Путешествия, встречи :  Форумы на Geocaching.su Геокэшинг.RU
Обсуждение путешествий, походов, встреч геокэшеров. 
Как я побывал на БАМе
Пользователь: Sergio79 (IP)
Дата: 17 Февраль 2014 10:18

Хабаровск 2014-01-23 (3).jpg

На работе было получено задание отправиться на изыскания по трассе проектируемой ЛЭП Тында-Новая Чара.
Никто в офисе сначала толком не знал, где это находится. Все заглянули во всевозможные карты Googl Earth и Sas Planet и надо же… Это БАМ! Знаменитая комсомольская стройка, о которой ходят легенды. Тот самый, который так ударно строило поколение наших родителей! С нетерпением и в то же время со страхом перед экстремальными климатическими условиями и отдаленностью региона ожидали столь необычной поездки в отдаленный уголок Родины.
Пролетев через всю страну, навстречу восходящему солнцу, приземляемся в Хабаровске. Мы вчетвером, с рюкзаками и промысловыми лыжами наперевес.
В аэропорту, пока ждали багаж, пообщался с испанцами из Валенсии. Они прилетели на Дальний Восток по работе и теперь с азартом ждали мороза, т.к. за всю жизнь не испытывали температуру ниже +3.
Хабаровск встретил нас морозной солнечной погодой – 25.
Переночевав на съемной квартире, отправились на прогулку по Столице Дальнего Востока. Попутно создавали обзорный тайник по городу, зашли в богатейший и интереснейший Краевой краеведческий музей и взяли пару местных тайников. Город интересный и красивый!
В это время года очень много ледяных скульптур и даже целый ледяной город на площади Ленина!
В Хабаровске закупаем продуктов побольше, т.к. по информации предыдущей партии изыскателей цены на БАМе высокие.
Вечером грузимся на поезд «Хабаровск-Нерюнгри». Предстояло проехать больше суток до Тынды, где начинается наша трасса ЛЭП и где начиналось строительство БАМа.

ТЫНДА
Изначально Тында проектировалась как большой город на несколько сотен тысяч населения. Столица БАМа ведь! Соответствующего размаха котельная, подстанция, улицы. Но сам город, как и все поселки на этой железной дороге после распада СССР, переживает упадок. Порой удивляет, что люди здесь еще живут и не уезжают. Платят по 15 тысяч за коммунальные услуги, терпят такие сильные морозы и непонятно, где, кроме железной дороги, работать.
Тында приятно удивила своей чистотой, спокойствием и современностью.
Люди вот да, отличаются какой-то суровостью в лице и непосредственностью в разговоре: говорят то, что думают. Хозяйка квартиры показала пошлую деталь на 100-рублевке, в местном храме сделали замечание, что топаем как слоны. Местные совсем не боятся холода. Ходят в легких куртках и без валенок. В одном японском грузовичке был даже замечен парень в одной майке.
Ощущение, что время в этих краях застыло. К людям обращаются «товарищи», все вспоминают с ностальгией Советский Союз и ругают Путина и Москву.
В местном Музее истории БАМа пусто, нет посетителей. Работницы музея были весьма рады необычной питерской компании и всего за 35 рублей с носа «замучили» нас длительной экскурсией.
Местный водитель, которого прозвали Миша-Голливуд из-за его белоснежной и ослепительной улыбки, повез нас на начало трассы, далее километров 10 на запад от Тынды, вдоль БАМа. Какой необычный для «европейского» человека ландшафт: повсюду сопки, горы, между которыми реки. И все это залито ярким солнцем, которого так мало бывает зимой в Санкт-Петербурге.
Мороз крепкий -22, но на солнце бывает даже жарковато, когда работаешь. Чтобы отобрать пробы грунта, пришлось купить лом.
Грунт мерзлый и даже ломом его тяжело выдалбливать!
По железной дороге изредка проходят пассажирские и товарные поезда. Рельсы местами кривые: последствие вечной мерзлоты. Поэтому поезда идут неторопливо. Вдоль БАМа идет и грунтовая автомобильная дорога, но во многих местах она в ужасном состоянии и проходима только зимой. Особенно это касается мостов, которые опасны для движения и разрушаются.
Снега в этом году в Амурской области выпало немного. Зря взяли лыжи с собой. Оставляем их на вокзале в Тынде, в камере хранения. Перед отправлением в Лопчу успеваем взять виртуальный тайник «Тында – столица БАМа».
Грузимся на поезд «Нерюнгри – Москва» и едем 4 часа до Лопчи – следующего пункта назначения. В соседнем купе везут новорожденного, тоже до Лопчи. В Тынде, 200 км от Лопчи, ближайший роддом! Теперь население Лопчи увеличилось на одного жителя!

ЛОПЧА
Лопча встречает нас закрытым вокзалом и морозом в – 30.
Этот поселок, как и множество других на БАМе, проектировался к развитию до масштаба города. На каждой станции этой железной дороги, как и в Лопче, оригинальный большой и красивый вокзал. Мощности котельной и подстанции в поселке рассчитаны на 50 тысяч жителей, а население не больше 600 человек.
До места временного пристанища, местной подстанции, больше 2-х км в гору. На морозе, с кучей вещей весьма непростое занятие идти пешком. Машин крайне мало. В этом краю мало кто ездит, т.к. ближайшая заправка в Тынде, а это почти 200 км. Метров через 500 нам все-таки повезло и была замечена заведенная машина микроавтобус Toyota NOAH, которая нас и подбросила до подстанции. Машина японская, а внутри колоритная кавказская музыка.
На подстанции предстояло прожить 2 дня.
К ночи температура воздуха на улице ушла до -45. Туалет на улице добавил экстрима. Развлекались экспериментом с кипятком. Если выплескиваешь из кружки горячую воду, в снег уже врезаются кусочки льда! Здесь даже собаки трясутся от холода и отмораживают хвосты! Зато звезды на небе очень удобно разглядывать. Утром из-за сильного мороза и полного штиля в долинах между сопками стоит туман.
На следующий день едем на работу на той же машине, что так удачно была встречена по пути с вокзала на подстанцию. Водителя зовут Ашот. Они в 1990 году с женой молодые и беспечные, не долго думая, следуя совету друзей, переехали сюда из Краснодара. Население в Лопче тогда было больше двух тысяч, теперь же 500 с лишним человек. В советское время здесь хорошо зарабатывали, уезжали с машинами, квартирами и достатком. Ашоту не повезло, не успел! Обратно в Краснодар не стали уезжать, остались бороться за жизнь в этом суровом краю. Что только не предпринимал Ашот в лихие 90-е для выживания. Даже лесом торговал. Рассказывал, как менял вагон леса на 3 видеодвойки. Сам он когда-то был мэром Лопчи. А теперь трудится на железной дороге. Со всеми северными коэффициентами выходит тысяч 35. Жена Ашота в школе заслуженный учитель, получает 45 тысяч. Квартиру в Лопче можно продать-купить максимум за 160 тысяч. В местной школе учатся около 70 человек, по 5-6 учеников в классе. А в восьмом классе всего одна ученица.
По пути на работу Ашот рассказывает о буднях поселка, как люди борются за свой Дом. Как-то во время сильных пожаров в окрестностях Лопчи была реальная угроза вторжения огня на территорию поселка. Люди даже стали выбегать из квартир с вещами. Было принято решение срочно спилить 20 деревьев на пути огня. Это спасло Лопчу. А как-то в поселок забрел медведь, да аж в детский садик залез, а по пути порвал свинью. Медведя пристрелили из ружья местные мужики здесь же, в детском саду.
Едем с Ашотом 10 км вдоль БАМа. Официальной дорогой никто не пользуется. В плохом состоянии мосты через реки. В зимний период все реки спокойно переезжают по льду.
На подстанции работает белорус Сергей. В 1986 году он с женой приехал из Гомеля на комсомольскую стройку. С тех пор и остался. Поменял несколько работ и теперь ездит с Тынды на работу в Лопчу. Вспоминает с ностальгией о своей малой родине, наведывается туда периодически, но возвращаться не собирается. Прирос душой к БАМу. Открытый и добрый человек!
На следующий день, одевшись потеплее, отправляемся на прогулку по поселку. Несколько пятиэтажек, детский сад, школа, заброшенный двухэтажный барак и пара ларьков. Почти все здания стоят на сваях. Вечная мерзлота все же! На первых этажах никто не живет, т.к. подвала нет и там невозможно холодно. Администрация поселка находится в подъезде одной из пятиэтажек. Отделения милиции, например, совсем нет. Иногда появляется приезжий участковый. В его отсутствие торгуют спиртным в ночное время суток. Зашли в один из магазинов. Цены на продукты, конечно, не заоблачные, но в основном раза в полтора дороже, чем «на материке». Мандарины лежат мелкие-премелкие и гнилые, а яблоки больше напоминают моченые.
Дальше держим путь в следующий пункт назначения – Хани. Ашот любезно довез нас до вокзала и полчаса до поезда просидели у него в кабинете на вокзале. При этом, вход в вокзал для рядовых пассажиров по-прежнему был недоступен. Нам очень повезло с Ашотом! Сколько в нем выручки, душевности!
3 минуты на посадку, 6 часов в поезде и мы практически в полночь выходим на станции Хани. По пути проезжали Олекму, Юктали. Тоже интересные большие здания вокзалов.

ХАНИ
Хани оказался стандартным поселком с пятью пятиэтажками, котельной, школой и детским садиком. В квартире с горячей водой и всеми удобствами оторвались после экстремальной жизни на подстанции Лопча. Соседи, геологи провели здесь всю зиму и для них сейчас «теплое» время.
Проснувшись наутро, был весьма поражен видом из окна. Со всех сторон горы, высотой до километра, на западе даже с вершинами, напоминающими ледники Кавказа. Из-за того, что Хани находится в горной долине, солнце зимой не видно. Местная котельная, работающая на угле и горная долина, не позволяющая выбросам рассеиваться далеко, создают неблагоприятную экологическую обстановку в Хани. Повсюду снег серый и в квартире на подоконниках угольная пыль. Интересно было бы посмотреть статистику заболеваний местного населения. Вообще же, административное положение поселка уникальное. Он находится на стыке трех регионов: Амурской области, Якутии и Забайкальского Края. Официально же Хани принадлежит Якутии. Из-за этого возникают проблемы с тушением пожаров. Вертолет из Амурской области не станет тушить лесной пожар, если он будет бушевать на территории Якутии и наоборот. Тот же казус с мостами на БАМовской автомобильной дороге. В окрестностях Хани есть мост через реку Хани. Как раз по этой реке проходит граница Амурской области и Якутии. Из-за этого никто не хочет ремонтировать мост. Он разваливается и по нему опасно ездить. Причем это единственный мост через р. Хани в ближайшей округе. Другой мост прекратил свое существование после случая, когда с него упал бензовоз и легковой автомобиль, и погибло 4 человека. Вообще же на БАМовской автомобильной дороге мосты строили временные, опоры выкладывали из шпал. Многие из них находятся в весьма плачевном состоянии. Все это нам рассказал местный житель Вячеслав. В молодости он, как и многие приехал на БАМ специалистом. Работал главным энергетиком, получал 600 рублей. Теперь же на железной дороге зарабатывает около 20 тысяч. И с похожей судьбой практически все жители Хани и подобных поселков вдоль БАМа.
Второй день пребывания в Хани решили посетить подъему на гору к местной природной достопримечательности – каменному всаднику на коне. Эту гору видно было из окна квартиры, где мы жили. Всадник очень напоминает монгола, прижавшегося к лошадиной гриве, а конь как будто вот-вот добежит до самого верха. Подъем осилили мы вдвоем со Славой за 3 часа. Нелегкий был поход. Мороз за -30 и крутые склоны. Чем ближе к коню, тем круче. Странно, что наверху казалось теплее, чем внизу. Добравшись до цели, были вознаграждены обалденными видами на окружающие горы и долину Хани. Высота, на которую забрались – 1245 метров над уровнем моря. Поселок же находится на отметке около 700 метров над уровнем моря. Всадник на коне вблизи уже не такой явный, но голова лошадиная очень даже узнаваема. Смогли заложить контейнер – традиционный тайник в лошади. Теперь интересно, когда же следующий гоекэшер повторит наш подвиг. Спускаться с горы было гораздо легче: всего за час дошли до дома.
Успели отдохнуть после горной прогулки и поздно ночью покинули Хани, чтобы через 3 часа сойти с поезда в последнем пункте назначения – Новой Чаре.

НОВАЯ ЧАРА
Новая Чара после Лопчи и Хани показалась большим городом. Здесь даже гостиница «Кодар» есть, где мы и поселились ровно на сутки. Население поселка городского типа около 4 тыс. человек. В лучшие времена оно достигало 15 тыс.
Вокзал Новой Чары большой. Построен в виде казахской юрты. И это неудивительно, т.к. именно Казахстан строил этот поселок. Об этом сообщает большой монумент под стеклом у здания вокзала. Балконы пятиэтажек в поселке также по форме напоминают казахские юрты. Многие казахи после стройки остались жить в Новой Чаре и сейчас их много в поселке.
Дешевую столовую нашли в Локомотивном депо, основанное в 1990 году. В ней и питались целый день.
Водитель такси Анатолий приехал на БАМ в 1980 году по комсомольской путевке. Вспоминая те сытые времена, рассказывает, что всем БАМовцам предоставляли первоочередную возможность покупать новые машины, какие хотели. Новая Чара снабжалась всевозможными дефицитными продуктами в изобилии. Приезжие по совковской привычке расхватывали их ящиками и их называли «новичками».
Очень большое впечатление оставили горы в окрестностях Новой Чары. Горные хребты Кодар и Удокан достигают высоты 2500 метров, на Кодаре даже ледник есть. Горы конкретные: напоминают хребты Кавказа.
Мы успели посетить малоизвестные для столичного жителя достопримечательности Новой Чары – Каларский историко-краеведческий музей и Луктур-Ближний Ключ.
Музей оставил приятные впечатления. Особенно интересно было разглядывать черно-белые фотографии стройки БАМа. Любопытные экспонат – пачка сигарет БАМ. Отдельная экспозиция посвящена геологическим и географическим экспедициям в Каларском районе. Горы богаты различными месторождениями, здесь вся таблица Менделеева! То же самое в окрестностях других поселков, которые мы проезжали.
Купание в горячем источнике Луктура – это вообще одно из самых ярких впечатлений в жизни. Этот источник сероводородных вод с температурой +55 находится в 20 км от Новой Чары. Приехали туда на такси, заказали баню на час. Горячая вода поступает в бассейн в бане, а также в бассейн под открытым небом. Непередаваемое ощущение, когда ты лежишь в горячей воде, в клубах пара в мороз -35. Волосы на затылке, если намочены, моментально превращаются в сосульки. А когда, хорошенько прогревшись, вылезаешь и идешь в баню, тапочки моментально примерзают к плиткам дорожки, стоит замешкаться.
Жаль, не успели посетить еще одну местную природную достопримечательность – урочище «Чарские пески». Там реальный кусок пустыни посреди тайги и гор.
По информации из интернета и местных жителей, Новая Чара популярны даже среди иностранных туристов. В центре поселка строится новая большая гостиница. Из соседней Чары 3 раза в неделю летают самолеты до Читы, только на них невозможно пока купить билеты через интернет.
Покидали мы Новую Чару глубокой ночью. Поезд увез нас обратно в Тынду. Прощай БАМ, ставший таким родным за несколько дней, проведенных с ним. Впереди нас ждал Благовещенск и самолет обратно домой, в Питер!
В Благовещенске провели 2 дня. Город оказался интересным. Больше всего впечатлила, конечно, набережная Амура с видами на китайский Хейхэ, особенно ночью, когда все подсвечивается и переливается. В Китае в это время отмечался местный новый год. Время от времени там запускали фейерверк.
Поскольку Благовещенск практически не отайничен, создали обзорный тайник по городу, ну и маленький виртуал в местном краеведческом музее.
Дорога домой заняла весь день. В Питере оттепель, значит, «пересидели» питерские морозы на Дальнем Востоке.
История БАМа, его современные жители и необычные красивые места, увиденные в этой поездке еще долго будут будоражить мой любознательный мозг и настраивать на охоту за новыми путешествиями и впечатлениями!

Перейти: 
Опции: ОтветитьЦитировать


Тема Просмотров Автор Дата
  Как я побывал на БАМе 2037 Sergio79 17.02.2014 10:18
  Re: Как я побывал на БАМе 354 Сергей Б. 17.02.2014 11:02
  Re: Как я побывал на БАМе 339 Емеля 17.02.2014 13:43
  Re: Как я побывал на БАМе 287 Sergio79 17.02.2014 14:42
  Re: Как я побывал на БАМе 413 Инструктор 17.02.2014 18:14
  Re: Как я побывал на БАМе 291 Alexandr_U 17.02.2014 19:55
  Re: Как я побывал на БАМе 361 Sergio79 17.02.2014 22:56
  Re: Как я побывал на БАМе 482 @Ы@ 19.02.2014 01:47
  Re: Как я побывал на БАМе 274 Ziggy 21.02.2014 16:40
  Re: Как я побывал на БАМе 389 Dionis57 23.02.2014 00:30
  ответ Sergio79 307 8725 13.01.2015 09:26


Активные пользователи
-nz-, ВалериК
Гостей: 1
Скрытых пользователей: 1