Автор: trg
Создан: 07.08.2011
Опубликован: 23.08.2011
(отредактирован: 11.09.2011)
Описание окружающей местности
Есть между Пензой и Саранском два стоящих друг за другом села, имеющие родственные названия: Большой Вьяс и Лесной Вьяс. Если, конечно, вы не спешите на пожар, то эти два села достойны того, чтобы, проезжая мимо, уделить им некоторое время. В плане культовой провославной архитектуры эти сёла объединяют в себе как вековую древность, так и современность. Посетив этот хоть пошаговый, но совсем несложный тайник, путник сможет не только проникнуться красотой архитектурных форм, но и напиться ключевой воды из святого источника и совершить приятную прогулку по лесу.
Итак, точка №1 — Лесной Вьяс(N 53°46.776, E 045°28.207). Здесь находится храм во имя Димитрия Солунского. Он построен в 1994–1996 годах на средства предпринимателя Анатолия
Петровича Захарова по проекту пензенского архитектора Дмитрия
Александровича Борунова. Освящен 8 ноября 1996 года. Храм во имя
великомученика Димитрия Солунского входит в комплекс церковных
сооружений, включающих в себя, кроме церкви, отдельно стоящую шатровую
колокольню и здание воскресной школы, Ансамбль расположен на возвышенном
месте недалеко от сельского кладбища и находится в гармоничной
взаимосвязи с ландшафтом. В архитектуре храма заметно ощутимы
ренессансные мотивы, которые прослеживаются в перспективных порталах
входов и круглых окнах-витражах. Силуэт крестообразного в плане храма
отличается выразительностью и легкостью, чему способствует ступенчатый
характер его объемно-пространственной композиции и многоглавое
завершение, решенное в виде шаровидных глав, сидящих на длинных и тонких
шейках.
Вам надо встать во дворе этого постмодернистского чуда, посмотреть вокруг себя и посчитать эти самые шаровидные маковки. Это будет число A.
Точка №2 — Большой Вьяс(N 53°47.485, E 045°29.658). Эти координаты приветут вас к Вьясской Впадимирско-Богородицкая мужской пустыни. Она была основана на рубеже
XVII и XVIII веков на правом берегу р. Вьяс при источнике, куда, по
преданию, старцами Иоанном и Тихоном была принесена икона Владимирской
Божией Матери. Там, в лесу, была построена деревянная часовня, позже —
кельи, а в 1713 году стараниями графа Г.И. Головкина, пожертвовавшего
на устроение обители земли, лесные угодья и рыбные ловли, — деревянная
церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. В 1740 году построена
вторая церковь — во имя Живоначальной Троицы. В 1764 году пустынь была
упразднена, а главная церковь сделана сельской кладбищенской. В 1801 году пустынь вновь возродилась и в разные годы была приписана к
Саранскому Петропавловскому монастырю и Пензенскому архиерейскому дому,
лишь с 1823 по 1832 год оставаясь самостоятельной. Ее истинное
возрождение началось в 1851 году, когда она снова получила
самостоятельность. Вместо ветхих церквей были построены новые деревянные
церкви во имя Живоначальной Троицы (1851 г.) и в честь иконы Божией
Матери «Живоносный Источник» (1857 г.) и каменная пятиглавая церковь во
имя Владимирской иконы (1853–1862 гг.). В 1853 году в общине
насчитывалось 16 человек. В конце XIX века пустынь представляла собой
компактно расположенный комплекс, включающий кроме трех церквей
четырехъярусную каменную колокольню, жилые и хозяйственные постройки.
Здания были окружены каменной оградой, сооруженной в 1886 году,
протяженностью 500 саженей, с двумя башнями на углах западной стороны и
двумя воротами, В 1398–1903 годах построен еще один каменный храм — в
память Усекновения главы Иоанна Предтечи. К 1907 году община
насчитывала: настоятеля, 21 монаха, 5 послушников и 25 находящихся на
испытании. После революции пустынь была упразднена, К настоящему времени
сохранился лишь один Владимирский храм, а также каменные здания
трапезной, настоятельского и братского корпусов, одноэтажная
хозяйственная постройка. Над источником установлена часовня. Сейчас
пустынь стала женской и функционирует в качестве архиерейского подворья.
Пятиглавый каменный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери
сооружен в 1853–1862 годах и считался соборным храмом монастыря. С 1997 года на средства предпринимателя А. П. Захарова велось восстановление
храма. 3 июня 2002 г. в нем состоялась первая Божественная литургия
архиерейским чином. Массивный прямоугольный объем храма завершается
близко посаженным пятиглавием с центральным световым барабаном. С высоко
расположенными полуциркульными окнами перекликаются арочные порталы
входов, которые расположены с северной, южной и западной сторон. Углы
здания и стены отмечены спаренными лопатками, цоколь — прямоугольными
нишами.
На территории Вьясской Владимирско-Богородицкой пустыни есть
Монастырский родник (или Молебный ключ), где в XVII века поселились двое
старцев: Иоанн и Тихон. Они принесли с собой Владимирскую икону Божией
Матери, а над источником поставили часовню. Впоследствии над родником
соорудили церковь Божией Матери Живоносного Источника, В советское время
храм был сломан, но источник продолжал почитаться местными жителями, В
1996 году источник был обустроен, а
вскоре над ним поставили металлическую ажурную часовню.
Посчитайте колокола в маленькой деревянной колоколенке около храма. Это будет число В.
Можно также заехать посмотреть как продвигается восстановление храма имя святых бессребреников Космы и Дамиана. Этот храм строился с 1827 по
1830 год графиней Лаваль. В 1857 году были устроены два придела: в честь
равноапостольного князя Владимира (справа) и во имя святой мученицы
Софии (слева). Церковь является памятником зрелого классицизма. Четверик
двухсветного храма, акцентированный с боков четырехколонными портиками с
фронтонами, несет на себе световой барабан-ротонду, покрытый куполом.
Небольшая трехъярусная колокольня увенчана шпилем, ее нижний ярус
украшен колоннами. Закрытая в 1931 году, церковь вновь была открыта в
1991 году.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: