Марфино — одна из наиболее интересных, прекрасно спланированных подмосковных усадеб. Свое наименование она получила в конце XVII века, когда принадлежала воспитателю Петра I — князю Б.А.Голицыну. В первой половине XVIII века она перешла во владение Салтыковых. В 1760—1770 годах владелец усадьбы П. С. Салтыков, московский главнокомандующий, заново отстроил Марфино. Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновские захватчики сожгли и разрушили усадьбу, и ее восстановление началось лишь в 1820-х годах. Вскоре Марфино купил граф Панин. Он пригласил для реконструкции усадьбы известного архитектора М.Д.Быковского, который в 1837—1839 годах создал уникальный усадебный ансамбль. Особую прелесть придает усадьбе талантливое использование естественного холмистого рельефа, водных просторов и насаждений старого парка. Архитектор заново построил главный дом, флигеля, службы и возвел двухарочный мост через пруд, служивший главным въездом в усадьбу. Мост очень живописен и является украшением Марфина. Его обе арки облицованы белым камнем и соединены ажурной галереей, завершенной аркадой и зубцами. Глухие стены моста сложены из кирпича, и их красный цвет резко контрастирует с белокаменными колоннами галереи. Композиционным центром усадьбы является главный дом с боковыми флигелями, которые за годы существования неоднократно перестраивались. Нынешний внешний вид, напоминающий средневековый замок, украшенный островерхими башенками, они приобрели после реконструкции, произведенной Быковским, кардинально изменившим фасады и интерьер. В 1940-х годах флигеля были вновь разобраны и перестроены. От парадного двора, образованного главным домом и боковыми флигелями, идет широкая каменная лестница, спускающаяся террасами от дома к пруду, украшенная крылатыми грифонами. По этой же оси расположена липовая аллея, замыкающаяся корпусами псарен — двухэтажных кирпичных зданий, выстроенных во второй половине XVIII века в стиле классицизма. Фасады псарен, обращенные к главному дому, украшены восьмиколонными портиками с фронтонами. Эти здания относятся к лучшим постройкам усадьбы. Конный двор XVIII века был реконструирован в конце 1830-х годов. Он имеет треугольную форму в плане, его окружает высокая кирпичная стена с двумя проездными башнями. В декоре конного двора прослеживаются черты, сходные с архитектурой главного дома, хотя утилитарный характер здания и обусловил более скромную обработку фасадов. В конце XVIII века был построен в стиле классицизма каретный сарай — кирпичное здание с белокаменным декором. Это сооружение очень выразительно и монументально, для него характерны большие арочные проемы, рустовка углов и оконных обрамлений. Одной из достопримечательностей Марфина является Петропавловская церковь, сооруженная из кирпича в конце XVIII века. В период реконструкции усадьбы архитектор Быковский изменил фасады здания с использованием архитектурных мотивов ренессанса. Этот храм принадлежит к редкому для конца XVIII века типу церкви «под звоном». Над внутренней колоннадой двусветной ротонды возвышается восьмигранный, перекрытый куполом барабан, служивший колокольней. Интерьер храма оформлен в стиле классицизма. Вокруг колоннады помещаются хоры, огражденные точеным балясником. Самым старым сооружением усадьбы является Рождественская церковь, построенная в 1701—1707 годах по проекту талантливого крепостного зодчего В. И. Белозерова. Она выстроена из кирпича и украшена белокаменными деталями, что придает ей очень живописный вид. Церковь венчает высокий световой барабан с маленькой главкой. Стены храма украшены пилястрами с резными белокаменными капителями. Выступы-притворы завершены оригинальными фронтонами. В интерьере сохранилась роспись первой половины XIX века. Интересно отметить, что в композиции церкви и отдельных декоративных элементах еще ощущается влияние древнерусского зодчества конца XVII века, известного под названием московского барокко, но в самом замысле зодчего и трактовке порталов, входов, в рисунках капителей и других деталях видно уже веяние стиля классицизма, зарождавшегося в архитектуре того времени. Очень красив парк Марфина, который по планировке и характеру растительности делится на регулярный и пейзажный. В конце одной из аллей регулярного парка находится беседка-полуротонда, которую, видимо, использовали как музыкальный павильон. Другая беседка привлекает внимание необычностью формы. Она двухъярусная. Ее основание восьмигранное, стены основания прорезаны проемами входов. Внутри находится мощная колоннада, несущая перекрытие. Второй ярус представляет собой легкую восьмиколонную беседку над статуей Аполлона Бельведерского, увенчанную небольшим куполом. По оригинальности композиции и гармонии пропорций эта беседка является редким памятником садово-парковой архитектуры. Весь усадебный ансамбль Марфина с готическими арками, островерхими башенками и зубцами, узкими, устремленными вверх окнами и другими деталями напоминает вид средневекового замка, связанного с таинственными преданиями и романтическими легендами. Проезд с Савеловского вокзала до станции Катуар. Расстояние — 35 км. Далее автобусом 4 км.
Текст описания взят из книги Л.С.Дубинской «Подмосковье». Один из сайтов: http://marfino.narod.ru/
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: