В Калининграде находится единственный в России музей одного минерала – музей янтаря. Он был открыт в 1979 году. До мая 2003 года являлся филиалом Калининградского историко-художественного музея. Музей находится в историческом здании (оборонительной башне «Дона»), восстановленном после войны, и является частью бывшего внутреннего вального укрепления Кёнигсберга. Экспозиция музея размещается в 28 залах общей площадью более тысячи квадратных метров. Экспозиции включены в несколько разделов:
Происхождение янтаря, его свойства
Историко-археологические знания о янтаре
Янтарь в искусстве XVII—XVIII веков
Кёнигсбергская государственная янтарная мануфактура
Калининградский янтарный комбинат
Янтарь в творчестве современных художников
В музее собраны уникальные куски балтийского самоцвета (самородок весом 4 кг 280 г — самый крупный в коллекции Музея янтаря), а также более двух тысяч художественных изделий из него, в том числе и фрагменты восстановленной Янтарной комнаты. В музее имеются диорамы древнего «янтарного леса» и карьера по добыче янтареносной «голубой земли», множество кусков (более тысячи) янтаря с инклюзами мезозойских растений и животных, в том числе ящерицы. Показан весь спектр цветов янтаря от белого до чёрного. Выставлены также янтарные изделия IV—V веков нашей эры, найденные археологами на территории области, работы немецких мастеров, переданные из Оружейной палаты.
О янтаре из книги Авенира Овсянова «В лабиринтах шахты «Анна»: «Несомненно, в большей степени отражает природу янтарь, называемый золотым, теплым, священным и игристым. Спектр его оттенков сложен и насчитывает сотни наименований. В нем нет блеска бриллиантов и красоты изумруда, прозрачности и яркой красноты рубина, синевы сапфира и нежной зелени малахита, но люди любят его за ясность и простоту. То чистый, прозрачный, как застывший мед, то почти белый, как слоновая кость, он играет и переливается, как сама природа, всеми цветами радуги. Как говорили древние — "Созерцание янтаря успокаивает и облагораживает душу". Российский академик А. Е. Ферсман, знаток драгоценных и поделочных камней, так отзывался о янтаре: "Есть один самоцвет прекрасного золотистого цвета, который во все времена привлекал своей таинственной туманностью, сверкающим блеском, своими загадочными свойствами." И еще: "Самым замечательным камнем древности, начиная с третьего тысячелетия до н. э., был янтарь, который сверкающим самоцветом проходит через все века и народы вплоть до наших дней". У янтаря много названий. В древней Руси его называли горюч-камень, морской ладан и алатырь. Древние греки именовали его электроном (от звезды Электра в созвездии Тельца). В современной Греции янтарь носит название вероника. Немцы называют его бернштайн, вероятно, от слова бреннен — гореть. На Украине, в Беларуси, и в Польше его нарекли бурштыном. Созвучны русское, литовское, латвийское и венгерское названия янтаря: янтарь, гинтарас, дзин-тарас, иянта. У финнов янтарь ассоциируется с морем и называется мерикиви (камень моря). Английское название янтаря — амбер, и уж совсем непонятно нарекли его в Турции — кехрибар (похититель соломы). Интерес к янтарю знал периоды не только подъема, но и спада. Его то ценили на вес золота или серебра, а то пользовались как обычными дровами. Да и люди разных профессий давали ему специфические названия. Так, химик мог бы определить янтарь как аморфное высокомолекулярное соединение органических кислот. Геолог возразил бы ему, что это — горная порода органического происхождения подгруппы каустобиолита (типа торфа, нефти, асфальта). До сих пор в минералогическом ученом мире идут споры о том, что такое янтарь — минерал или органика… …О янтаре сложено множество мифов, легенд, поэтических сказаний, поверий, былин и романтических историй. Так, например, гуманные древнегреческие мифы повествуют о том, что далеко на севере, у холодных вод реки Эридан, где гнездится северный лебедь, растут горные тополя — "рейнские ивы". Это заколдованные дочери Гелиоса — Гелиады, проливающие слезы по своему погибшему брату Фаэтону. Их слезы, "слезы Гелиад", падая в море, застывают и превращаются в янтарь. Холодные волны моря выбрасывают это "морское золото Севера" на песчаные берега, и с Востока тянутся длинные караваны, везущие бронзовые топоры в обмен на "морское золото". В других легендах янтарем становится морская пена, затвердевшая под жаром солнечных лучей. А может быть, янтарь — это окаменевшая икра неведомых рыб или мед диких пчел? Известны и древнейшие источники происхождения янтаря. Так, древние считали, что янтарь — это нефть, затвердевшая от соприкосновения с морской водой, жидкий битум земли, выделения китов, загустевший солнечный эфир, окаменевшая моча древних животных, воск лесных муравьев, горное масло и даже утерянная богами священная смола. Настоящее название янтаря наука трактует как продукт окаменевшей смолы древних деревьев палеогенового периода эпохи эоцен (40—50 млн. лет тому назад). Не сразу ученые пришли к однозначному нынешнему толкованию происхождения янтаря. Споры продолжались свыше двух тысячелетий, вплоть до середины XVIII века… ...Какими же основными свойствами обладает янтарь или, точнее, каким сочетанием свойств он всегда привлекал к себе внимание человека? Цвет — вот первое, что бросается в глаза при взгляде на него. Однако это свойство, в отличие, скажем, от малахита, у янтаря даже в одном куске не постоянно. Его цвет варьируется от молочно-белого до вишнево-красного с десятками промежуточных тонов и оттенков. Есть янтари, пропускающие весь спектр оптического диапазона, и потому они бесцветны. Цвет янтаря зависит также от освещения (поскольку спектры искусственного и дневного цвета различны), его можно изменить и путем прокаливания. Твердость играет весьма существенную роль в янтаре и произведениях из него. Под твердостью понимают сопротивление, которое оказывает поверхность янтаря при попытке поцарапать его другим минералом или предметом. Обычно для характеристики твердости пользуются предложенной немецким минерологом начала XIX века Моосом шкалой относительной твердости минералов. Шкала имеет десять градаций:
Янтарь по твердости уступает многим драгоценным камням и требует крайне осторожного обращения. Его твердость по шкале Мооса равняется 2—3 (средняя между кальцитом и флюоритом). На янтаре оставляют царапины все последующие минералы и их аналоги. Блеск, наряду с цветом, является притягательной силой янтаря. Он обусловлен отражением света его поверхностью. У большинства янтарей блеск стеклянный. Жирным блеском обладают только редкие экземпляры. Прозрачность янтаря зависит от количества пустоток в единице объема или приходящихся на единицу площади шлифа. По их количеству различают янтари: прозрачные, дымчатые, облачные, бастард, костяные и пенистые. Если для других самоцветов чистота играет важную роль и среди прозрачных минералов больше всего ценятся свободные от включений, то для янтаря эти правила явно не подходят. Чем больше в нем пустоток, тем богаче цветовая гамма, а характерные только для него органические включения делают минерал поистине драгоценным. Они являются эталоном стоимости самоцвета. Вот как писал об этом античный поэт Марциал в своем произведении "Эпиграммы" (в переводе М. В. Ломоносова):
В тополевой тени гуляя, муравей В прилипчивой смоле завяз ногой своей. Хотя он у людей был в жизнь свою презренный, По смерти, в янтаре, у них стал драгоценный...
Хотя кусочки янтаря с органическими включениями-инклюзами составляют всего 8-9 процентов от добываемого янтаря, но они делают его поистине уникальным. В балтийском самоцвете представлены свыше 3000 видов насекомых и около 200 видов растений. Чаще всего встречаются в нем муравьи, клещи, комары, цикады, бабочки, пауки, улитки, капли росы, перья птиц, шерсть животных, грибы, паутина, ракообразные и мхи. Инклюзы в янтаре имеют огромное значение для ювелиров, естествоиспытателей, историков и этнографов. Так, исследования пузырьков воздуха, проведенные учеными Аэндрисом и Бернером в вакуумной камере, позволили установить, что во время истечения смолы из деревьев палеогенового периода содержание кислорода в воздухе было 32 процента, а сейчас только 21 процент. Великий немецкий философ Иммануил Кант однажды сказал: "О, если бы ты, маленькая муха, могла говорить! Насколько иным было бы наше знание о прошлом мира!" Самыми уникальными янтарями (по наличию включений) являются два: бывший кенигсбергский и настоящий доминиканский. В Кенигсберге до войны в геолого-палеонтологическом институте "Альбертины" находился янтарь с инклюзом-ящерицей длиной 42 мм, но у нее не было хвоста. В настоящее время судьба этого уникума неизвестна. В Доминиканской Республике имеется кусок янтаря с заключенным в нем американским хамелеоном, длина которого составляет 7.1 мм. Наличие включений в янтаре иногда приводит к курьезным случаям. Когда-то, в конце 50-х годов XX века, Калининградский янтарный комбинат отправил на одесскую торговую базу партию кулонов из прессованного янтаря. Среди них по чьему-то недосмотру в партию попал уникальный кулон из натурального янтаря с инклюзом-паучком. Каково же было удивление сотрудников отдела реализации комбината, когда кулон, за который финикийские купцы заплатили бы 120-ю мечами и 60-ю кинжалами, вернулся на комбинат с рекламацией: "Изделие загрязнено, стандарту не соответствует, пустить в продажу не можем". Форма янтаря весьма разнообразна и зачастую зависит от той части бывшего янтареносного дерева, где происходило смоловыделение. Есть кусочки линзовидные, клиновидные, в виде капель и сосулек, всевозможных натеков и скорлуп. Место их образования раньше было в трещинах, между годовыми кольцами дерева, в коре и под корой, в смоляных карманах и местах древесных повреждений. Многие кусочки янтаря носят отпечаток древесины. Самыми крупными были грунтовые скопления янтаря. Их вес иногда достигал нескольких килограммов. Из истории известно, что в музее янтаря Кенигсберга был выставлен для обозрения янтарь величиной с голову взрослого человека. В 1803 году в окрестностях Гумбиннена (Гусев) был найден кусок янтаря, весивший 6750 граммов, длиной 37, шириной 21 и высотой 14 сантиметров. В берлинском музее естественных наук имелся янтарь весом 9750 граммов. Этот янтарь был настолько уникален, что его не подвергли даже частичной обработке, полностью сохранив окисленную корочку. Никто не знал его подлинного цвета, наличия включений и структуры. По этим причинам многие посетители не обращали на него внимания. Найден он был в 1860 году недалеко от Кенигсберга у поселка Каймен (Заречье). Уникум имеется и в калининградском Музее янтаря — это кусок весом 4 килограмма 280 граммов — "янтарный чемпион" России. Янтари весом от нескольких сотен граммов до двух-трех килограммов имеют многие янтарные музеи мира. Крупные куски янтаря и янтари с инклюзами всегда привлекали внимание криминальных элементов или попросту грабителей. Так, в 1990 году было проведено дерзкое ограбление палангского Музея янтаря (Литва). В одну ночь из музея исчезло 79 уникальных кусков янтаря общим весом около 50 килограммов. Среди них был самый ценный экспонат весом 3 килограмма 600 граммов. Много было янтарем с редкими инклюзами. Общая цена украденного по тем ценам составляла около миллиона рублей. Через несколько дней с помощью Интерпола преступники были задержаны, а янтарь возвращен музею. У янтаря нет спайности — способности раскалываться или расщепляться по определенным направлениям, а потому и излом у него раковистый. Янтарь плавится при температуре 300—350 градусов, а размягчается при 140 градусах, растворяется в алкоголе, эфире, льняном масле и бензоле. Он обладает свойством окисления (потемнения на полированной поверхности), причем этот процесс усиливается на свету и при повышенной температуре. Еще в глубокой древности янтарь был известен как универсальное лечебное средство. Считали, что он лечит близорукость, сердечные недуги, ангину и изгоняет камни из почек. "Янтарные" исторические хроники, собранные Т. П. Гладышевой, гласят: "Древнеримский врач Асклепид (128—56 гг. до н. э.), чьим принципом было простое, сообразное с природой лечение, рекомендовал таблетки янтаря от геморроя". Мартин Лютер постоянно носил в кармане, кусочек янтаря, дабы предотвратить образование камней в почках. По мнению древних, янтарь укреплял органы живота, а выпитый в виде порошка с водой лечил болезнь желудка; растертый с розовым маслом или медом помогал при болезнях глаз и ушей, лечил трещины на ногах. С помощью янтаря можно обнаружить яд: в бокале возникает радужное мерцание искр, сопровождаемое треском. Янтарь использовался при обмороках, против головокружений и кровотечений, нагноений и опухолей, сильного кашля и чахотки, судорог, истерии и ипохондрии, укреплял расшатавшиеся зубы. Считалось, что янтарь спасает от слабоумия и удушья, лихорадки и желтухи, помогает при глухоте и неправильном обмене веществ, отравлениях и болезнях суставов, спазмах, коклюше и коликах у детей...". На Руси считалось, что если беременная женщина будет носить янтарь, то благополучно сохранит плод, ей гарантированы удачные легкие роды и защита родившегося ребенка от болезней. О значении янтаря в лечебных целях писали известные врачи древности Клавдий Гален (130—200 гг. н. э.) и Абу Али Ибн Сина — Авиценна (980—1037 гг.). В старинных книгах можно найти более полусотни рецептов лекарств, приготовленных из янтаря, однако наука новейшего времени подтверждает не все целебные и лечебные свойства янтаря, зато она открыла такие области его применения, которые и не снились нашим далеким предкам. О янтаре как сверкающем самоцвете в искусстве тысячелетий речь пойдет особо. Здесь же отметим его применение в иных сферах человеческой деятельности. Известно, что около 90 процентов добываемого янтаря мелких фракций идет на переработку, в результате которой получаются качественно новые его виды и компоненты. Это — прессованный янтарь, янтарная канифоль, янтарное масло и янтарная кислота. Прессованный янтарь используется для изготовления ювелирных и художественных изделий, в качестве материала для изготовления изоляторов в электро- и радиотехнике, приборостроении. Химическая инертность прессованного янтаря позволяет применять его для изготовления медицинских инструментов и прочной посуды для хранения активных кислот, приборов и инструментов для переливания крови, а также сосудов для ее консервирования. Янтарь, который по своим размерам, цвету и прозрачности не может быть отнесен ни к поделочному, ни к прессованному, подвергается химической переработке. В результате получаются янтарная канифоль, янтарное масло и янтарная кислота. Первые два продукта являются исходными для изготовления всевозможных лаков, эмалей, олиф и растворителей. Лаки используются для покрытия днищ кораблей, внутренних поверхностей жестяных консервных банок, полов, мебели, шерсти, электропроводов. Они являются компонентами типографских красок. Знаменитые скрипичные мастера Антонио Страдивари (1644—1737) и Никколо Амати (1596—1684) покрывали деки своих скрипок только янтарным лаком. Окисленное янтарное масло — это исходный продукт для получения прочных капроновых нитей. Янтарная кислота также используется очень широко. Ее разновидности и продукты применяются в процессе изготовления искусственной кожи, фотореактивов, красителей, пластмасс, зубных паст, мыла, крема и различных стимуляторов при предпосевной обработке семян и растений различных сельскохозяйственных культур. Медицинские свойства янтарной кислоты еще до конца не раскрыты, но и сейчас уже можно сказать, что она является важным фактором регуляции физиологического состояния организма. Она усиливает восстановительные процессы при патологии сердца, нарушении кровообращения, возрастных нарушений регуляторных нервных центров, а также при действии на организм алкоголя и токсических веществ, в первую очередь, лекарств. В настоящее время ведутся интенсивные медицинские разработки применения янтарной кислоты (и есть обнадеживающие результаты) для лечения горла, лихорадки и желтухи. Янтарная кислота стимулирует нервную систему, улучшает деятельность кишечника и применяется как противострессовое и противовоспалительное средство. Благотворно влияет на природу и вмещающий янтарь в земных глубинах минерал глауконит ("голубая земля"). Выброшенный в море после отделения от него янтаря, он способствует бурному расцвету подводной жизни, очищает воду, повышает ее температуру и уменьшает мутность, стимулирует рост планктона и привлекает в прибрежные воды рыбные косяки. Таков он, янтарь, золото Балтики. Из глубины веков, из далекой старины, с доисторических времен дошли до нас материальные свидетельства его известности.»
Адрес: г. Калининград, пл. Маршала Василевского, 1. Время работы: октябрь-апрель 10.00 – 18.00 май-сентябрь 10.00 – 19.00 понедельник - выходной день
Цены на билеты: Взрослые: 200р. Студенты: 100р. Школьники: 60р. В кассе Музея можно приобрести семейный билет (для родителей с детьми школьного и дошкольного возраста): 220р.
Стоимость любительской фото-/ видеосъемки: Фотосъемка (без штатива и дополнительного освещения): 150р. Видеосъемка (без штатива и дополнительного освещения): 500 р.
Экскурсию брать не советуем, т.к. слишком дорого (300руб.) и она не нужна. В каждом зале имеется монитор, с помощью которого вы можете самостоятельно познакомиться с экспозицией музея.
Надеемся, что после посещения музея вы влюбитесь в этот камень!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: