Экспедиция "Мангазея-2007"
Пользователь:
Железнодорожник (IP)
Дата: 02 Июль 2007 14:43
Итак, на первую половину августа (с 4 до 18) планируется экспедиция на северо-восток Ямало-Ненецкого округа, в Красноселькупский район, к Мангазейскому городищу и остаткам стройки №503 ГУЛЖДС НКВД СССР.
1. ЧТО ========================
Мангазея, существовавшая с 1601 по 1672, была ключевым пунктом освоения Сибири. В те времена поморы Северным морским путем ходили из Двины, Кулоя и Мезени через Печорское устье, затем волоком через Ямал с Мутной (Мордыяха) на Зеленую (Сеяха) в Обскую губу, и вверх по Оби в Обдорск (Салехард), или вверх по Тазу в Мангазею. Это был центр богатого пушниной края, восточнее лежали реки с золотыми россыпями, так что Мангазею часто называли "Златокипящей" - один рейс в Мангазею, продолжавшийся как правило два года, мог обеспечить какого-нибудь великоустюгского купца на всю жизнь.
Мангазейский острог стоял на высоком берегу Таза, при впадении в него маленькой речушки Мангазейки. Он имел деревянные стены, приказную избу, несколько храмов. Мангазея несколько раз горела, но быстро отстраивалась заново. Однако во второй половине XVII века появления в Белом море английских кораблей, начавших практически бесконтрольную меновую торговлю с поморами, настолько раздосадовало московского царя, что он под страхом смерти запретил ходить кому либо северным путем в Печору, Обь и Енисей.
Древний путь опустел, и связанная с ним Мангазея потеряла свое былое значение. В это же время активно развивались пути через Средний и Северный Урал. В 1672 г. мангазейский гарнизон был переведен на Енисей, в Новую Мангазею (ныне Туруханск). Город быстро опустел и был заброшен. Ненцы и селькупы долгое время считали это место черным, мертвым. Они назвали его "Тахаравыхард" - разломанный город. Далеко стороной объезжали старые развалины их оленные
упряжки...
Сейчас на месте Мангазеи - городище, где 40 лет назад производились раскопки. Чудом сохранившееся последнее строение - церковь (возможно часовню) Василия Мангазейского в начале 1960-х годов разобрали, и перевезли в Сидоровск (полумертвый ныне поселок в 6 км. выше по реке).
Кроме того, маршрут на Мангазею пролегает мимо второго интересного объекта. Сталинская "полярная магистраль" Салехард-Игарка делилась на два управления - 501 от Салехарда до Уренгоя, и 503 от Уренгоя до Игарки.
Участок 501 стройки сейчас или восстановлен, или представляет собой насыпь с редкими рельсами и чудом сохранившимися семафорами. Но вот 503 стройка, за счет своей удаленности от цивилизации, сохранилась гораздо лучше. Лежит путь от урочища Сидельниково на берегу Таза на восток, а самое главное, в бывшем депо Долгое, в глухой тайге, стоят сохранившие паровозы и остатки вагонов. Долгое находится на пути к Мангазее, и обязательно должно быть посещено.
2. ЗАЧЕМ ========================
Мангазея - один из немногих исторических объектов, где практически никто не был. Археологи работали, "Щелья" туда дошла, но вот туристов с фотоаппаратами там не встретишь. Даже журнальные статьи об этом месте делаются по музейным или архивным данным. Удаленность района и сложность заброски/выброски тому немало способствуют, однако добавляют немалый интерес.
3. КОГДА И КАК ========================
Первые две недели августа. В четверг 2 августа выезжаем поездом в Пуровск (можно самолетом до Тюмени и уже потом поездом). В понедельник 6 августа из Тарко-Сале (около Пуровска) летит рейсовый вертолет Ми-8 на Красноселькуп. Билеты можно взять в Москве с 6 или 7 июля (продажа начинается ровно за месяц). Днем 6 августа (если позволит погода) прилетаем на место, после чего начинается самое интересное - сплав.
У меня есть надувные катамараны, которые собираются на месте с каркасом из стволов деревьев и досок, после чего надо спускаться вниз по р.Таз - 100 км. до Долгое, и еще 50 км. - до Мангазеи. По пути обязательно надо обследовать Сидоровск (в котором скорее всего уже ни одного жителя не осталось).
Таз - широкая спокойная река. Она сравнима с нашей Окой, даже пошире будет. Так что никаких порогов, топляков и прочих препятствий. Просто спокойно плывем. Ничего сложного в этом нет, катамаран - штука кондовая и устойчивая. Я например плавать не умею, но успешно сплавляюсь уже лет 12 по самым разным рекам )
При этом сплав - не самоцель. По Тазу ходят баржи из Тазовского в Красноселькуп и обратно, если будет возможность - грузимся на попутную баржу, экономя время.
Выброска еще интереснее. Я звонил в Тазовский порт, там говорят что в эту навигацию будет большой завоз труб из Коротчаево (что на железной дороге) по Пуру, Тазовской губе и Тазу в Сидоровск, где строится газопровод. Соотвественно, одну из этих барж можно поймать при разгрузке в Сидоровске всего в 6 км. от Мангазеи, погрузиться и уплыть обратно в Коротчаево. Не получится - сейчас там северный завоз, судов ходит много, хоть в Красноселькуп, хоть в Тазовский - все равно уплывем.
Для отработки навыков сплава, взаимодействия и т.п. в выходные 21-22 июля организуется тренировочный водный поход на Оку, по маршруту Калуга-Алексин.
Предварительный список участников
1. Железнодородник
2. Plaven
3. Один в поле (без УАЗа)
4. Den-Djan*
СкиталецЪ - ты как?
Желающие - пишите! Только хочу предупредить что это не "дачный" водный поход. Все там довольно серьезно: места глухие, и маршрут не прервешь на середине.
Редактировано 1 раз. Последний раз 02.07.2007 14:49 пользователем Железнодорожник.