырю. И многие знаменитые русские фамилии: Горчаковы, Милославские, Юрасовские, Шеншины, Хотетовские и другие в течение нескольких веков были известными жертвователями Оптина монастыря, где по завещанию и погребались. Обширные связи монастыря и духовное его влияние, таким образом, простирались далеко за пределы Орловской губернии.
В 1705 г. Петр Великий, посетивши с царевичем Алексеем Волхов, повелел «ради многонародного жительства города» - «для церковной церемонии и благолепия во время водоосвещения и в крестных хождениях в мужской и девичъ монастыри четверекратно быть в монастыре архимандриту». Самым известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря в XIX веке был любимый ученик св. ФиларетаМосковского, переводчик священных ветхозаветных книг, воспитанник Глинской пустыни, просветитель и миссионер Алтая, архимандрит Макарий (Глухарев), почивший в обители 18/31 мая 1847 г. и погребенный в склепе под сводами Троицкого собора; ныне причисленный к лику святых Божиих.
Первоапостол Алтая, преподобный Макарий Алтайский, «Незабвенный архимандрит» - одна из самых светлых личностей не только в истории нашего миссионерства, но и в истории Церкви, а 31-й день зеленого мая да будет навечно днем похвалы святому старцу и праведнику, каким архимандрит Макарий почитается не только в России - далеком Алтае и Сибири, Москве, Петербурге, Орле и Волхове, но и во всем мире.
В XX веке еще один выдающийся подвижник, исповедник нашего времени архиепископ Даниил (Троицкий, 1887 - 1934 гг.), как и его родной брат священномученик Илларион, свидетельствовавший о Христе даже до смерти, был известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря с 1917 по 1921 годы.
Красный смерч разметал жизнь древней обители, опустошил ее храмы и стены. Великая Отечественная война, когда монастырь в ходе боев, как «генеральная высота», семь раз переходил из рук в руки, и последующие годы «строительства социализма» разрушили остальное.
Ныне на территории 700-летней обители уцелел лишь уникальный Троицкий собор - федеральный памятник искусства и культуры XVII века, а также частично сохранились старинные могильные плиты и часть монастырской ограды с башнями и вратами, к которым примыкает здание келий постройки XIX века.
Троицкий собор 1668 года - единственный памятник Орловщины, который связывает нас с древней Русью: «Собор старинного вкуса, в византийском стиле», построен в подобие Успенского храма Московского кремля на средства царя Алексея Михайловича и царицы Марии как родовая усыпальница родных царицы. Тогда же было переименовано название монастыря.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: