Пензенский железнодорожный узел [MS/31312]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Не определен
Размер: Нормальный
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Пензенская обл.
Ближайший нас.пункт
Пенза
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 1Нашли: 1
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Пенза 3
Пенза 3
Пенза 3 номер тут, по стрелке
Пенза 3 номер тут, по стрелке
Пенза 1
Пенза 1
Пенза 4 номер тут, по стрелке
Пенза 4 номер тут, по стрелке
Автор: maxidrug
Создан: 28.05.2024
Опубликован: 28.05.2024
(отредактирован: 30.05.2024)

Описание окружающей местности

Как театр начинается с вешалки, так и город начинается с... вокзала. А точнее - с вокзалов. Знаете ли вы, что только железнодорожных в Пензе несколько? По их платформам и привокзальным площадям мы и решили прогуляться. 

Если посмотреть на карту, то Пензенский жд узел ничем необычным не покажется, тем более человеку далекому от железной дороги - обычное пересечение двух линий, одна из которых идет с запада на восток, другая пересекает её с севера на юг.

Мало ли таких жд узлов в России, да десятки. Но Пензенский особенный и на самом деле очень крупный.

Одних только станций под название "Пенза" тут целых четыре (Пенза I, Пенза II, Пенза III, Пенза IV)- по одной на каждом направлении. Ну где еще такое есть?

Мало того, на этом узле целых две станции стыкования - Пенза I (для пассажирских поездов) и Пенза III (для грузовых). И соответственно тут массово "водятся" локомотивы обеих родов тока. Причем от старых советских, до новейших "Синар".

А еще из Пензы на запад выходит чисто тепловозная линия, а на север электрифицированная, но однопутная, стало быть не такая важная, как двухпутные линии на Сызрань и на Ртищево. И главный магистральный ход через узел проходит не по прямой, как это обычно бывает, а делает в Пензе поворот на 90 градусов на юг.

ПЕНЗА 1. САМЫЙ ГЛАВНЫЙ

Начнем прогулку с посещения главного транспортного железнодорожного узла областного центра - станции Пенза-1. На Привокзальной площади гулко и пестро - торопятся автомобили, торопятся люди. 

...Центральный вокзал на Пензе-1 впечатляет прежде всего своими размерами. Современное здание из стекла и бетона растянулось на 360 метров вдоль площади. Внутри оно вмещает около двух тысяч пассажиров. А вверх взметнулась одиннадцатиэтажная вокзальная гостиница. На ее фасадной стене торопят отъезжающих огромные стрелки башенных часов.

- Новое здание было построено в 1974 году на месте снесенного в 1969-м старого.

- По архивным фотоснимкам можно проследить всю вокзальную историю. Первый каменный вокзал станции Пенза Моршанско-Сызранской дороги (так она называлась при постройке) был возведен в 1874 году по проекту выдающегося архитектора Николая Бихеле.

Просуществовал он почти столетие, претерпев неоднократные реконструкции. Такой же вокзал-близнец сохранился до наших дней в городе .......

Прогулялись мы и по просторным вокзальным залам. Пассажиры чувствуют себя здесь комфортно. К их услугам удобные скамьи, буфет, ресторан, сувенирный и газетный киоски... Есть и пристанище для души - православная часовня покровителя всех путешествующих святителя Николая, построенная в 2012 году.

Станция Пенза I по характеру работы является пассажирской станцией, по объёму выполняемой работы отнесена к первому классу. Путевое развитие состоит из 8 путей: 2 главных (№ 1, 7) и 6 приёмо-отправочных (№ 2-6, № 8). На путях есть наличие контактной сети с возможностью переключения переменного и постоянного тока.

Здесь есть тайник посвященный вокзалу Пенза 1. Ссылка на тайник:

https://geocaching.su/?pn=101&cid=19902

ПЕНЗА 2

Пенза-2 – самая младшая среди своих «сестер». Годом ее рождения считается 1910-й, но история ее создания ведет отсчет с 1874 года, когда при открытии движения по Моршанско-Сызранской дороге на правом берегу реки Суры был основан разъезд № 40 «Засурский пост». Здесь уложили два приемоотправочных пути.

Сто лет тому назад разъезд стал сортировочной станцией Пенза-2, так как станция Пенза-1 не справлялась с возрастающим грузопотоком по Сызрано-Вяземской дороге. Новый объект помог решить эту проблему. С того давнего времени до настоящих дней сохранилось лишь здание водонапорной башни неподалеку от поста ЭЦ.

В 1910 году Пенза-2 была соединена со станцией Пенза Рязанско-Уральской дороги, ныне станция Пенза-3. На этой ветке был построен мост «второго километра» через Суру, который открыл тогдашний начальник Сызрано-Вяземской дороги Константин Якубовский.

Соединение двух станций позволило городу в военные годы сыграть важную роль при транспортировке войск и боеприпасов на фронт. Советский период для «второй Пензы» – время ее стремительного развития. Начиная с 20-х годов прошлого века, на станции последовательно происходили три крупных реконструкции: удлинялись пути в восточном направлении, строилась путе-проводная развязка в Западной горловине. В 70-е был возведен горочный мост, заменены горочные стрелки, построена пневмопочта для пересылки грузовых документов. 

Наибольшая интенсивность в работе Пенза-2 пришлась на 80-е годы прошлого века, когда за сутки там проходило транзитом на юг более 110 пар поездов, на запад с обработкой – до 18 пар поездов. Штат сотрудников составлял 220 человек, а сама станция была внеклассной. В 90-е годы произошел спад перевозок, сортировочную горку закрыли, и станция превратилась в промежуточную – 4-го класса. Однако в последние годы объемы погрузки и выгрузки стали расти, и предприятие было переведено в разряд грузовых – 3-го класса.

- Вопрос на засыпку: сколько в Пензе станций и железнодорожных вокзалов?

- Четыре станции и соответственно четыре вокзала: Пенза-1, Пенза-2, Пенза-3 и Пенза-4,

- Станций действительно четыре а вот вокзалов только три - построенный еще до войны для обслуживания пригородных пассажирских поездов вокзальчик на Пензе-2 в середине девяностых годов снесли.

На станции формируются передаточные поезда Пензенского узла, а также сборные составы на Моршанск.

Станция была открыта в 1913 году на действующем участке Пенза — Сызрань Сызрано-Вяземской железной дороги. В 1964 году электрифицирована постоянным током 3 кВ.

Путевое развитие станции состоит из 25 путей и трёх парков: Московского, Сортировочного и Сызранского.

ПЕНЗА 3. «СМОТРЯЩИЙ» НА ЮГ

Следующим объектом нашего внимания стал вокзал станции Пенза-3. На площади перед ним, в отличие от аналогичного пространства станции Пенза-1, было тихо и немноголюдно. Троллейбусные провода напомнили о недавно закрытом троллейбусном маршруте № 6.

- 7 ноября далекого теперь уже 1896 года произошло знаменательное событие: состоялось торжественное открытие железнодорожной линии, соединяющей Пензу с Югом России. Пенза-3 тогда имела иное название - станция Пенза Рязано-Уральской дороги.

С 1 декабря в том же 1896 году началось движение поездов по маршруту Пенза - Ртищево. Старинное одноэтажное здание вокзала, которое мы видим, сохранилось до наших дней.

Построенное из кирпича в псевдорусском стиле, оно изобилует каменными узорами. Жаль, что утрачены шпили, венчавшие башенки и щипцовую кровлю главного входа. В свое время они служили эффектным украшением постройки.

Невозможно не обратить внимание и на стоящую рядом старинную кирпичную водонапорную башню. Ровесница железнодорожного вокзала примечательна прежде всего тем, что является одним из немногих таких сооружений, сохранивших первоначальную форму кровли.

В 2015 году возле вокзала был установлен памятный знак - кенотаф чехословацким легионерам, погибшим в 1918 году в боях с большевистским гарнизоном Пензы.

В настоящее время Пензу-3 с Пензой-1 и Ртищево-1 соединяют четыре электрички. До Ртищево отсюда 155 километров.

ПЕНЗА 4. СТОДЕСЯТИЛЕТНЯЯ ЭКЛЕКТИКА

Станция была открыта в 1895 году с вводом новой линии Рузаевка — Пенза Московско-Казанской железной дороги. В 1909 году на месте старого деревянного вокзала был выстроен типовой вокзал в кирпиче,

Вокзал станции Пенза-4 построен в 1909 г. Длинное одноэтажное здание чем-то напоминает предыдущий объект нашего путешествия.

Пенза-4 когда-то, как и Пенза-3, имела другое название - станция Пенза Московско-Казанской железной дороги.

- Свое влияние на облик здания оказала эклектика - смешение элементов различных стилей и направлений.

Декоративные элементы фасада из тесаного или фигурного кирпича сочетаются со строгими классическими формами.

В настоящее время вокзал станции Пенза-4, действует только как пригородный. С него отправляются поезда на Рузаевку (до нее 138 км) и Пензу-3. Линия была электрифицирована в 1969 году. А сама станция выполняет функции приемки и отправки грузов.

В 1969 году станция была электрифицирована постоянным током 3 кВ

По характеру работы станция Пенза IV является грузовой станцией, по объёму выполняемой работы отнесена ко 2-му классу. Путевое развитие состоит из 15 путей: 2 главных (№ 1, 2), 6 приёмо-отправочных (№ 3-8), 6 сортировочно-отправочных (№ 9-14) и 1 погрузочно-выгрузочный (№ 15)

Заречный парк . (ПЕНЗА 5)

Заречный парк — железнодорожная платформа Пензенского региона Куйбышевской железной дороги на линии Пенза — Ртищево. Расположена на юго-западе Пензы, в пределах «Заречного парка железнодорожной станции Пенза III». На платформе останавливается одна пара пригородных поездов (Пенза — Ртищево и обратно)[1]. Выход с платформы — к путям Заречного парка и промзоне Пензы.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

В общем ПЕНЗА очень сложный узел и немного даже запутанный, особенно для человека который тут не бывал.

В таком виде Пензенский узел существует примерно с середины 60-х годов прошлого века и тут мало что изменилось. Ну разве что в последнее десятилетие резко упало движение в сторону востока Украины. Но оно стало снижаться еще в 90-е, после развала Союза.

При этом и грузовое и пассажирское движение через Пензу из восточных регионов страны на юг России и Кавказ, а теперь еще и Крым, остается очень интенсивным и в наши дни.

 

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Логос (15.06.2024 12:43:32)
"Я уснул под шумок чайной ложки в стакане
Под симфонию звуков – как описать их, не знаю!
Я всякий раз удивляюсь, что на полке, на верхней,
Лучший сон в моей жизни, самый сладкий и крепкий."(Сергей Галанин). Немного подсушил пакет, сам тайник в порядке.
Спасибо авторам за тайник!
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.