Хвалынск как часть жизни К. С. Петрова-Водкина [MV/11574]

Памятник Кузьме Сергеевичу
Памятник Кузьме Сергеевичу
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Саратовская обл.
Хвалынский р-н
Ближайший нас.пункт
г. Хвалынск
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
4.70Нашли: 14
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Полное название этой вещи
Полное название этой вещи
Угол посвященный отцу
Угол посвященный отцу
Кресло
Кресло
Автор: Бешеная табуретка
Создан: 11.03.2012
Опубликован: 11.03.2012
(отредактирован: 27.05.2024)
Компаньоны: SbIR

Описание окружающей местности

Биография художника Кузьмы Петрова-Водкина

Примерно посередине пути из Самары в Саратов на высоком правом берегу Волги лежит, окруженный лесистыми взгорьями с белыми меловыми выходами, утопающий в яблоневых садах городок Хвалынск. Во второй половине прошлого века он был одним из центров хлебной торговли Поволжья. Здесь 24 октября (5 ноября н. ст.) 1878 года в семье сапожника Сергея Федоровича Водкина и его жены Анны Пантелеевны родился мальчик, нареченный Кузьмой. Родители, бабушки, ближайшие соседи окружали ребенка лаской. Воспоминания о доброте и сердечности домашних отношений художник пронес сквозь всю жизнь; сам же он особую привязанность всегда испытывал к матери.
Когда мальчику шел третий год, отца забрали в солдаты и послали служить в Петербург, на Охту. Вскоре туда же, к мужу, перебралась, вместе с Кузьмой, Анна Пантелеевна. В мезонине покосившегося деревянного дома на Пустой улице, неподалеку от казарм Новочеркасского полка, прожили они два с половиной года. По возвращении в Хвалынск мать поступила в услужение в дом местных богачей Михайловых. Кузьма был при ней, во флигеле.
Детство, сквозь которое прошли на Руси миллионы... Но было в этом мальчике нечто, что выделяло его из среды сверстников, - особая внимательность к окружающей жизни, особая восприимчивость к природе, людям, мелким и крупным событиям, цепкая зрительная память. Широкая, сверкающая в лучах солнца Волга под бледно-голубым, словно выцветшим от обилия света небом, привольно раскинувшийся на спускающихся к реке холмах городок, зелень цветущих садов - все это заложило основы художественного мировосприятия Петрова-Водкина еще в детские годы и в большой мере определило важнейшие особенности цветового и пространственного построения его живописи зрелой эпохи.
В "Хлыновске" Петров-Водкин называет среди самых ранних чисто художественных впечатлений встречу с иконами новгородского письма в старообрядческом доме своего приятеля и, главное, яркие цветные рисунки песенно-сказочного содержания, которые не раз при нем создавал старик караульщик Андрей Кондратьич, сосед и друг их семьи. Школьником Петров-Водкин познакомился с двумя хвалынскими иконописцами - старовером Филиппом Парфенычем, у которого мог наблюдать за всеми этапами создания иконы, и жившим в скиту монахом Варсонофием. Тогда же он столкнулся и с живописцем-вывесочником, появившимся в Хвалынске. Эти встречи раскрыли перед мальчиком различные ипостаси искусства изображения, показали различные устремления его мастеров, несхожее отношение их к краскам и вообще к своему ремеслу. Под впечатлением увиденного сделал Кузьма в ту пору первые самостоятельные пробы - иконы и пейзажи масляными красками. Волшебный мир искусства приоткрылся ему завораживающей своей стороной: он понял, что чудо рукотворно и что он может попытаться приобщиться к нему.
В 1893 году Петров-Водкин окончил четырехклассное городское училище. Он чувствовал тягу к искусству, но тягу еще смутную, неясную. Достаточно сказать, что, поработав летом в судоремонтных мастерских невдалеке от Хвалынска, он к осени отправился в Самару поступать в железнодорожное училище. И лишь после провала на экзамене мысли Петрова-Водкина снова и уже окончательно обратились к искусству. Всю зиму в Самаре он занимался случайной поденной работой у вывесочников и наконец, решился переступить порог местных Классов живописи и рисования Ф. Е. Бурова.
В самарских Классах юноша пробыл около года. Буров был тяжело болен и слабел день ото дня. После смерти учителя (апрель 1895 года) Петров-Водкин попытался работать самостоятельно - сначала как вывесочник, затем у иконописцев, - наконец, вместе с несколькими приятелями организовал артель живописцев-вывесочников. Но все эти затеи успеха не имели. К чести будущего художника, неудачи нимало не поколебали его уверенности в правильности избранного пути, скорее наоборот - закалили его характер. Пока же, на лето, он вернулся в родной Хвалынск. Мать Петрова-Водкина по-прежнему работала горничной. Сестра ее хозяйки, состоятельная петербургская дама И.Казарина, решила в ту пору выстроить себе под Хвалынском дачу и с этой целью пригласила преуспевающего придворного архитектора Р.Ф.Мельцера. Естественно, что приезжей знаменитости были продемонстрированы работы юноши, выросшего на глазах хозяев дома. Эффект превзошел все ожидания. Мельцер был поражен его способностями и вызвался помочь поступить учиться в Петербурге. Казарина, со своей стороны, обещала материальную поддержку. В июле 1895 года Петров-Водкин приехал в Петербург, а в конце августа выдержал экзамен в Центральное училище технического рисования барона Штиглица "в числе первых учеников". Хвалынские купцы, в том числе и Казарина, присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить».
Свою карьеру Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. Для того, чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, Кузьма Сергеевич направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике Дультон.
В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. В 1900 году работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой. Окончил МУЖВЗ в 1905 году. С 1905 по 1908 год занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства».В советское время Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. Деятельность в театре начал в 1913 году в театре Незлобина. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (1913), «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923, Ленинградский театр драмы им. Пушкина), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1935, Ленинградский театр драмы им. Пушкина). Занимался также литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием.
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА. В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).
Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

ХВАЛЫНСК

Самый старый город Саратовской области, старше губернского центра; был основан в 1556 году как сторожевой пост на острове Сосновый близ правого берега Волги. В 1606 поселение было перенесено на место современного Хвалынска и стало селом Сосновый Остров. В 1780 году получил статус города и название — Хвалынск — от Екатерины II. Облик города не менялся на протяжении всей его истории. Он застраивался каменными и деревянными домами не выше двух этажей. Единственное трехэтажное здание, которое вопреки неписаному правилу возвел один местный купец, очень быстро и таинственным образом сгорело.
Деревянный одноэтажный дом на окраине Хвалынска с окнами в стиле модерн и деревянной резьбой, какой ее делали с древнейших времен. С толстыми дощатыми стенами, собранными из уникальной меловой сосны, которой, кроме как в Хвалынске, нет больше нигде в мире. Только в таком доме и мог жить Петров-Водкин.
Недалеко берег Волги и грузовой причал (другого здесь, в Хвалынске, нет). Вокруг дома — густые ивы с толстыми стволами. Он был построен в 1885 году, а в 1905-м его купил Петров-Водкин для своей матери. Сам художник там практически не жил. Но с 1988 года, когда в доме был открыт музей, внутри все устроили таким образом, как будто именно там прошла часть жизни Кузьмы Сергеевича. Теперь у дома как будто две истории: одна — короткая и неинтересная — о том, как взрослый художник купил дом для своей матери и больше в нем не появлялся. Другая — длинная и увлекательная, созданная экспозицией музея: о том, как будто он прожил здесь всю свою жизнь и будто здесь жили все, кого он любил.
Комната матери.
В юности Анна Пантелеевна, мать Петрова-Водкина, была женой сапожника и работала горничной в дворянском доме. Но вот ее сын разбогател, и служанка стала госпожой в собственном доме — одном из лучших в городе. Прожив в нем еще много лет, она умерла. Теперь ее памяти посвящена одна комната — вполне подходящее место для того, чтобы там время от времени появлялся ее маленький, но очень хозяйственный призрак.
Анна Пантелеевна была обычной женщиной, и ее волновало то же, что беспокоит всякую стареющую тетушку. Сын привез из Франции жену — белоручку, светскую даму — и мать втайне гордилась тем, какая у его Кузьмы партия, но одновременно ревновала, подозревала в невестке плохую хозяйку и упрекала за то, что долго не дает ей внуков. Кузьма Сергеевич мало виделся с матерью, редко приезжал к ней, ведь жил он то за границей, то в Петрограде. Любопытно, как она его называла? Кузей?
Да, купил хороший дом. Только какой-то пустой.
Обстановка в комнате Анны Пантелеевны воссоздана или даже скорее нафантазирована, потому что сразу бросается в глаза репродукция картины ее сына вместо иконы, в красном углу. В остальном — маленькая спальня, жесткая на вид кровать, кружевные салфетки-рушники: комната человека, который хочет, чтобы к нему было приятно зайти, но о собственном удобстве беспокоится меньше всего. Такой она и была, хозяйка дома.
Зал жены.
Мара, полусербка-полуфранцуженка, жена Кузьмы Сергеевича, редко бывала в этом доме. Разве что сразу после приезда в Россию, когда художник повез ее знакомиться с матерью. Но в доме ей посвящен самый большой и светлый зал. Она заставлена цветами — обычными тропическими, которых сейчас пруд пруди на любом подоконнике; но в первой половине XX века все они считались редкостью, и Мара была одной из первых женщин в России, а затем в СССР, обладавшей ими.
О ней сложно сказать что-то еще.
Коридор отца.
Отец Петрова-Водкина — фигура любопытная. Он человек-невидимка, человек-профессия. Известно, что Сергей Петров-Водкин был сапожником, и ему в доме-музее, под полатями, поставили «рабочее место» — характерный «сапожнический» табурет, оплетенный полосками кожи, верстак с колодками, «корпоративную» фотографию сапожников Хвалынска и прочее. Отец Кузьмы Сергеевича никогда не бывал в этом доме, равно как и сапожники Хвалынска, будучи конкурентами, никогда не сидели за общим верстаком — разве что изображали дружбу для фотографии. Исторические свидетельства всегда несколько отличаются от самой истории.
Об отце Петрова-Водкина в музее всегда рассказывают только один анекдот — как он, профессиональный сапожник, свободно узнавал сделанную им пару обуви в полной темноте на ночной улице по скрипу. Скрип считался достоинством обуви, а в музыкальный инструмент сапоги превращала береста, подложенная под каблук. Каждый сапожник должен был скрипеть в своей фирменной тональности.
Иного внимания Сергей Петров-Водкин не удостоился.
Кабинет красного коня.
Длинное узкое помещение, где нет никаких предметов быта, хочется назвать кабинетом. На стенах висят репродукции, в том числе знаменитое «Купание красного коня».
Петрову-Водкину было тридцать четыре года. Он дружил с Павлом Кузнецовым и немного с Борисовым-Мусатовым, но в большой тусовке художников его за человека не считали. «Провинциальный художник, косит под символиста. Таких и в Петербурге на рубль ведро. Пошел бы лучше ботинки какие-нибудь стачал». Доверяй после этого людям детали своей биографии… Ему было тридцать четыре года, он решил написать картину, с помощью которой сразу всем покажет, где раки зимуют. На картине был мальчик в странной тунике, моющий на мелководье гнедого коня саратовской породы. Кузьма закончил картину, показал ее нескольким друзьям, потом зверски порезал ножом и перерисовал заново: в трех цветах, чтобы конь был красный и злой. Наконец-то пошло: внимание, деньги — все как полагается. Позднее, в революцию, Кузьма, имея в виду происходящее в стране, сказал: «Так вот о чем был красный конь…» Многие именитые символисты были вынуждены уйти из Академии художеств, потому что ее возглавил Петров-Водкин, принуждавший всех рисовать так, как нарисован «Красный конь» — тремя цветами.
В кабинете красного коня классово родственные и идеологически верные дощатые стены, отсутствие мебели. Памятник жесткого и жестокого советского искусства.

По материалам сайтов:

http://www.nezevay.ru/news/1901/dom-s-dvumya-istoriyami-o-petrove-vodkine.html
http://www.museum.ru/M1782
http://www.kozma-petrov.ru/biogr.php
http://saratovregion.ucoz.ru/region/hvalinskiy/hvalinsk.htm
http://www.timesaratov.ru/info/old_32490

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

DenSol (06.11.2024 23:00:15)
В наше снежное осеннее посещение Хвалынска музей Петров-Водкина был закрыт по техническим причинам.
Как впоследствии выяснилось, этими причинами был юбилей директора картинной галереи, что на Ленина, 98.
Поехали, значит, мы в картинную галерею. Кстати, координаты, её стоят совсем неверно. Сначала возникло непонимание - ехать по адресу из описания или по координатам второго шага. Но мнение, что по адресу победило.
Действительно, вопросы 4 и 5 там. Т.е. правильное место - это Лннина, 98. Там переход входом стоит велик и Петров-Водкин. Прикольная скульптура. А ровно напротив - граффити с его картиной на заборе.

Значит, пришли мы в галерею, а там юбилей директора. Тётушка сначала, вроде, не хотела пускать, но попросили, что на один день только приехали, она пустила. Сначала сказала, что не во все залы, т.к. юбилей - это значимое мероприятие. А потом и во все пустила. Но денег не взяла. Т.к. в честь юбилея директора - вход бесплатный.

Что удивило в галерее. Удивило то, что купание красного коня - самая знаменитая картина показывается в Третьяковке, а в галерее на родине художника даже копии её нет. Есть другие картины, есть множество красных коней, а этой нет.

Галерея атмосферная. Очень приятная. Вопросы 4 и 5 нашлись.

Автору - благодарность!
Serg&El (12.05.2024 19:57:03)
Предмет из-под зеркала убрали. Экскурсия понравилась. Весь городок в красных конях. Ночью особенно фееричное
Мари|я (08.02.2021 15:16:03)
IVZ (13.09.2018 12:38:04)
Беспокойная семейка (23.08.2018 20:55:01)
Andrey0577 (03.09.2017 21:53:12)
Akwarel (23.08.2015 17:01:36)
pal_nat (16.05.2013 07:40:39)
mamalena (14.05.2013 16:13:08)
Йети (18.01.2013 22:36:13)
SergLD (18.01.2013 10:49:16)
morgot (03.08.2012 10:34:38)
pchelka82 (28.05.2012 10:49:50)
Pachita & two (11.05.2012 22:22:03)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.