Хорог (тадж. Хоруг) образовался на месте двух маленьких деревень, существовавших здесь до революции, с 1925 года является столицей Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), город с 1932 года.
Расположен на дне глубокого ущелья, на высоте 2000 м над уровнем моря, на месте слияния рек Пяндж, Гунт и Шахдара, прямо возле границы с Афганистаном; через центр города проходит Памирский тракт. Благодаря нахождению в глубоком каньоне, город защищён от сильных ветров и холодных температур в зимний период; лето теплое и сухое.
Население города составляет около 30000, в основном из памирских этнических групп.
Расположенный в великолепных живописных местах, Хорог является региональным центром управления, торговли, транспорта, и прежде всего, образования. Скромный город гордится своими высшими учебными заведениями, в числе которых - новый филиал Университета Центральной Азии, Хорогский Государственный университет и Лицей Фонда Ага-Хана. Городские жители известны своим высоким уровнем образования среди таджиков.
Это очень красивый, зеленый город с огромными тополями и причудливыми памирскими традиционными домами на окраине. Несмотря на то, что город является относительно бедными и переживал упадок в течение 1990-х годов, в последние годы здесь были созданы несколько новых гостиниц и гостевых домов, а также интернет-кафе и рестораны таджикской кухни.
Архитектура в городе является типичной для Центральной Азии, сочетающей традиционные памирские дома и здания советского стиля. Центр города (вдоль Памирского шоссе) полностью состоит из советских зданий, довольно обычных, но вдоль реки и на холмах над городом построены множество уникальных и красочных таджикских домов с большими террасами.
Недавно была завершена великолепная реконструкция главного парка вдоль реки Гунт, где сотни жителей могут теперь отдохнуть в летнее время. Рядом с Хорогом на возвышении располагается Памирский ботанический сад. Это самый высокогорный ботанический сад на территории бывшего СССР. Он же занимает второе место в мире по высоте над уровнем моря, уступая ботаническому саду в Непале. Здесь собраны растения, деревья и кустарники почти со всех стран мира.
В Хороге все еще действуют ряд заводов советских времен по переработке молока, мяса, производству хлеба и несколько заводов по производству таких бытовых товаров, как обувь и строительные материалы.
Через Хорог проходят большинство основных транспортных маршрутов в ГБАО, включая Памирское шоссе севернее г. Душанбе и на западе от города Мургаба, Китая и Киргизии. Через Ваханскую долину и Аличур проходит грунтовая дорога. Другая путь ведёт на восток через Шахдаринскую долину к пикам Карла Маркса и Энгельса.
По всем направлениям ходят общественные 12-14-местные маршрутки. Для дальних поездок можно использовать джип или УАЗ, которые будут относительно дороже. Автобиржа (bus depot), где всегда можно найти машину до Душанбе (150-200 сомони с человека, 2011) или в другие места, находится здесь: N 37° 29.425' E 71° 32.111' и здесь: N 37° 29.450' E 71° 32.265'.
В Хороге есть небольшой аэропорт, маленькие самолеты летают в Душанбе несколько раз в неделю. С билетами, разумеется, проблемы, впрочем как и с посадкой в самолет при уже имеющихся билетах. Это единственный регулярный аэропорт в Горно-Бадахшанской автономной области.
Международные организации, в частности, Фонд Ага Хана и программы развития ООН и Евросоюза по оказанию помощи принимают весьма активное участие в развитии города. Они там везде! Увидите джип с огромной телескопической антенной на бампере, знайте - это международные гуманитарии. Туристов довольно много, буржуев больше, чем наших.
На восточной окраине города, находится безнапорная деривационная гидроэлектростанция, включенна в энергосистему Памира. ГЭС оснащена пятью горизонтальными гидрогенераторами СГГ 2000-600 белорусского производства мощностью по 2000 кВт.
ГЭС «Хорог» введена в эксплуатацию в 1970 году. За годы эксплуатации оборудование физически и морально изношено, из-за повреждения узлов гидротурбин и гидрогенератора происходит остановка агрегатов. Вынужденная остановка агрегатов приводит к недовыработке электроэнергии, значительным финансовым расходам. Поэтому ОАО «Памир Энерджи», эксплуатант ГЭС ищет 4 миллиона долларов для замены оборудования. По координатам в заголовке находится вход на Хорогскую ГЭС. Территория закрыта, но можно осмотреть здания станции, деривационный канал, напорные трубопроводы.
Напротив, через площадь, находится автомобиль ЗИС на постаменте - памятник водителям Памирского тракта. Он был построен в начале 30-х годов методом народной стройки, т.е. саперы при необходимости взрывали скалы, а все местные мужчины, вооружившись кирками и лопатами, выравнивали и расчищали дорогу. В первые годы езда по трассе была сложной и опасной, каждый рейс требовал от водителя маленького подвига. С течением времени дорога спрямлялась, улучшалась, к 80-м годам была почти полностью заасфальтирована. В настоящее время асфальт во многих местах разрушен. Теперь дороги Таджикистана и Киргизии ремонтируют китайские и турецкие строители. Возможно, скоро придет очередь и Памирского тракта.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: