Как все началось
Самый популярный вопрос в связи с нашей поездкой в Армению, который задавали где-то в 90 процентов случаев, был: «А почему Армения? Что там делать?» Идея поездки в Армению родилась у Андрея Туманова, наверное, она давно скрывалась где-то в глубине его сознания после нескольких его командировок в эту страну, а развитие получила уже после трех моих командировок в Ереван в конце прошлого года. Поскольку за 3 поездки так и не удалось выбраться куда-то за пределы столицы, да и в Ереване далеко не все получилось посмотреть, а желание увидеть древние армянские церкви и крепости осталось, то идею съездить туда еще раз в отпуск я восприняла на ура. И началась подготовка. Набралось нас 4 человека – Андрей и Лена (семья Тумановых), я (Tolga) и негеокешер Марина. В марте мы утвердили отпуска, в апреле подготовили план поездки по дням (благодаря Андрею, мне бы и в голову не пришло готовиться к поездке за полгода, но подход понравился – при такой подготовке еще в Москве определяется список объектов к посещению и расставляются приоритеты), в мае купили билеты на самолет, через турагентство забронировали машину (Шеви Ниву) и гостиницы, в которых будем ночевать.
Безопасность
Второй по популярности вопрос – «Армения? Кавказ? А не опасно?» Не опасно. Мы проехали за 16 дней всю страну мимо Турции, Ирана, Грузии и Азербайджана. Единственное место, которое не посетили, - Нагорный Карабах. Изначально не стали включать его в маршрут, так как путеводитель, из которого мы брали большую часть информации, не советовал ехать в Карабах без сопровождения. Но путешествуя по Армении и много общаясь с людьми, нас часто спрашивали, поедем ли мы в Карабах, и очень, удивлялись, услышав отрицательный ответ. Местные жители уверяют, что сейчас посещение Нагорного Карабаха абсолютно безопасно для мирных жителей, а Карабах является самым красивым местом Армении. Как только нам его ни описывали, самое поразительное описание – «лес, в котором растут фруктовые деревья и их можно собирать прямо с веток». В результате мы уже собрались изменить программу (Андрей только немного ворчал
) и съездить таки в Карабах, но оказалось, что у нас нет страховки на машину для посещения Карабаха, так как изначально мы туда не собирались. Было очень жалко…
В остальных местах мы нигде не встречали ничего опасного, местные жители всегда с радостью с нами общались, приглашали в гости, угощали, дарили подарки и… обижались (!), если мы не могли задержаться и отказывались. Армяне очень гостеприимные и доброжелательные люди, они искренне радуются общению, очень честные, мы совершенно не боялись, что у нас что-то украдут или нас обманут. Я бы сказала, самое замечательное, что есть в Армении, это люди! У нас было много интересных и забавных встреч с местными жителями, но об этом по ходу рассказа. Единственное, пожалуй, негативное впечатление – это общение с фирмой, в которой мы арендовали машину. Во-первых, в машине не оказалось охлаждающей жидкости, хотя нас уверяли, что машина проверена, перечисляли, что с ней делали, в том числе проверяли и охлаждающую жидкость. Когда мы привезли через пару дней машину, чтобы таки долить жидкость, нам заодно поменяли тормозные колодки, т.е. их тоже не проверяли до выдачи машины. Когда же мы машину сдавали, нашли царапину, за которую мы должны были заплатить деньги. При этом при выдаче царапины отмечали спустя рукава, говорили, что это неважно и вроде как эта царапина была. Принимал машину другой человек, просто исполнитель, все время ссылался на менеджера, мы пытались, поговорить с менеджером, но оказывалось, что он то уехал, то был занят и не мог подойти. Не дали поговорить с ним даже по телефону. В результате деньги мы заплатили и еще минут 20 пытались взять документ, в котором это указано. При том что в листе сдачи машины есть графа «Ущерб», но в этой графе никак нельзя было написать что-то больше 0
Нас уверяли, что мы деньги заплатили и к нам больше никаких претензий, что они не дают никаких документов в подобных ситуациях, было несколько разговоров сотрудника с менеджером, в результате нашелся кассовый аппарат, сотрудник научился с помощью кого-то по телефону им пользоваться и выбил-таки чек.
Еще два раза нас останавливали за нарушение правил дорожного движения. Оба раза за пересечение сплошной, в первом случае сплошная может и была, мы не видели, искали памятник вдоль дороги
Во втором случае Андрей уверен, что сплошную мы не пересекали, просто с гаишниками ситуация такая же как и у нас
Помимо прочего, в первом случае нас попытались остановить, мы не поняли, так как не знаем армянского языка, а говорили в рупор именно по-армянски, и милицейская машинка поехала нас догонять, тут уж стало понятно
Оба раза гаишники очень радовались, когда узнавали, что мы туристы из России, никаких штрафов не выписывали и с радостью отвечали на все вопросы.
Правила дорожного движения
Но ситуация с правилами дорожного движения в Армении жуткая… Водители совершенно не обращают внимание на пешеходов, и даже если горит зеленый свет пешеходам, а у машины при этом зеленая стрелка, пешеход в расчет не принимается. При этом пешеходы уверены, что водители правы. Одна девушка рассказывала, что это светофоры неправильно запрограммированы, поскольку после того как все повернут на стрелку, не остается времени перейти на зеленый свет. Говорят, что водитель может пропустить девушку, если она ему понравилась. В остальных случаях переход дороги – проблема пешехода. Поэтому логично, что пешеходы тоже не обращают внимание на светофоры. Когда мы уступали пешеходам дорогу – они ее не переходили, а быстро перебегали, оглядываясь по сторонам. Вообще у пешеходов принят такой способ пересечения дороги – быстрая перебежка. Еще в один из первых приездов в Ереван, я переходила большую улицу на зеленый свет – 3 полосы в одну сторону, 3 в другую. Осталось пройти один ряд, но тут включился зеленый машинам, и они резко рванули с места, не дав перейти этот последний ряд. Я поэтому очень быстро переключилась на армянский стиль перехода дорог – что там на светофоре неважно, главное, чтобы никто не ехал
Дороги
Дороги в Армении бывают двух типов – M и H. M – это высокоскоростные трассы, они в основном отремонтированы, качество асфальта хорошее, можно ехать быстро, за исключением трассы Ереван – Мегри, на ней встречается много фур из Ирана/в Иран, которые тяжело преодолевают перевалы и скапливаются на подъемах. Все время приходится их обгонять, что часто тяжело из-за серпантина. Н – это все остальные дороги. Качество дороги здесь не угадаешь, может оказаться вполне приличный асфальт, а может и грунтовка с ямами и каменными завалами. Если спешишь, то однозначно лучше выбирать дорогу типа М. Если же нет, то можно разведать дорогу типа Н. У нас были разные ситуации. Например, есть дорога типа Н через Спитакский перевал, gps рекомендовал ехать именно по ней, хотя рядом трасса М всего на 5 км длиннее. Первые километра 3 этой трассы H – разбитый асфальт, потом мокрая грунтовка в горы, местные сказали, что по этой дороге давно никто не ездил. Другой случай – дорога типа Н через Семеновский перевал, путеводитель предупреждает, что она в аварийном состоянии и ехать по ней нужно очень осторожно. Готовимся к худшему, но оказывается, что ее пару месяцев назад отремонтировали и положили отличный асфальт.
В Ереване очень сложно ездить на машине, не зная города. Много улиц с одностороннем движением, и очень часто на перекрестах движение разрешено не во все стороны, причем обычно запрещен именно тот поворот, который нужен. Поэтому нам очень сильно помог навигатор, прокладывающий маршрут с учетом всех подводных камней.
Общественный транспорт. В Армении из общественного транспорта больше всего распространены маршрутки, которые, видимо, выполняют роль автобусов и всегда забиты. С нашей точки зрения, удобнее всего передвигаться на такси, цены не очень большие, а доехать можно в любое место. При этом заказать такси дешевле, чем поймать его на улице. Да и поймать тяжело. Почему-то в основном ездят только уже занятые такси
Метро есть в Ереване, но станции расположены неудобно, всего то одна ветка, 10 станций, поэтому метро люди пользуются мало, оно полупустое, ходит редко, поезд состоит из 3-6 вагонов.
Железнодорожное сообщение было загублено в постсоветское время, сейчас функционирует только одно направление Ереван-Гюмри, ходит несколько поездов в день и несколько электричек.
Питание
Армянская кухня совершенно не похожа на русскую. Мы постарались попробовать все армянские блюда, о которых знали. Что-то нравилось, что-то не очень. Но по некоторым армянским блюдам в России очень скучаешь – мацони с вареньем, люля-кебабы, лаваш, ариса (пшеничная каша с сильно разваренным мясом), соки армянского производства. Хорошо, в Москве есть магазин армянских продуктов и иногда можно себя побаловать.
Цены в армянских кафе ниже чем в наших, причем не важно, в какой ресторан идти. Даже если это один из лучших ресторанов города, цены там будут ненамного дороже, чем в остальных местах.
Но нужно быть осторожными с количеством заказываемых блюд. Порции ОГРОМНЕЙШИЕ. Мы часто брали одну порцию на двоих, а в некоторых случаях и на четверых (!). Помимо заказанного во многих кафе принято приносить и то что не заказывали – овощи, салаты, легкие закуски и т.п. Так что голодным в Армении остаться невозможно.
В деревнях и небольших городах могут быть проблемы с покупкой еды, не говоря уж о кафе. Не всегда есть магазины, а если и есть, то ассортимент там очень скудный.
Язык
В основном языковых проблем в Армении не возникает. Старшее поколение хорошо знает русский язык, потому что учило его еще в Советском Союзе. Молодежь – по-разному. Русский язык – обязательный предмет в армянских школах, поэтому те, кто хорошо учился в школе, разговаривает без проблем, кто плохо – не разговаривает вообще. Самый русскоязычный город – Мегри, хоть и находится от Еревана дальше всех остальных городов, это город на границе с Ираном, здесь расположена русская военная база.
За все время пребывания в Армении было 2-3 ситуации, когда наши собеседники не знали русского языка и не было никого рядом, кто бы мог перевести. Ну тогда объяснялись жестами
Редактировано 1 раз. Последний раз 29.11.2009 12:47 пользователем Tolga.