Белорусское полесье. 05.11.2013. Мозырь
Утром нас разбудил стук в дверь. Вчера мы закрыли своей машиной на парковке весь цыганский табор.
Ну, раз уж проснулись, есть повод встать пораньше, может, и успеем за день побольше.
Поднялись на замковую гору. Улочка, которая ведет на гору, застроена обычными домами местных жителей.
Посчитали богатырей из тайника, посетили музей. Все постройки – хоть и полная реконструкция, но производят приятное впечатление.
Посетили православный собор. Внешне он выглядит как типовой католический белорусский костел (впрочем, здесь раньше и был католический костел), зато внутри поражает богатством росписи на стенах и убранством.
Заехали к заброшенной больнице.
Пообщались с котом в геоцветах.
И поехали в Юровичи, которые вообще-то собирались посетить накануне, но выбились из графика. Первые письменные упоминания о Юровичах относятся к 1510 году. Местечко входило в состав Мозырского повета Великого княжества Литовского. Застраивалось и богатело благодаря выгодному расположению у реки Припять и при дороге Мозырь – Лоев. Юровичи знамениты своим монастырем, основанным католическим орденом иезуитов. А еще – знаменитой чудотворной иконой Божией матери. Впервые эта икона упоминается в хрониках в 1630 году. Тогда она принадлежала польскому гетману Станиславу Конецпольскому. В неспокойные для этих мест времена тридцатых годов 17-го века икона была подарена молодому монаху Мартину Тырновскому, который сам обратился с такой просьбой к наследникам гетмана. Весной 1673 года отец Мартин Тырновский с религиозной миссией посетил юг Великого княжества литовского, где он остановился в живописном месте Юровичи. При нем как всегда был образ Богородицы. Когда Мартин вновь собрался в путь, лошади встали как вкопанные, и вдруг миссионер услышал голос Богородицы, которая повелела ему основать здесь монастырь.
Много чудес сотворила икона. Например, рассказывают, что в 18 веке при пожаре задохнулся ребенок. Родители в отчаянии обратились к чудотворному образу, и мальчик ожил. Специально для чудотворной иконы был построен великолепный собор.
Юровичская икона почти два столетья была покровительницей Полесья. Во время польского восстания, в котором приняли участие местные монахи, местный ксёндз, опасаясь за сохранность образа, решил заменить оригинал копией. По его просьбе была изготовлена точная копия иконы, на этот список переложили все оклады, икону тайно заменили, подлинник был передан Габриэлле Горватт, жене речицого маршалка. Действительно, через некоторое время костел был закрыт и передан православной церкви. Тогда не только переименовали монастырь, но и пристроили целых 12 куполов к костелу. После освящения согласно христианским канонам чудодейственная сила образа передалась и его копии. Габриэлла Горватт тайно хранила икону у себя, но незадолго до смерти уехала в Краков и передала образ в местный иезуитский коллегиум.
Икона почиталась не только католиками, но и православными.
Православные, правда, тоже не смогли сохранить монастырь в целости и сохранности. В 1958 г. председатель местного колхоза приказал разобрать костел на кирпичи и частично преуспел в этом.
В 2006 году была случайно найдена в подвале собора та самая копия образа, которая заняла свое почетное место в соборе. И еще иноки надеются, что когда собор будет полностью восстановлен, икона, согласно завещанию Габриэллы Горватт, вернется на свое место.
Сейчас здесь мужской монастырь.
Пока ребята считали нужные элементы декора для тайника, я общалась с местным монахом. Он пытался как следует закрыть дверь, а то «хозяйство разбегается со двора, а потом местные жители жалуются, что им огороды вытаптывают, а хозяйство-то большое: 13 свиней, корова, телочка, овцы …».
Хозяйство в лице молодой телочки с удовольствием полакомилось хурмой, а потом преданно следовало за нами во время прогулки по территории. Чтобы «хозяйство» слишком далеко не убежало, оно таскает за собой на веревке два небольших бревнышка. Но все равно при этом довольно резво бегает.
В монастыре есть и сестры, которые здесь находятся на послушании. Одна из них – матушка Ангелина – провела нам экскурсию по храму, рассказав об истории монастыря и практически про каждую икону.
В деревне пообщались с местной жительницей – старушкой. Вокруг села густые леса, спросили, много ли грибов и собирают ли их.
- Да, собирают. Кто помоложе, так ходят. И белые, и лисички…
- А как же радиация? Разве не боитесь? (мы по пути сюда снова видели предупреждающие знаки).
- Ой, моя донька… да где ее нема, той радиации…
По пути в Пинск заехали в Кожан-городок. Уже в полной темноте. Здесь нас интересовала деревянная Николаевская церковь 1818 года постройки и дуб-великан. Координат не было. И если церковь мы сразу нашли на центральной площади, то с дубом оказалось сложнее.
И спросить-то не у кого. Дождь, темно, все сидят по домам. И тут мимо проезжает местный житель на велосипеде. Dimmer вежливо к нему так обращается: «Простите, а можно Вам вопрос задать?» Тот от неожиданности даже остановился и с велосипеда слез: «Ну, задайте».
- А у Вас тут где-то дуб есть большой… не подскажете, где?
- Это под которым Наполеон что ли лежал? Есть такой… А Вы что, прямо вот сейчас туда пойдете?
- Ну да…
- А Вы в гости к кому-то приехали? К кому?
- Да нет, мы тут проездом…
- Из Гомеля?
- Нет. Из Москвы.
- Из Москвы?!!! А где остановились?
- Нигде. Мы дальше поедем, в Пинск.
- И что, специально ради дуба к нам приехали?!!!
- Ну, да.
- Так у нас еще липа есть старая! Показать?
- Нет, спасибо, нам бы дуб… (хотя, чего не узнали, где у них липа?)
- В общем, езжайте прямо вон по той улице, потом направо вдоль реки, возле последней хаты налево… и как вы его будете в темноте искать… может, вас проводить? Я могу!
- Нет, спасибо, мы на машине.
Не сразу, но дуб мы нашли, изрядно полазив по лесу.