Комплекс насосной станции был построен в связи с проводимыми работами по усилению Великой Сибирской железной дороги в 1912 году. Заказчиком выступал Комитет Сибирской железной дороги. Все здания и сооружения построены по типовым проектам, разработанным для Западно-Сибирского участка Великой Сибирской железной дороги.
Насосная станция расположена на территории железнодорожной станции Каргат на расстоянии 340 м от первого железнодорожного пути. Южным фасадом комплекс ориентирован на реку Каргат, откуда осуществлялся забор воды в бак водонапорной башни. Главное здание насосной станции с водонапорной башней и дымовой трубой ориентировано своим северным фасадом на железнодорожную линию.
Дымовая труба располагается на расстоянии 6,4 м от насосной станции. Вертикаль дымовой трубы с объемом водонапорной башни, машинного отделения, выполненных в красном кирпиче, составляют ансамбль, который композиционно являлся ведущим среди рядовой застройки станции Каргат и хорошо просматривался со стороны железной дороги, играл активную роль в формировании силуэта поселения.
Близко познакомиться с историей любого города помогают музеи, особенно если они расположены в необычных старинных сооружениях. Ведь они сохраняют в себе энергетику той эпохи, в которую были построены. Даже простое нахождение в подобных музеях способно подарить незабываемые впечатления. Одним из таких необычных музеев является водонапорная башня в г. Каргат.
Комплекс насосной станции является памятник архитектуры регионального значения.
В 2009 – 2010 года государственным автономным учреждением Новосибирской области «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области» и администрацией города Каргата проведены работы по реставрации здания для размещения в нем музея истории города.
Как сообщает районная газета «За изобилие», насосная станция с водонапорной башней и дымовой трубой является в Каргате памятником историко-культурного наследия. В башню качали воду прямо из реки, соорудив на ней плотину. Каждые полтора месяца вода хлорировалась и проверялась строжайшим инспектором, приезжавшим из Барабинска. Этой водой заправляли паровозы. Приходили за ней и каргатцы. Башня до сих пор считается самым высоким сооружением Каргата. В тридцатых годах возле нее появился небольшой домик смотрителя. «Старший машинист водокачки» - так значилась в казённых бумагах новая должность. Тридцать лет – с 54-го по 84-й пробыл в смотрителях Сергей Анатольевич Шепелев. Когда он умер, его дело продолжила жена Екатерина Ивановна и осталась ночным сторожем башни. Она и сейчас досматривает за всем «наследством». Чтобы сохранить этот памятник, решено было разместить в этом здании музей. Исторический материал собирали по крупицам. Помогали в этом не только сотрудники других музеев и архивов, но и старожилы Каргата. Основную часть экспонатов составляют предметы быта предков, изделия прикладного искусства, документы и фотографии, редкие книги. «Среди исторических материалов есть карта-макет Каргата, которую мастер-умелец Юрий Сабадаш составил по рассказам очевидцев. Эта карта свидетельствует о том, что раньше здесь были кожевенный и конный заводы, большая маслосырбаза, артели «Прогресс» и «Свободный труд». Краеведы во время поисков материала сделали немало открытий, например, узнали, почему зареченская сторона в районе телевышки называется чертуганом. Оказывается, здесь проживал купец Чертуганов, который содержал заводик по выработке и отправке торфа. - Много у нас уникальных экспонатов, их встретишь только в музеях: «шарманка» железнодорожника, в которой возили еду, глиняные чашки, рюмки, кувшины, утюги и самовары на углях, и многое другое. Да что я вам рассказываю! Приходите к нам сами – и всё увидите, - цитирует газета слова директора городского музея Ирины Будкиной.