Re: Семейная геопоездка в Псковскую область. Сентябрь 2019.
Псков в скобяных изделиях: замкАх, болтах и столбах
Псковское утро опять же началось не шибко рано.
Решили не рваться и не напрягаться, а немного и неспешно побродить по городу, выгулять Лизу и Женю, подышать воздухом и полюбоваться рекой Великой. Гостиница находилась на самом берегу, а потому мы просто вышли на набережную и побрели вдоль реки. Покачались на качельках, посмотрели памятник солдату Первой мировой войны, которому какие то умственно неполноценные граждане отломили часть винтовки,
Прямо вдоль берега тянется стена Окольного города, представленная осыпью известняка. Именно так и выглядят псковские стены и башни без реставрации. Именно по этому, я и не уважаю Псковский кремль, как достопримечательность...
Прошли встроенную в берег лодочную станцию, где тренируются гребцы и где висят памятные доски, посвященные им.
Вскоре, показалось стандартное для гидротехнических сооружений здание на противоположном берегу реки. Точно такое же здание расположено в Тушино на берегу Сходненского деривационного канала на Лодочной улице. Для чего в 30-40-е годы 20-го века ставили такие домики - не знаю. Возможно, это какой-нибудь речной вокзал?
Выгуляли детей и неспешно добрели вдоль стен окольного города до смотровой площадки, организованной в насквозь новодельной башне у церкви Покрова и Рождества от Пролома.
Имеется ввиду Баториев пролом в стене. Возле церкви был тайник, и проходила экскурсия для детей.
Два этих обстоятельства были несовместимыми, а потому мы просто ждали. Экскурсовод долго и муторно рассказывала детям о датах, архитекторах, настоятелях, архитектурных деталях и прочем и прочем, что ни одному ребенку не интересно. Дети и не слушали. Они стояли, уткнувшись в телефоны и даже не ходили за экскурсоводом. Пережидали их мы минут 20. Пока экскурсовод нудела, а дети скучали, решил сходить в саму церковь. Крошечное посещение косвенно свидетельствует о количестве прихожан. При том, то, что постройка каменная, означает ее высокую стоимость и важность. Внутри мое внимание привлекли отверстия голосников- кувшинов из обоженной глины, вмурованных в толщу свода.
Одна боковина свода состоит целиком из отверстий горловин. Так же, ряды голосников замечены в основании барабана купола.
Такую сложную архитектурную деталь применяли для улучшения акустических качеств помещения и для облегчения свода, так как полость круглого кувшина ничего не весила, но обоженная глина достаточно прочна, чтобы сфера из нее не нарушала прочность всей конструкции. Эта функция, полагаю, была наиболее важна при замуровывании кувшинов в основе барабана. Так же, обоженая глина служила каким-никаким, а армированием кладки из рыхлого природного плитняка. Внутри все остальное вылизано так, что глазу не за что зацепиться.. На входной двери очень интересный замок, который я чуть не принял за исторический экземпляр, но потом присмотрелся, увидел отсутствие следов коррозии в виде раковин, и ключевое - мелкую современную резьбу и шестигранные гайки.
В замках такого типа, учитывая довольно грубое изготовление кузнецом и большие допуски, необходимо было обеспечить точное позиционирование ключа и его бородок. Сейчас для этой функции на редких, старых и примитивных замках используется сам стержень ключа, имеющий больший диаметр, чем толщина бородки, вращающийся в отверстии. Иногда, используется даже разрезная вращающаяся втулка, которая "захватывает" центр ключа. Технологии производства тех лет не позволяли добиться такой точности и приходилось прибегать к хитрости - внутри ключа было отверстие, которое довольно плотно садилось на тонкий стержень, торчащий из задней стенки замка(такое, впрочем, тоже редко, но еще встречается. Так же, такой стержень затрудняет взлом, ограничивая пространство для манипуляции отмычкой или же силовое выбивание механизма. так вот, головка такого штыря была, вроде бы, красиво расклепана на 4 грани, но с внутренней стороны на ней виднелась простая современная резьба с мелким шагом и обычная шестигранная гайка, притягивающая болт к корпусу замка.
Правда на конце, обращенном к ключу, резьба была сточена и вообще болт был заострен. Вот так вот.. сказке конец... Дело в том, что резьбой в годы постройки, мастера вообще не злоупотребляли, ввиду сложности изготовления, низкой культуры производства и низкого качества инструмента. Как, например, было изготовить болт и гайку, подходящую к нему, не имея метчика и плашек? А ведь нужно соблюсти не только диаметр прутка, проходящего в отверстие гайки(на самом деле, превышающего размер гайки для нарезной, а не катаной резьбы), глубину прорезки витков, шаг, профиль каждого витка и многое другое, а главное, делать это не разово, а сотнями? Именно по этому, резьба если и делалась(а она действительно делалась давно, стоит вспомнить хотя бы казнозарядную пищаль с винтовым затвором, созданную в России в начале 17-го века!), то большого диаметра, штучно и дорого. Для рядового крепления "с утягом" широко использовали заклепки - они дешевле, технологичнее при кузнечном производстве, и их не скрутишь любым куском металла с прорезью.
Гайка! до 20-го века, гайки, если и встречались шестигранные, то очень редко. Излишеством они считались, ввиду нетехнологичности: представьте себе как изготовить шестигранную заготовку, точно выверяя расстояние между гранями! Гораздо проще напилить или нарубить через равные промежутки стальную полосу. Да и допуски по размеру и геометрии инструмента в этом случае гораздо ниже. Шестигранная гайка позволяет удобнее хватать ее под неудобными углами и крутить по чуть чуть. В случае квадратных гаек, используют ключ с прямоугольной прорезью, но на одном ключе оба конца одного размера, оба сильно загнуты под разными углами (примерно 45 и 30), что компенсирует невозможность захватить гайку под удобным углом. Кстати, к квадратным болтам и гайкам мы еще вернемся через пару километров пути!
Наконец то туристическая группа ушла, а я, вооружившись фотоаппаратом, прошел "на дело". Во круг мотались отдельные туристы, но не очень много. Сделав вид, что снимаю стену, подошел к козырьку, а потом изобразил завязывание шнурка, опираясь на козырек. Ничего не нашел, возможно, плохо искал.. Ну нет, так нет. Микрики не моя специализация.
Время было уже послеобеденное и мы отправились в гостиницу, дабы переодеть Лизу, угваздавшуюся в песке, оставить беговел и взять машину.
Поднялись по улице Свердлова и свернули на Калинина, по которой пошли в сторону центра города. На пересечении улиц стоит дом, хорошо иллюстрирующий тенденцию каменного строительства тех лет: дом может быть сложен из чего угодно, но вот фасад должен быть кирпичным. Так многие дома имеют три стены из камня-плитняка, но фасад краснокирпичный. У этого дома, например, кладка кирпичная, но фронтоны на концах забутованы известняком.
А вот у этого дома - вообще хрен поймешь как строили, но важно, что оконные проемы и печные трубы кирпичные. Дело в том, что в известняке очень тяжело крепить оконные рамы и дверные косяки - он рыхлый и, благодаря неровным краям, велик риск попадания в стык, замазанный раствором.
Примерно на углу улицы Калинина и улицы Георгиевской улицы сразу два интересных объекта: Непонятная будка, встроенная в забор коррекционной гимназии и фонарный столб.
Будка в ограде сама по себе ни чем не примечательна, но мое внимание приковали к себе ее двери. Они клепаные, при чем клепка не заводская, а ручная.
То, что в будке две двери и два окна, отделенных от мира ставнями, наталкивает на мысль о том, что это могло бы быть каким то торговым предприятием, а не банальной трансформаторной будкой. Богатую историю этого здания можно изучить по ключевинам в двери. Я тщательно изучил их и нашел более 20 мест от замков, висевших на здании, но раскрывать полное количество не буду, вдруг пригодиться для какого антидиванного вирт вопроса!
Но главное на этом перекрестке это фонарный столб, да не обычный, а металлический и не сварной, а...тадамммм.... на заклепках, четырехгранных болтах и гайках!
Это столб первой линии электропередач в Пскове, предположительно, 1904 года установки, один из двух найденных мной в городе(хотя их вроде бы 8). зачастую, столбы ошибочно датируют 60-ми годами прошлого века, мол установлены они при послевоенной реконструкции города. Данная датировка, очевидно, ошибочна, так как столбы имеют явно полукустарное происхождение. Об этом свидетельствует неровная клепка, квадратные головки крепежа, следы подгонки "по месту". В послевоенной же стране, очевидно, крепеж существовал уже полноценный и вряд ли кто то стал бы делать гайки кустарным способом. Это не единичный столб в городе, их осталось 8 штук. Расстояние между ними не менее километра. Следовательно, ранее количество столбов было велико и, если бы их изготовлением занималось крупное современное предприятие, были бы стандартизированы детали, использовался бы технологичный крепеж. К тому же, как объяснить утрату большей части столбов, которые, судя по всему, выполняют свою функцию не хуже своих современников? Скорее всего пропали они в войну, став жертвой боевых действий, восстановления города или же просто пойдя на дефицитный металл.
Столб до сих пор используется по прямому, хоть и не полному, назначению. Но по порядку.. Столб выполнен в виде ажурной конструкции, имеет квадратное сечение и форму усеченной пирамиды, чем то напоминает обелиск. В его основе четыре толстостенных уголка, образующие углы, к которым заклепками и четырехгранными болтами крепятся перемычки.
В верхней части столба закреплены множественные кронштейны изоляторов, сделанные в виде толстых широких пластин, отогнутых наружу на, примерно, 30 градусов. Сверху вниз внутри столба проходят четыре толстостенные трубы-дюймовки. Они уложены во внутренние части уголков, образующих ферму и один в центре столба - кабель каналы.
В нижней части столба имеется распаечная коробка, точнее, нижняя часть столба сама является распайкой! Для этого внутри, на высоте, примерно, полуметра устроена четырехскатная кровля, накрывающая щиток. Щиток имел две запираемые на ключ дверки с разных концов и, судя по многочисленным следам сварки, использовался долгое время.
Сейчас он врос в асфальт. То есть коммутация проводов происходила не на вершине столба, а в сухом щитке, в нижней его части. Провода шли через те самые четыре трубы, которые находятся внутри столба. Материал столба и металлические же каналы наводят на мысль о том, что при прокладке линии использовался изолированный провод.
Вот такая вот достопримечательность! А буквально в нескольких метрах рядом с ним стоит его современный приемник, не имеющий нормального щитка за то имеющий много колхоза, который способен довести до нервной икоты любого электрика.
Дальше быстро добежали до гостиницы, где нас поджидал котик...
переоделись и попробовали поехать на обед, но не тут то было - дети решили, что именно сейчас лучшее время для сна и вырубились за те 5 минут, которые требуются для проезда трех кварталов. Решили экстренно переигрывать планы и отправились за покупками. Посетили местный магазин Сплав, где купили несессер для мыльно-рыльных принадлежностей, я сгонял на местный рынок, который оказался переполненным вьетнамцами, а потом еще куда то. На обед мы попали только к 16:00...
Вкусно покушав, мы отправились гулять в парк. Коляску брать не стали, не смотря на немного моросящий дождик. Наташу отправил в парк, а сам, с Женей на руках, побрел искать шарик, обещанный Лизе за хорошее поведение. Шарик был пойман в ближайшем цветочном магазине, даже три.
Гуляя по парку встретили еще двух детей, которым подарили один из шариков. Аттракционы, не работали... Глядя на этот вертолетик, я думаю, что и слава Богу...
К Кузнецу дошли только в густых сумерках. Памятник хороший, живой, разве что кузнецы сидя не работали. да и редко работали в одиночку. Обычно был кузнец и молотобоец - менее квалифицированный работник, от которого требовалось работа тяжелой кувалдой, в то время, как кузнец более легким молотком-ручником указывал куда, как бить или перестать. Тонкую работу доделывал сам. Речью общаться в кузне невозможно, по этому общение шло через удары молотка по заготовке. Удары кузнеца и молотобойца чередовались, соблюдая правильный ритм(позволяло лучше распределять силы). Кузнец показывал куда ударить, если кузнец бил молотком плашмя, это означало, что требуется остановиться. Ручник, в отличии от кувалды, имел множество разных форм бойка, например, заостренную, плоско-скошенную, шарообразную или же широкую(гладилка).
Кузнец протягивает нам подкову.
Подкова тоже штука интересная. Видов существует множество, но я не специалист и вдаваться не буду, отмечу лишь, что он изготовил подкову с шипами на конце. Множество откопанных мной подков имели такие шипы. Образованы они подворотом концов подковы. Слышал даже версию, что так подгоняли размер базовой подковы под размер копыта конкретной лошади прямо в процессе ковки.
Поверье, про счастье, приносимое найденной подковой имеет рациональное зерно: Подкова - товар массовый, требует постоянной замены, так как изнашивается, копыто отрастает и тд. Лошади свойственно иногда их терять. А найти подкову означало обрести в хозяйстве лишний солидный кусок металла с которым можно обратиться к кузнецу для изготовления любого предмета.
Металл стоил очень дорого! Ведь добывали его далеко, требовалось плавить руду, выковывать низкокачественные слитки для удаления примесей и излишков углерода. Это сейчас ценится высокоуглеродистая сталь, позволяющая делать долговечный и качественный инструмент, тогда же, ценилось ковкое железо, хорошо обрабатывающееся, поддающееся кузнечной сварке и не склонное к образованию трещин при остывании. Для получения железа, руду(зачастую озерную) разогревали с древесным, а не каменным углем при постоянном дутье. Такой процесс не позволял получить температуру, достаточную для плавления и качественного восстановления железа. Максимум, чего удавалось добиться, было 1100-1200 градусов. Оно размягчалось, смешивалось с углем и спекалось в бесформенный ком, который извлекали горячим из печи и начинали отковывать в разных направлениях деревянными молотами. Металлический молот прилипал к крице и работать им не получалось. Такая отковка удаляла из пор крицы избытки шлака и кусочков угля, доля которого составляла до 12% позволяя снизить содержание примесей до 2-3 процентов. Так же, оставшиеся примеси были уже не хаотичными, а располагались тонкими нитями в металле. Так же ковка позволяла гомогенизировать состав крицы, обеспечив ее равномерные свойства, не зависимо от зоны. Ковка проводилась несколько раз.
Таким образом, железо было очень дорогим и для крестьянина подкова была сокровищем!
На поиски ответа ушло некоторое время, табличка нашлась в несколько необычном месте. До этого, считали буквы не на той таблички и получали фигню. Квест был выполнен и мы отправились спать домой, ибо на утро планировался ранний подъем и отправление в путь.
_________________
Наношу свет, причиняю добро(с)