Путешествия, встречи :  Форумы на Geocaching.su Геокэшинг.RU
Обсуждение путешествий, походов, встреч геокэшеров. 
Велопоход к изчезнувшему городу Пустозерск
Пользователь: beiker86 (IP)
Дата: 22 Сентябрь 2013 00:59

ТРИ ДНЯ В ПУСТОЗЕРСКЕ




Когда-то, очень давно, 1000 лет назад, далеко на севере на берегу большой реки жило племя «печеры».
Они ловили рыбу, добывали пушнину и шкуры, а научившись плавить олово и медь, дарили своим богам бронзовые безделушки.
Вскоре, с востока пришли сюда странные узкоглазые люди. Себя они называли ненцами-самоедами, а большую реку стали называть по имени местных племен –Печорой.
Пришельцы жили в чумах и имели огромные стада маленьких оленей.
Вокруг простирались бесконечные, безлюдные, богатые зверем и ягелем просторы.
Однако, никто и не подозревал, что эти места являются окраиной зарождающейся мощной российской империи.
И вот в 1499г. было решено «зарубить» в этих местах город-форпост для контроля иностранных судов, посещающих Русь.
Место было выбрано на берегу большого озера, а город назвали Пустозерск.
Почему?
Так не было в этом озере ценной семги, а остальная громадная масса рыбы, по мнению местных, была не в счет.
С тех пор прошло 500 лет…

Велоэкспедиция Ухта-Пустозёрск была задумана год назад, год готовилась и ,вероятно, этим и объясняется ее бесспорный успех.

В планах было:
- исследование изчезнувшего город.(1499-1964);
- посещение места ссылки и сожжения протопопа Аввакума;
- рыбалка,грибы,пересечение Полярного круга;
- преодоление части пути на …велосипеде;
- много воды и ...истории;
- по пути планировалось взятие геокеш.тайников(моих любимых,виртуальных)

Места достаточно глухие и тем притягательны. Было нелегко, но интересно.
Для самых отчаянных! (Правда отчаянных оказалось…немного.)

Единственной проблемой, которую постоянно приходилось решать в пути,-это необходимость как-то корректно и вежливо отказываться от искреннего желания местных жителей помочь странному путешественнику, который решил добраться по р.Печоре до Пустозерска (на велосипеде?!).
Итак, приобретено и испытано необходимое оборудование для передвижения на велосипеде по воде, проверены видеокамера и спиннинг, загружены последние карты в навигатор. Просмотрен весь материал по теме в интернете.
К сожалению, мои соратники-велотуристы окончательно отказались от такого, на их взгляд, экстремального мероприятия. Кстати, как и год назад, в велопоходе на Мань-Пупунер ( правда в тот раз его обозвали авантюрным …).
Ехать одному? Да без проблем.
Но по реке?В глушь и безлюдье… Это в первый раз…

Хотя давно известно, главное –желание и проблемы решаются как бы сами собой.
Была достигнута договоренность с отделом туризма в Администрации Усть –Цильмы в лице Канева Николая о выделении мне проводника по Печоре.

Составлен план действий в пути:
- 300 км до Усть-Цильмы (на велосипеде по шоссе)
- 150 км вдоль реки, до Окунева Носа (на велосипеде по грунтовке)
- 100 км с проводником по самым опасным и глубоким местам (на лодке, с пересечением . Северного Полярного Круга)
-30 км по Печоре (на велосипеде по воде)
-30 км до Пустозерска (на велосипеде по таежно-тундровой дороге).
-30 км до Нарян-Мара (на велосипеде по грунтовке).

Да, план получился сложным для исполнения.
Но, что самое интересное, он был полностью выполнен!

Велоэкспедиция четко разделилась на две части-
дорога до Пустозерска (5 дней) и обследование самого городища (3 дня)


Расскажу вкратце и самое интересное.
Добравшись до Ижмы, в старинном селе Сизябск (1735г.) посетил настоящий ненецкий чум.
Хозяйка, Вокуева Зинаида Павловна, вначале провела экскурсию, затем накормила меня варенным оленьим мясом, а потом вообще предложила переночевать прямо в чуме(!)
А чтобы я не замерз, мне выдали даже малицу!
(И все это за 225 рублей! А про музей было сказано,– это так, для души…)

///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
-------В самой Ижме был «взят» тайничок, так себе, серенький и неинтересный…(но что примечательно, именно по нему был получен без проблем зачет, в отличии от последующих…).
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

На следующий день мои приключения продолжались.
Переправа через обмелевшую Печору не действовала уже трое суток. Баржи стояли.Вместе с людьми и машинами по обоим берегам.
И тут впервые за эту поездку мой велокатамаран показал себя во всей красе.(Недаром я вез лишние 10кг).
Отказавшись от местных «таксистов» (1000 р. за перевоз на лодке), я не торопясь распаковал свой Вайн Раннер и под удивленные взгляды людей принялся «покорять» на велосипеде Реку шириной 1740 метров (по навигатору).
Через 25 минут моя самая первая, самая опасная и самая большая в жизни переправа была успешно завершена.(Опасная, т.к. по правилам использования Вайн Раннера –мах.расстояние от берега-100м…)
Сделав вид , будто это для меня обычное дело, под заинтересованными взглядами обступившими меня людей (причем каждый пытался предложить «подкинуть» меня до Усть –Цильмы) , я свернул свою «велолодку» и поехал дальше.
До Усть –Цильмы оставалось 50 км грунтово-песчаной-пыльной(!) дороги.
Пообщавшись в Усть–Цильме с Журавским (музей и памятник на высоком обрывистом берегу Печоры), я переночевал в гостинице и утром выехал на Окунев Нос.


///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Конечно, наши геокешерские дела, тоже отработывались.Тайник был найден.Я уверен, что правильно, но… зачет не получен, а Автор (Gek Finn)почему-то не отвечает…)
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Уютная грунтовая дорога радовала меня только перв ые 50 км, до Хабарихи.Далее все тяжелее и тяжелее ехал мой велосипед с 30 –ти килограммовым грузом на заднем багажнике.
Надо сказать, за 25 лет путешествий , такой (двойной) груз я вез впервые.

И вообще, многое в этот раз было впервые :
- первый раз по воде на велосипеде;
- впервые увидел исчезнувший город;
- впервые я держал в руках спиннинг и
впервые поймална него полуметровую щуку (!) ;
(Правда местный народ потом сказал, что это малявка, и они такие экземпляры отпускают обратно…)
- впервые (случайно!) нашел на склоне старых археологических раскопок старинный староверческий крестик.
Планировал честно отдать его в Нарьян-Марский музей «Пустозерский заповедник».Да так увлеченно заговорился с Елисеевой Еленой (зам.директора), что обо все позабыл!
(Зато будет повод вернутся…);
-впервые удалось снять видео фильм о велопутешествии ;
-Впервые я почувствовал, что…
Впрочем, ладно, все по порядку.

Итак, добравшись до Окунева Носа поздно вечером, и быстренько отметив по навигатору свои геокешерские точки, я завалился в палатку спать.
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
-------С тайником вышла проблема-нужный обьект уже не существовал (прошло 7 лет…) и я не смог определить –сколько было на нем тарелок-антенн…
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

На следующий день предстояла встреча с проводником и волнующий момент пересечения с Северным полярным кругом.
Встреча на р.Печоре состоялась только в полдень.Штормовой ветер до 20 м/с поднимал полуметровые волны (что в два раза превышал ограничения для моего ВАЙН РАНЕРА)…
Да и противный бесконечный дождь не внушал оптимизма.
Но лодка пришла , с небольшим опозданием на 4 часа. Хотя, это была совсем и не лодка, а целый катер, правда маленький, с красивым названием «МЕТЕОР».
Оправдывая свое название, он мигом домчал нас до сакрального места ,-есть пересечение с 66 параллелью!
Впрочем, кроме как на навигаторе, это нигде не было заметно-)))
Еще через час, преодолев таким образом по воде 100 км, мы попрощался с проводником. Вот и остался я теперь совсем один.
Поставил палатку и, запалив пионерский костер, чтобы не было так грустно, стал планировать свои дела на следующий день, с удовольствие попивая горячий чай.
До цели оставалось около 50-ти км.
30 -по воде и 20 -по лесной дороге. Проводник утверждал, что она действительно существует, когда я показал ее на навигаторе. Этот дождливый день закончился сборкой ВАЙН РАНЕРА.Я был готов к продолжению велоэкспедиции.
Утром меня разбудил длинный буксирный гудок.
По огромной , еще не спокойной от вчерашнего шторма, реке плыла огромная пустая баржа.
Пожалуй, я поспешил, решив вчера ,что остался один - баржа поворачивала в мою сторону!
Позже выяснилось, что стоило мне с ВАЙН РАНЕРом отметиться на переправе в Кабеле, как эта весть уже покатилась по реке.
Капитан сказал, что, увидев хорошо заметный у берега желтый катамаран с велосипедом сверху, сразу понял-кто это:
- Слышали-слышали, плывет по реке странный турист на велосипеде.
- Может подвезти, заодно расскажешь что-нибудь интересное?
Чтобы не огорчать команду (капитан+матрос) пришлось согласиться. Все равно, большая волна (до 40см ) не позволяла мне самостоятельно выйти в плавание…
Таким образом, еще 10 км водного пути были отвоеваны у Печоры.
Правда баржа не смогла пристать на нужном мне берегу ввиду мелкой воды.
Прощание с командой вышло теплое и долгое. Меня угощали рыбой и согревали коньяком. Теперь-то уж точно я оставался один.
Людей я увижу теперь только через четыре дня…
Установив видеокамеру на берегу, чтобы зафиксировать процесс сборки своей велолодки и переправу на другой берег, через полчаса я уже весело накручивал упругие педали. 2100 метров до противоположного берега по зеркальной глади Печоры я пролетел на одном дыхании.
Радостный, погода установилась идеальная, цель-рядом, я вдруг понял, что надо возвращаться на тот берег,-камера-то осталась там!
Таким образом, пришлось сплавать туда-обратно не один раз.
Проплыв еще вдоль берега 20 км и удачно проехав по лесной дороге, я достиг Пустозерска.
Мечта исполнилась.


Передо мной простиралась равнина, усеянная крестами.Здесь были и кладбищенские кресты и кресты обетные, кресты памяти произошедших событий на протяжении 500 лет…
В центре городища, вблизи Городецкого озера, на месте сожжения Аввакума располагался старообрядческий крест и монумент, знакомый мне по картинкам в Интернете… Чуть поодаль находилась и стелла в память о бывшем городе.
Немного в стороне, ближе к лесу, год назад выросли старообрядческие часовеньки. Очень удачно вписавшиеся в ландшафт заповедника.
Показательно, что их строительство оплатил местный предприниматель.
Есть у нас еще в стране ,несмотря ни на что, меценаты, люди, неравнодушные к истории.

Все три дня, что я провел в Пустозерске , я испытывал странное, незнакомое чувство.
Какая-то печальная тишина крепко обнимала все вокруг.
Хотя высоко в небе парили птицы, ветер весело перекатывал волнами густую траву, на зеркальной поверхности озера шумно плескалась рыба …
Странно, но этот город, прекративший свое существование в 1964 году, совершенно не казался заброшенным и мертвым.
Просто Город был не настоящий, он был без людей…
Самое интересное, что это меня ничуть не смущало, и я совершенно не испытывал никакого дискомфорта. И чувствовал, как заряжаюсь какой-то чудесной энергией…

У меня есть с чем сравнивать,- немногие зарубежные сакральные места можно поставить в один ряд с нашим северными чудесами -
Великанами Мань-Пупунера и древним городом Пустозерск…

На противоположном берегу Городецкого озера я обнаружил ненецкий мемориал Хебитя Тен (живая память).
Он связан с борьбой ненцев за свою независимость.Они не желали, чтобы чужие люди приходили на эти места.
И текст был соответствующий.


-Был найден мною при помощи местного проводника и самый северный в нашей стране кедр.
-Я увидел старинный обетный крест, установленный староверами в 1885 году.
-Посетил раскопки археологов.Оказывается здесь давно ведут исследования и тюменские и питерские и московские ученые.

///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
-------С тайником разобрался без проблем.
Даже выполнил все дополнительные задания Автора:

Привожу полный текст интернет-записи
11.08.2013г. велоэкспедиция Ухта-Пустозерск достигла Городецкого озера.
Передо мной лежал город с 500-летней историей. Позади неделя трудного пути.
А впереди - 3 дня удовольствия.
Это и история, и ненецкий мемориал (с точными координатами), и самый северный в стране кедр, и ,наконец, восхитительная рыбалка (!), и 3 дня тишины без людей...
Они потом , в затерянном поселке Устье, появятся...
Похоже, я первый посетитель тайника.
Докладываю: кедр найден, определены точные координаты всех достопримечательностей (кедр,крест, Хэбит Тен, и даже исправленные для сруба Аввакума).
А места, действительно, замечательные...
N 67\32.597 E 052\37.843 (Хэбитя Тен)
N 67\33.317 E 052\33.440 (кедр)
N 67\34.082 E 052\35.529 (крест)

По иронии судьбы очень долго Геокеш.администрация почему-то не желала давать мне зачет по тайнику…
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////



Беседовал с местными жителями, любовно и трепетно относящимися к своему заповеднику.
Это и не удивительно, ведь это их земля, история их предков.
О людях надо сказать отдельно.Гостеприимные и приветливые. И самое интересное, большинство почему-то хотело бы присоединится административно к Коми региону…
Впрочем, это уже политика…

Три дня в Пустозерске- это оказалось для меня очень мало.
Я сюда еще обязательно вернусь.
Ухта-Пустозерск-Ухта
август 2013г.

Видеоверсия отчета существует по ссылке на ( http://
youtu.be/VOAo_a84vi4)



Редактировано 1 раз. Последний раз 22.09.2013 01:00 пользователем beiker86.

Перейти: 
Опции: ОтветитьЦитировать


Тема Просмотров Автор Дата
  Велопоход к изчезнувшему городу Пустозерск 2809 beiker86 22.09.2013 00:59
  Re: Велопоход к изчезнувшему городу Пустозерск 621 Filomena 22.09.2013 01:26
  Re: Велопоход к изчезнувшему городу Пустозерск 633 LSDinka 22.09.2013 17:41
  Re: Велопоход к изчезнувшему городу Пустозерск 619 beiker86 09.10.2013 08:42
  Буду голосовать за лучшую Геоэкспедицию-2013 (-) 630 Инструктор 22.09.2013 20:37
  Re: Велопоход к изчезнувшему городу Пустозерск 613 Rom_Ka 22.09.2013 23:13
  Re: Велопоход к изчезнувшему городу Пустозерск 620 8725 24.09.2013 10:49
  Re: Велопоход к изчезнувшему городу Пустозерск 613 Sdelan_v_USSR 09.10.2013 19:19
  Re: Велопоход к изчезнувшему городу Пустозерск 630 Емеля 11.10.2013 22:58


Активные пользователи
Сергей Б.
Гостей: 1
Скрытых пользователей: 1