Нулевой километр Чуйского тракта [VI/30086]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Алтайский край
Ближайший нас.пункт
Бийск
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 1Нашли: 4
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
По дороге из Новосибирска в Барнаул
По дороге из Новосибирска в Барнаул
Вид на СевероЧуйский хребет
Вид на СевероЧуйский хребет
Слияние Катуни и Чуи
Слияние Катуни и Чуи
Автор: Serg&El
Создан: 15.08.2023
Опубликован: 15.08.2023
(отредактирован: 15.08.2023)

Описание окружающей местности

"Есть на Алтае тракт – Чуйский.
Красивая стремительная дорога,
как след бича, стеганувшего по горам.

Много всякой всячины рассказывается,
 поется, выдумывается о нем.
Все удалые молодцы,
все головорезы былых лет,
все легенды – все с Чуйского тракта."

Василий Шукшин,
«Живёт такой парень»


  Так получилось, что в отличии от остальной нашей группы в поездке "Знакомство с Алтаем" от компании ТурТрансВояж (рекомендую с чистым сердцем -  никогда не встречала настолько гармонично отличных гида, водителя, продуманной модульной программы путешествия) мы проехали весь Чуйский тракт от начала до конца, от Новосибирска до Кош-Агача. Так-то старт экскурсионного тура планировался в Барнауле, но не всякая птица самолет летит из нашего города куда нам хочется. Пришлось нам лететь прямым рейсом в Новосибирск, а уже оттуда автобусом самостоятельно в Барнаул на воссоединение с еще 35-ю любителями путешествий. И поехали мы на встречу с красотами Алтая по самой живописной трассе в России, входящей в десятку самых примечательных автодорог в мире. За неделю нашего путешествия на комфортабельнейшем автобусе мы проехали по Чуйскому тракту 2,5 тысячи километров (не считая еще 230 км от Новосибирска до Барнаула рейсовым). Большинство алтайских красот видно прямо с обочины – и слияние алтайских рек, и перевалы Сименский и Чике-Таман, и живописные мосты, и виды Северо-Чуйского хребта.
  А как же мы удивились, когда в конце путешествия (так было задумано) наша замечательная и неутомимая гид Татьяна привела нас для памятного фото к Нулевому километру Чуйского тракта вовсе не в Новосибирске, а здесь, в Бийске! Как оказалось, историческое начало Чуйского тракта именно здесь, а нынешний тракт, который теперь федеральная трасса Р256, действительно стартует от Новосибирска и до самой границы с Монголией в селе Ташанты, что в 60 км от Кош-Агача, где мы дружно на рынке запаслись монгольскими кашемировыми перчатками и носками на будущую зиму.

  Итак, из истории, собранной на просторах Интернета:

"Чуйский тракт – древняя торговая дорога, а вернее тропа, некогда была ответвлением великого «Шёлкового пути». В китайских хрониках тысячелетней давности упоминается некий Мунгальский тракт. И, вероятнее всего, именно по нему проходит современный Чуйский тракт. Только представьте себе, тысячу лет назад по этой дороге шли купеческие караваны, конные и пешие войска!
   Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников среди теленгитов, сами стали ездить в Чуйскую степь — первыми до ярмарки в поселении Кош-Агач добрались бийский купец Хабаров и змеиногорец Токарев. К середине XIX века русские уже имели там десяток складов и торговали тканями, топорами, пилами, молотками и прочими железными изделиями, галантереей, выделанной кожей; в обмен они покупали у монголов, китайцев и тибетцев скот, шерсть, пушнину и чай.

   В то время тракт представлял собой лишь узкую вьючную тропу с выступами скал над ущельями — бомами. При их проезде возница шёл к началу узкого места и клал на дорогу шапку, чтобы встречный караван заметил и пропустил путников. Иначе было не разъехаться. Отсутствие колёсной дороги на 250 километров от Онгудая до Кош-Агача сдерживало торговлю и препятствовало связям Российской империи в Центральной Азии.

   Освоение Чуйского тракта началось во второй половине XVIII века, когда земли южных алтайцев добровольно вошли в состав Российской империи. Не зря говорят торговля – один из двигателей прогресса! Прочно установившиеся торговые связи с Монголией способствовали усовершенствованию древней дороги. Но, не смотря на все улучшения, вплоть до начала XX века Чуйский тракт оставался опасной горной тропой, унесшей много человеческих жизней.

   Первые попытки придать Чуйскому тракту более-менее похожий на дорогу вид начались в 1901 году. В течении двух лет был построен участок от Онгудая до Кош-Агача. Строительство велось силами коренного населения и жителями близлежащих деревень. Однако на работы было выделено недостаточно средств и желание сэкономить привело к быстрому разрушению уже построенного дорожного полотна. Вплоть до 1914 года Чуйский тракт вновь был заброшен. Но затем были выделены деньги на изыскательные работы и на Алтай отправилась экспедиция во главе с инженером путей сообщения и будущим писателем Вячеславом Яковлевичем Шишковым. Под его руководством были составлены подробные карты местности и проект будущей трассы. Однако строительству и дальнейшим изысканиям помешали сначала Первая мировая война, а затем революция и гражданская война в России. За этот период многие мосты и перевалы были разрушены, и дорога вновь пришла в негодность.

   Новую жизнь тракт получил в советское время. Для укрепления политических и экономических взаимоотношений между Монгольской Народной Республикой и Советским Союзом требовалось связать эти два государства. Строительство дороги началось в 1922 году. Были построены мост через Чую и несколько паромных переправ через реку Катунь. А уже в 1923 году между двумя странами пошли первые караваны.

   В 1929-1930 годах по проекту Шишкова велось активное строительство на всём протяжении правобережного участка тракта. В работах было задействовано большое количество заключённых 7-го отделения сибирских лагерей «Сиблага», в основном состоявших из раскулаченных крестьян. Вдоль всего тракта на расстоянии 15-20 км друг от друга были выстроены так называемые «командировки» - небольшие концентрационные лагеря на 300-400 заключённых каждый. Они вели работу в сложных климатических и нечеловеческих бытовых условиях труда. Работали впроголодь. Известны случаи, когда заключённые ловили и ели собак. Многие заболевали туберкулёзом, цингой, дистрофией. Тридцатые годы XX века стали трагичными в истории тракта. Заключённые умирали в большом количестве. Их хоронили в братских могилах вдоль тракта. Известны случаи, когда тела зарывали и в само дорожное полотно. По традициям того времени доставалось не только заключённым, но и руководителям строительства. Многие были объявлены врагами народа и расстреляны. Но строительство продолжалось и довольно быстрыми темпами. Зимой 1935 года был сдан в эксплуатацию участок тракта от Бийска до Ташанты.

   После окончания Первой мировой войны пришедший в упадок Чуйский тракт немного подлатали и стали пытаться наладить автомобильные перевозки. А вернее сказать тяжёлые многодневные экспедиции. Машины тогда представляли собой неповоротливые, деревянные тарантайки на металлической базе. И никаких вам печек, кондиционеров и ABS! Профессия шофёра в те года считалась трудной и уважаемой. Одна его экипировка чего стоила: шлем, защитные очки, кожаная меховая куртка, краги. Условия работы в горах очень суровые – сильные ветра и морозы. Летом 1925 года были налажены первые регулярные рейсы из Онгудая в Кош-Агач. Поездки длились по 15 суток и более. Автомобили тех времён имели очень небольшой выворот колес и порой просто не могли вписаться в поворот. На крутых изгибах тракта их часто приходилось поворачивать «вручную». К передним мостам привязывали тросы и тянули в нужную сторону. Далеко не все автомобили благополучно доходили до конечного пункта. Часто случались трагедии, машины срывались с обрыва. А по всему тракту можно было встретить обломки железа и дерева.

   В 1961 году началом тракта стал не Бийск, а Новосибирск. Строительство же последнего и самого сложного участка дороги –перевала Чике-Таман – было завершено лишь в 1984 году.

   Кстати, приезжающим сюда туристам, алтайцы любят рассказывать всякие легенды и поверья. Например, говорят, что на перевалах нужно обязательно остановиться и поблагодарить духов за поддержку и сопровождение в пути."

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

ds33 (12.06.2024 18:20:56)
Нашли тайник вместе с Sandy_33. Зачет получен
dnk307 (02.06.2024 20:24:00)
Очень интересный нулевой километр в копилку попался 09.05.24. Зачёт от автора получили. Большое спасибо!
temelup (01.09.2023 11:14:08)
Das Boot (16.08.2023 02:35:40)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.