Если у указателя “Богородицк” свернуть с трассы Москва – Дон, то через четверть часа перенесешься в позапрошлое столетие и окажешься в дивном уголке Тульской области - бывшей усадьбе графов Бобринских, некогда слывшей за свою красоту “достойной любопытства”.
Родоначальник фамилии и первый владелец “чудесного имения Богородицкого” был сыном императрицы Екатерины II и Григория Орлова.
На заре русского классицизма на месте развалившейся Богородицкой крепости, срубленной еще в 1660-х гг., по проекту тогда только начинающего архитектора Ивана Егоровича Старова строится один из значительных загородных ансамблей. Заказчицей выступила сама Екатерина Великая. Летом 1773 года закладывается первый камень в основание Богородицкого дворца. Двухэтажный дом на высоком цокольном этаже, украшенный легким бельведером, эффектно поставлен на холме над запруженной рекой Упертой. Западный фасад в центре отмечен полукруглым выступом, определившим овальные залы. Восточный фасад украшает портик из четырех тосканских колонн, поддерживающих балкон второго этажа.
Весной 1774 году в нескольких десятках метров от дворца по проекту Старова закладывается усадебная Казанская церковь. С осени 1777 года на росписи церкви около года работал художник И.Т.Некрасов, автор известного семейного портрета Баженова, несколько лет состоявший в Кремлевской команде знаменитого архитектора. Несмотря на небольшие размеры, этот однокупольный храм благодаря отлично найденным пропорциям производит впечатление монументального и в истории архитектуры рассматривается как подготовительный этап в работе Старова над Троицким собором Александро-Невской лавры в Петербурге. До 1821 года Казанская церковь считалась соборной. В 1901 году здесь венчался с Ю.А.Бобринской будущий Председатель Совета Министров Временного правительства кн. Г.В.Львов. В композицию ансамбля зодчий включил и многоярусную башню колокольню в стиле петровского барокко, возведенную по проекту неизвестного архитектора в первой половине ХVIII в. Башня замкнула перспективу протянувшейся почти на полверсты главной березовой аллеи, избранной Старовым в качестве подъездного пути к ансамблю. Одновременно башня стала парадными воротами во двор и звонницей усадебной Казанской церкви. Во второй половине ХVIII в. в башне размещалась волостная канцелярия, позже Болотов перенес туда свою библиотеку в три тысячи томов. Многие годы в ней хранился архив “богородицких” Бобринских, бесследно исчезнувший после Октябрьской революции. В 1929 году башня была уничтожена. В I97I – I976 гг. на старом фундаменте по сохранившимся фотографиям здание восстановлено.
В середине 1780-х гг. изысканное классическое творение И.Е.Старова талантливейший россиянин А.Т.Болотов окружил романтическим пейзажным парком, снискав себе славу искусного ландшафтного архитектора. Ратуя за “сады собственные и изобретенные самими нами и когда б называть мы их стали российскими”, Андрей Тимофеевич по оригинальному проекту создал небывалый доселе в отечественной провинции парк, диковинами которого можно было “впрах разлюбоватъся”. Как театральные декорации, сменяли друг друга затейливый грот, нагромождения камней, каскады прудов, каверзные шутихи, “меланхолическая” и “смеющаяся” сцены. Талантом безвестных мастеров были созданы рукотворные пейзажи, радующие глаз и услаждающие слух.
Былое великолепие “чуда здешних мест”, которое два века назад заслуживало “отвлечь путешественника с прямой его дороги ... осмотреть красоты сего места, достойные любопытства”, сохранили лишь акварели и рисунки паркостроителя и его сына. Посаженные в середине XIX в. в центральной части парка липовые и лиственничные аллеи до сегодняшнего дня считаются его лучшими уголками. Время и нравы позднейших поколений не сберегли в нетронутом виде “чуда здешних мест”: в послереволюционные годы погиб питомник, один из лучших в губернии, вырубались ценные деревья, загрязнялись пруды и ломались мостики, уродовались дорожки, а “парк стал доступен всякому животному”. Точнейшая реставрация парка бессмысленна и невозможна. Работы по его возрождению ведутся с начала 1970-х годов: санитарные рубки, новые посадки в местах погибших деревьев; восстановление лестничных сходов от дворца к пруду, террас, дорожек, в том числе дорога к храму. “Пышные и высокие палаты” были под стать белокаменному с рустованными фасадами “прекрасно построенному дому с большими окошками, дверьми”. К сожалению, скупые и разрозненные высказывания управляющего имением А.Т.Болотова и единственный чертеж И.Е.Старова не позволяют составить целостного представления о первоначальных интерьерах, утраченных в начале XIX в. во время опустошительных пожаров. К 1875 году внук первого владельца Алексей Павлович Бобринский отстроил “прежде бывший дворец каменный”, сделал к 100-летнему дедовскому дому северную и южную пристройки и не поскупился на роскошный ремонт. По отзыву соседей, “в чудесном Богородицком имении…вновь отделанный дворец был устроен на славу”. По проекту Старова глухие каменные ограды соединяли дворец с двухэтажными Г-образными флигелями, которые отводились под сарай, конюшню и комнаты для прислуги. В первые годы существования усадьбы во флигелях жили судьи, некоторое время здесь размещались детский драматический театр и волостное училище. С 1820 года примерно по 1827 год в одном из флигелей работала школа взаимного обучения. Школа, правда профессиональная, была здесь и на рубеже ХIX – XX вв. В 1929 году флигеля были уничтожены.
В 1918 году в трех залах дворца открыли культурно-просветительный музей. В годы гражданской войны дворец отвели под расположение красноармейских частей и войск ЧК, и он “пришел в состояние, при котором без солидного ремонта его нельзя использовать”. В 1925 году музей закрыли, судьба его имущества неизвестна. Около 1934 года во дворце, отошедшем к управлению курортами, открыли санаторий “Красный шахтер”. В ночь с 11 на 12 декабря 1941 года отступающие гитлеровские войска превратили дворец в руины. 1 июля 1967 года началось восстановление “графских развалин”. В 1975 году было принято решение создать в возрождаемом дворце музей, и 16 октября 1988 года Богородицкий дворец-музей и парк распахнул двери для посетителей.
ПЕРСОНАЛИИ
Старов Иван Егорович (1744 – 1808), один из основоположников русского классицизма, автор проектов Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге. Значительную часть творческого наследия архитектора составляют ансамбли загородных усадеб - Богородицк и Бобрики в Тульской губ., Никольское-Гагарино под Москвой, Тайцы и Сивopицы под Петербургом. Автор планов городов Николаева, Воронежа, Екатеринослава (ныне Днепропетровск). Сведений о его пребывании в Богородицке не обнаружено. Вероятно, работа над проектами усадебных сооружений велась в Петербурге на основе топографической съемки местности и генплана участка, что у столичных архитекторов, работавших для провинции, было тогда в правилах.
Андрей Тимофеевич Болотов (1738 – I833) - естествоиспытатель, писатель, просветитель, основоположник русской агрономической науки. В I776 – I796 гг. управляющий Богородицкой Ее Императорского Величества волостью. Не ограничиваясь предписанным кругом должностных обязанностей, в 1779 году Болотов создает детский драматический театр, считающийся первым в России, выступает автором плана нового, регулярного журнала для Богородицка. Главным делом его “Богородицкого двадцатилетия” стало создание по оригинальному проекту пейзажного парка вокруг дворца – первого в провинции.
Режим работы музея: с 11 до 18 часов с 1 ноября до 1 марта с 10 до 17 часов. Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия музея. Выходной день – понедельник. Последний четверг месяца – санитарный день http://bogoroditsk.amr-museum.ru/
Сейчас от всех задумок А.Т. Болотова осталось наверное процентов 20. До наших дней дошли вековые деревья в березовой, лиственничных и липовой аллеях, а также заброшенные и высохшие пруды. Обязательно посетите музей, там в можно увидеть копии акварелей из альбома 1786 года с видами имения и представить как же прекрасно здесь было раньше. Вход стоит 20 рублей, также за дополнительные 20 рублей можно подняться на смотровую площадку.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: