Есть в Москве улица с необычным названием Стромынка. Начинается она у Каланчёвской (все её знают как «Площадь Трёх вокзалов» или по официальному названию – Комсомольская) площади, у Сокольников превращается в Щёлковское шоссе и ведёт дальше на восток, за МКАД. Наверно, все москвичи и не только они хоть раз проезжали по Стромынке. А откуда такое необычное название? Ведь в старорусском языке такое слово отсутствовало. Но в толковом словаре Владимира Даля имеется глагол «стромить»: «Стромить - крепить, огораживать или гатить низменный, заболоченный участок дороги или местности. Равно как и втыкать, ставить торчмя». Если предположить, что Стромынка названа так потому, что для прокладки улицы пришлось гатить её и крепить брёвнами, ведь она проходит по бывшим лугам и болотам, издревле называвшимся Каланчёвским полем, пересекает ручей Ольховец, речку Чечёру (ныне, естественно, не сохранившимися и убранными в коллекторы) тогда вроде понятно – «укреплённая насыпь дороги, строминная» -значит, и есть это наша Стромынка. Хорошо было бы так, но это слишком лёгкое решение задачи.
Всем знакомо слово обет, означающее «обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений». В древней Руси было широко распространено понятие: обетная часовня, обетная церковь и даже обетный монастырь. Они создавались на деньги важных лиц, по обещанию или в благодарность Богу. Множество храмов построено благодаря обетам.
Готовясь к одной из самых важных для Руси битв – Куликовской, Великий князь Дмитрий дал обет: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлет мне помощь противу врага, то я построю монастырь во имя Пресвятыя Богородицы». На битву его благословил сам Сергий Радонежский. Вернувшись с победой, Дмитрий Донской выполнил своё обещание.
Обратимся к самому интересному документу, который когда-либо был создан на Руси – Никоновской летописи. «Того же лета 6887 (1379) повелением Великого Князя Димитрия Иоанновича преподобный игумен Сергий созда монастырь на реце Дубенке на Стромыни, и постави в нем церковь Успения Пресвятыя Богородицы, и игумена приведе из своего монастыря от Святыя Троицы, именем Леонтия, и свещена бысть церковь месяца декабря в первый день, и иноки и монастырь устрои во всем». И ещё в одном месте летописи: «И возвратися с битвы Князь Великий с воинством своим здрав, и умоли святого Сергия поискати место на составление монастыря; он же, обрет место, и призва Великого Князя и основа церковь и монастырь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, и состави общее житие, и постави единого от ученик своих игумена в том монастыре, именем Савву, иже бысть преж в его монастыре великом духовником всему братству, старец честен и учителен зело, и прозваша той монастырь, еже есть сице имя ему, монастырь на Дубенке; сам же преподобный отиде в свой монастырь».
Преподобный Сергий сам выбрал место для нового монастыря: он пешком прошёл три десятка вёрст и указал место на берегу реки Дубенки. Но так как берег был низким, Сергий повелел насыпать холм.Об этом говорит краевед из Щёлкова М. С. Гаев «... основание Успенского монастыря явно насыпано, площадь насыпи - около трех гектаров. Холм не торфяной, каким он мог быть, если бы землю сгребли вокруг, а песчаный. Песок не иначе, как со дна Дубенки. При обследовании реки вблизи холма замечено спрямление русла и вычерпывание дна (сохранились валы )».
Значит, «стромить» нашим предкам все-таки пришлось. Есть и еще одно подтверждение этому - в Патриаршей, или Никоновской, летописи, в повествовании летописца об устроении Дубненского монастыря говорится: «...игумен Сергий созда монастырь на реце на Дубенке, на Стромыни..» То-есть, на насыпи.
Так и появился на речке Дубенке Успенский обетный монастырь. Из рукописных трудов Епифания Премудрого, одного из учеников Сергия, известно, что монастырь на Стромыне был «чудом во всем исполнен». В нем были - главный деревянный храм Успения с двумя приделами, один в честь Рождества Христова, другой во имя святых Афанасия Великомученика и Кирилла Александрийского. Правее храма была построена деревянная часовня над гробницей второго игумена этого монастыря Саввы Стромынского. Первый игумен Леонтий недолго состоял в этой должности и выбыл в другой монастырь. Савва же был его преемником в управлении обителью, в ней скончался и был погребен. Святостью жизни он более прославился, нежели Леонтий, и потому имя его в списке учеников Сергиевых поставлено выше Леонтиева, и чтилось в XVII веке как имя преподобного, что доказывает изображение его лика в Успенском соборе Лавры и часовня над его гробницею. Недалеко находилась ещё одна церковь - небольшая деревянная церковь во имя Сергия Радонежского, поставленная в честь основателя монастыря. Монастырь был окружен деревянным бревенчатым забором с двумя воротами, «красными» или «святыми», и задними, для выхода на речку и на монастырскую мельницу, которая располагалась тут же на Дубенке...
Из межевых книг Московского уезда XVII столетия видно, что монастырь на Стромыне, построенный по велению Дмитрия Донского, считался монастырем дворцовым и был великокняжеским особняком, местом великокняжеского богомола. В начале XVII века, точнее в 1603 году, монастырь пострадал от пожара. Сгорели все грамоты, подтверждающие принадлежность монастырю его вотчинных владений. Через некоторое время новые грамоты были дадены царем Борисом Годуновым, а затем Василием Шуйским. Права монастыря на владение своими вотчинными землями и селениями были восстановлены.
Спустя 13-14 лет монастырь поднялся, обустроился, но окончательно оправиться так и не смог, и в 1616 г. по царской грамоте он был передан в ведение Троице-Сергиевского монастыря. После передачи в управление Троице-Сергиевой обители, монастырь окреп, число братии в нем умножилось, были восстановлены постройки, за исключением главного Успенского храма. Он был отстроен значительно позже, в 1680 году.
Вновь восстановленный монастырь, впрочем, не мог оправдать своих расходов. Когда же учрежденная в Москве Духовная Славяно-Греко-Латинская академия открыла свои двери для слушателей, Стромынский монастырь, в числе других, по воле государя был назначен в 1682 г. на содержание академии и совсем захирел. Он прекратил свое существование в 1754 году, когда по указу Екатерины II была проведена секуляризация, т.е. обращение в собственность государства церковно-монастырских земельных владений, а также небольших обедневших монастырей. Главный Успенский храм Божьей Матери в 1785 г. был разобран и перевезён в село Копотню. В 1870 году по желанию священника Павла Фаворского с причтом вместо пришедшей в ветхое состояние часовни, на том же месте, по проекту архитектора Яковлева, была построена каменная, которая дожила до наших дней. Из святынь также сохранилась икона Кипрской Божьей Матери, которую со своим благословением передал сюда основатель обители, преподобный Сергий.
Сейчас в селе Стромынь на месте , где располагался Успенский монастырь, основанный самим Преподобным Сергием, располагается сельское кладбище. На нём стоит каменная часовня на месте погребения Саввы Стромынского. В самом селе стоит великолепная Успенская церковь, построенная в конце XIX века. Она расположена очень необычно – к самому храму ведёт длинная аллея, а по сторонам – старое кладбище, на котором сохранилось очень мало памятников. Но один из них привлекает внимание (о, пересечение истории и подвигов за Святую Русь!) – могила экипажу Ногинской лётной школы, погибшему в 1942 году. Совсем молодые парни, готовясь защищать наше русское небо от немецких захватчиков, разбились на самолёте недалеко от села Стромынь. И теперь рядом с Успенским храмом стоит скромный памятник: « От матери – сыну. И его боевым товарищам». Смотрю на даты – 19 лет, 20, 22, 22 года… Пусть они и не успели совершить ни одного боевого вылета, не уничтожили ни одного врага – вечная им память. Как и воинам, шедшим на Куликово поле, чтобы защитить нашу Родину. В веках будет велик подвиг воинов, и веками будем помнить их.
Пока от главных ворот идёшь по аллее к храму – всё суетное и мимолётное само как-то отлетает. И в конце аллеи видишь только то, за чем сюда приехал – место, которое выбрал сам Игумен Всея Руси, Преподобный Сергий.
При подготовке описания использованы следующие материалы:
Толковый словарь В. Даля
Толковый словарь Д. Н. Ушакова
«Житие Преподобного Сергия» Издание Троице-Сергиевой лавры, 1904 г.
Никоновская (Патриаршая) летопись
Исследование краеведа А. Мельникова
Исследование краеведа М. Гаева
Топографические карты Владимирской губернии XVII-XIX веков
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: