Памяти Тушинского аэродрома [MV/30998]

Здание аэроклуба
Здание аэроклуба
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Покровское-Стрешнево р-н
Ближайший нас.пункт
Москва
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 2
Рейтинг
5.00Нашли: 8
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Тушинское аэрополе в 2010-х годах. Виден строящийся стадион и гоночная трасса
Тушинское аэрополе в 2010-х годах. Виден строящийся стадион и гоночная трасса
Парашютисты на авиационном празднике в Тушино в 1947 г.
Парашютисты на авиационном празднике в Тушино в 1947 г.
Статья о фестивале "Монстры рока"
Статья о фестивале "Монстры рока"
На месте теракта в Тушино
На месте теракта в Тушино
Автор: ComradeTi
Создан: 16.03.2024
Опубликован: 24.03.2024
(отредактирован: 31.03.2024)
Компаньоны: Leo-Scorpion

Описание окружающей местности

Проезжая по Волоколамскому шоссе, можно увидеть одно любопытное здание, которое сразу же бросается в глаза, благодаря своей необычной архитектуре. На парадной лестнице гордо возвышается фигура вождя, провожающего взглядом проезжающие по шоссе автомобили. С противоположной стороны Волоколамского шоссе растут леса человейников. Но каких-то десять с лишним лет назад на их месте было практически голое поле. Но на этом поле больше не росла ни рожь, ни пшеница. На этом аэрополе нашли своё пристанище могучие стальные птицы. Кроме того, на этом аэродроме проводили захватывающие авиапарады, растили десятки тысяч талантливых летчиков, планеристов и парашютистов, а во время войны он стал важным стратегическим объектом нашего города. Но и не одним аэродромом знаменито это поле.

Как Вы уже могли догадаться, речь в этом тайнике пойдёт о Тушинском аэродроме и Центральном аэроклубе им. Чкалова в частности. Приглашаю всех желающих окунуться в интереснейшее путешествие!

Тушинский аэродром

Тушинский аэродром расположился на северо-западе нашего города, в районе Покровское-Стрешнево. 

В 1920-е годы начался период бурного развития отечественного самолётостроения. Созданный в 1927 году ОСОАВИАХИМ развернул массовую «авиационную» пропаганду — тогдашняя молодёжь буквально рвалась в небо. История Тушинского аэродрома уходит корнями в 1931 год. Летом того года с Центрального аэродрома сюда перебазировалась Московская авиашкола Осоавиахима, ведь единственный в Москве Центральный аэродром на Ходынском поле уже не выдерживал быстро растущих объёмов лётно-испытательных работ и пассажирских перевозок. Строительство в Тушине началось в 1933 году и было не очень простым с технической стороны: здесь пришлось осушать заболоченную местность, а между рекой и лётным полем соорудить земляной вал, чтобы избежать весенних затоплений. Тем не менее, все трудности удалось преодолеть, и в 1935 году аэродром и здание Центрального аэроклуба открылись, тут же базировалась и Высшая парашютная школа.

В годы Великой Отечественной войны с него взлетала военная авиация, в том числе истребители и бомбардировщики. Официально аэродром использовался ПВО до середины 1960-х годов в целях взлёта парадной и командной авиации под руководством генерал-майора Покрышкина. 

Как же не вспомнить про знаменитые авиапарады? Они были для москвичей настоящим желанным и ожидаемым событием. В них участвовали многие легендарные лётчики — герои минувшей войны, всеобщие кумиры послевоенных лет. Популярность авиапарадов в Тушине объяснялась ещё и тем, что на военные парады на Красной площади мог попасть далеко не каждый, а вот на мероприятия на аэродроме продавали билеты, хотя и их раскупали очень быстро. Попасть туда было непросто: билетов не достать, добраться до аэродрома — проблема. Район Тушино до 1960 года находился за пределами Москвы и считался ближним Подмосковьем. Зрители добирались до аэродрома на попутках или на грузовиках, в кузовах которых были установлены скамьи для пассажиров. Начиная с 1944 года в Тушино ходил трамвай, чуть позже там стали останавливаться электрички. Основная масса москвичей предпочитала трамвай и попутки. Трамвайные вагоны буквально облеплялись людьми. Но транспортные неудобства людей не останавливали: согласно историческим хроникам, на парад в Тушине в 1952 году собралось более миллиона зрителей. Посмотреть, как добирались до ародрома, можно здесь. Зрители собирались на аэродроме задолго до начала действа. Всё лётное поле толстыми белыми канатами делилось на секторы, по номерам которых продавались билеты. Сидели прямо на траве; наиболее предусмотрительные расстилали захваченные с собой пледы или одеяла. По фасаду здания Центрального аэроклуба на уровне второго этажа располагалась трибуна, где в такие дни выстраивались члены политбюро и правительства, военачальники. И вот начинался парад. Над головами собравшихся проносились самолёты различных типов — звеньями, эскадрильями. Диктор торжественно объявлял о приближении очередной группы крылатых машин. Все задирали головы и провожали её долгим взглядом. Зрители наблюдали за исполнением фигур высшего пилотажа, постановочными боями с использованием наземной артиллерии и условным уничтожением макета завода противника. Финал же авиационных парадов был часто такой: из пролетавших друг за другом над аэродромом транспортных самолётов выбрасывался воздушный десант, и всё небо усеивалось разноцветным «горохом» парашютных куполов. Посмотреть на один из таких авиапарадов можно здесь.

Впервые День воздушного флота СССР отмечался 18 августа 1933 года, и первый парад, посвящённый этому празднику, прошёл на Ходынском поле, а уже с 1935 года эти мероприятия проводились в Тушине. До этого, в августе 1934 года, на лётном поле аэродрома приземлилось звено легких самолетов АИР-6 конструкции А. С. Яковлева, завершивших перелёт по маршруту Москва—Иркутск—Москва. Во время Великой Отечественной войны парады в Тушине не проводились, аэродром использовался только военной авиацией, а после победы традиция возобновилась. Первый смотр реактивной авиации состоялся в августе 1946 года. Небо над Тушино со страшным рёвом вспарывали Як-15 и МиГ-9 — машины диковинной конструкции: со вздутым фюзеляжем и без винтов. Новыми реактивными машинами очень интересовался Сталин, и их запустили в серию сразу после авиационного праздника. Через год там же, в Тушине, лётчик Иван Полунин показал на Як-15 весь набор фигур высшего пилотажа, а ещё через год на очередном воздушном параде пятёрка этих машин под командованием Героя Советского Союза Е. Я. Савицкого впервые продемонстрировала групповой пилотаж на реактивных самолётах. Парад 1955 года запомнился первым показом отечественных двухвинтовых вертолётов Як-24. При виде этих «летающих вагонов» публика изумлённо-восторженно ахнула. Практически без перерыва парады шли до 1956 года, а возобновились затем лишь в 1961 году. Руководство страны переключило своё внимание с авиации на более перспективную технику — ракеты. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв считал, что ракетные войска должны заменить военно-воздушные силы. В соответствии с новыми веяниями, некоторые рабочие самолёты списали и разобрали на металлолом. В год, когда состоялся первый полёт человека в космос, в Тушине опять провели авиационный парад, где, в том числе, показали различные технические новинки, включая боевые сверхзвуковые самолёты. Перед парадом 1961 года произошла трагедия. Во время подготовки к торжественному мероприятию на МиГ-19 разбился лётчик Юрий Фитин, его самолёт вошёл в штопор и упал на землю. 7 августа 1966 года здесь (впервые в Советском Союзе) проходил чемпионат мира по высшему пилотажу, завершившийся победой наших спортсменов и в командном, и в личных зачетах. Абсолютными чемпионами мира стали Галина Корчуганова и Владимир Мартемьянов, выступавшие на отечественных машинах.

Помимо красочных парадов на аэродроме в Тушине активно проводились учебные полёты на спортивных самолётах, устраивались соревнования, с этого аэродрома стартовали различные дальние перелёты, здесь проводились всесоюзные слёты парашютистов и многое другое. Тушинский аэродром всё ещё продолжал активно использоваться. В 1980-е годы на территории аэродрома выполнялись полёты Юношеской планерной школы, а позже здесь думали разместить гражданский аэропорт для частной и бизнес-авиации и аэротакси, а также реставрационный музей авиационной техники, но этим планам не суждено было сбыться. Постепенно территория вокруг аэродрома стала застраиваться, причём высотными домами, а сама площадка постепенно теряла свою классификацию. До начала 2000-х с аэродрома в Тушине могли взлетать и садиться самолёты Ан-24, Ан-26, Ан-30, а затем лишь вертолёты и лёгкие самолёты типа Ан-2. Лётное поле было частично заболочено, дренажная система имелась, но в период интенсивных дождей и таяния снега поле размокало и становилось временно непригодным для эксплуатации самолётами.

Помимо аэродрома, Тушинское аэрополе успело ещё побывать и площадкой для концертов. Самым крупным и известным стал, конечно же, рок-фестиваль "Монстры рока", состоявшийся 28 сентября 1991 года. Посмотреть, как прошёл рок-фестиваль, можно здесь. В фестивале приняли участие популярные исполнители мировой рок-музыки — AC/DC, Metallica, Pantera и Black Crowes, Советский Союз представляла группа "Э.С.Т.". Это было нечто! Фестиваль запомнился многим под названием "тушинское побоище" и неспроста. Дело в том, что концерт стал самым массовым в стране на тот период времени. По некоторым данным, в разное время количество зрителей варьировалось от 600000 до 1600000 человек! Вход был бесплатным, пронос спиртных напитков не ограничивался; в результате наблюдались жёсткие столкновения зрителей с многочисленными силами правопорядка — милиционерами, частными охранниками и солдатами (которые в ряде случаев сами провоцировали беспорядки). Тушинский концерт прошёл под охраной почти 11 тысяч (по другим данным — 20—25 тысяч) военнослужащих внутренних войск, милиционеров, работников ОМОН и порядка 300 автоинспекторов. Однако полностью предотвратить беспорядки не удалось: 51 человек был госпитализирован, за медицинской помощью обратились более 100 человек, с черепно-мозговыми травмами госпитализированы 53 человека (из них — 16 военнослужащих). 50 человек были задержаны с холодным оружием и наркотиками, 1 человек задержан с огнестрельным оружием. Более того, сразу по окончании концерта блюстители порядка стали в ужесточённом порядке гнать публику к выходу, что привело к большой давке и потасовкам. В 2000—2007 годах на территории аэродрома проводился музыкальный фестиваль «Крылья». Посмотреть, как прошёл рок-фестиваль "Крылья" в 2003 году, можно здесь. 5 июля 2003 года, во время проведения очередного фестиваля, произошёл теракт, в результате которого погибло 15 человек, ранены 60. По официальной версии, в субботу на фестивале в 14:39 подорвала себя 20-летняя чеченка Зулихан Элихаджиева. Она привела в действие взрывное устройство, однако оно не сдетонировало. Через 13 минут, в 14:52 буквально в нескольких шагах от тела Элихаджиевой взорвала себя другая террористка-смертница, 26-летняя Зинаида Алиева. На сцене в это время выступала рок-группа «Король и Шут». Ознакомиться с выпуском новостей, посвящённым теракту, можно здесь. В конце 1980-х годов у Тушинского аэродрома появился стихийный радиорынок, где продавались радиодетали и компьютерные программы. Именно он стал истоком того самого Митинского радиорынка, который функционирует до сих пор. В 2010 году на месте аэродрома была построена гоночная трасса «Тушино Ринг», а также началась активная застройка аэродрома.

Наверное, Тушинский аэродром прекратил своё существование одним из последним в столице. И ушёл он очень красиво. Последним самолётом, который самостоятельно улетел из Тушина, стал советский ближнемагистральный Ил-14Т. Этот тип летательных аппаратов был разработан в 1940-е годы и использовался не только военной, но и гражданской авиацией. Характеристики позволяли ему работать в тяжёлых погодных условиях и при низких температурах, самолёты этого типа обслуживали экспедиции в Антарктиде и в Арктике. В начале 2000-х Ил-14Т купила Федерация любителей авиации, самолет перегнали с аэродрома Остафьево на Тушинский аэродром, где он простоял около 10 лет и стал постепенно разрушаться. Свою лепту вносили вандалы: были выбиты иллюминаторы, части обшивки растаскивали на металл, в нем периодически спали бездомные. Но в 2010 году за крылатую машину взялись энтузиасты, к которым позже присоединились волонтёры из Музея ВВС России в Монине. В 2014 году, в день столетия дальней авиации, Ил-14Т — «Голубая мечта», как его прозвали реставраторы, — вылетел на аэродром Орловка в Тверской области и закрыл авиационную историю Тушина. Посмотреть, как Тушино покинул последний самолёт, можно здесь. Так погиб Тушинский аэродром. Думаю, у многих москвичей он остался в памяти.

Центральный аэроклуб им. Чкалова

11 марта 1935 г. Центральный совет Осоавиахима и ЦК ВЛКСМ приняли специальное постановление о создании Центрального аэроклуба СССР. Специально для нужд аэроклуба напротив Тушинского аэродрома было возведено здание. Изначально, с июня 1935 года, клуб носил имя секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева, именно комсомол взял шефство над аэроклубом, а сам Косарев часто приезжал в Тушино посмотреть на самолёты и пообщаться с пилотами. Однако в 1938 году он был арестован при личном участии Лаврентия Берии, признан «врагом народа», а через год расстрелян. Еще до приведения приговора в исполнение аэродром в Тушине получил другое имя — Валерия Чкалова, который в декабре 1938 года разбился насмерть во время испытания нового истребителя.12 июля 1935 г. состоялся первый авиационный праздник — для руководителей партии и правительства был организован показ достижений воздушных спортсменов. В сентябре 1935 г. ЦАК был принят в члены ФАИ. В 1985 году ЦАК награждён орденом Красной Звезды.

После образования Российской Федерации Центральный аэроклуб СССР им. В.П.Чкалова был в 1991 году преобразован в Национальный аэроклуб России им. Чкалова. Позже, в 1993 году, на его основе был создан ФГУП "НАК России им. Чкалова", который существует по настоящее время и физически размещается в том же здании. Является организацией подведомственной Миниспорту России. Также была создана организация с похожим название - НОУ «Центральный аэроклуб им. В.П. Чкалова ДОСААФ России», в 2019 году преобразованная в АНО "ЦАК им. В.П. Чкалова ДОСААФ России". Подведомственная, соответственно, ДОСААФ России.

Источники:

Тушинский аэродром

Тушинский хомяк

Мой Район

Центральный аэроклуб им. Чкалова

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

pupanoid (11.06.2024 23:15:37)
Давным-давно был здесь, когда по взлётке ещё можно было пройтись пешком. Навестил в очередной раз Ленина, а на здание, которое он охраняет после видеоролика взглянул совсем по другому. Чкалова тоже посмотрел, на мой взгляд, слишком пёстро вышло. Автору спасибо за экскурс в историю!
advence (11.06.2024 19:29:14)
Были с сыном здесь, Все изучили, посчитали, оглянулись поискать транспортное средство Ильича. Получили зачет. И пошли дальше. Спасибо автору!
Vlad374 (09.06.2024 17:32:34)
Aleslav (02.06.2024 18:54:42)
Natic (30.05.2024 22:27:45)
alex124368 (09.04.2024 12:38:32)
mmm1863 (01.04.2024 18:21:00)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.