По старым финским дорогам [MS/5522]

Старая насыпь. Прямая, как стрела
Старая насыпь. Прямая, как стрела
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Исторический
Прогулка
Размер: Нормальный
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
СПб и Ленинградская обл.
Ближайший нас.пункт
Красноозёрное
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 3
Рейтинг
4.50Рекомендаций: 10Нашли: 36
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
карты
карты
мост под насыпью
мост под насыпью
Станционные постройки
Станционные постройки
Километровый столб. Похоже, что таких на старой дороге уже не осталось. На нем, по-видимому ИКО "Карелия", были сделаны пометки с направлениями и указанием расстояний - до Валкъярви и до Виипури
Километровый столб. Похоже, что таких на старой дороге уже не осталось. На нем, по-видимому ИКО "Карелия", были сделаны пометки с направлениями и указанием расстояний - до Валкъярви и до Виипури
Автор: Jackie
Создан: 02.05.2009
Опубликован: 04.05.2009
(отредактирован: 15.04.2019)
Компаньоны: Володька

Описание окружающей местности

   Описание тайника изменено 15 апреля 2019 г!
Не пользуйтесь старыми распечатками! 



     Первая железная дорога, прошедшая по Карельскому перешейку и соединившая Петербург с Виипури (Выборгом) и Виипури с Гельсингфорсом (Хельсинки), была открыта для движения поездов 11 сентября 1870 года. К концу 1893 года построили ещё и ветку от Выборга к Сердоболю (Сортавале) - через деревню Антреа (ныне город Каменногорск).
     В начале XX века были начаты работы по строительству Кексгольмской дороги. Движение по всей линии Хиитола - Раасули (Орехово) и дальше на Петроград было открыто в 1919 году, но события Гражданской войны, в частности бои на станции Рауту (Сосново) вынудили финские власти разобрать железнодорожные пути к северу от советской границы. 
    
     После окончания Гражданской войны возникла идея о строительстве новой железной дороги в глубь Карельского перешейка - от Виипури через волость Эюряпяя (Барышево), Пуннус (Красноозёрное) и Валкъярви (Мичуринское) до Ладоги. В 1919 году, на сессии Финского парламента, депутаты одобрили предложение о строительстве этой дороги и выделении необходимых для этого средств. Дорога была нужна по нескольким причинам:
     Во-первых, железные дороги позволяют оперативно перемещать большие воинские группировки, технику и оружие. Новая ветка как раз должна была пройти по приграничному с СССР району.
     Во-вторых, предполагалось, что эта ветка будет способствовать увеличению сельскохозяйственных и лесопромышленных перевозок: по берегам Вуоксы располагалось много крестьянских хозяйств и лесопильных заводов.
     В-третьих, Гражданская война в Финляндии породила безработицу и нищету, а широкомасштабное строительство дало местному населению стабильные заработки и укрепило экономику края.

     К 1921 году Комитет путей сообщения подготовил проект строительства железной дороги от Виипури к побережью Ладожского озера с прохождением через Вуоксу у порога Паакколанкоски (ныне Шлюз Гремучий). Для крестьян деревни Пуннус это было особенно радостным событием - ведь одна из станций (как раз под названием Пуннус) должна была находиться в 6 км к северо-востоку. Ещё удобнее было бы добираться до станции Корпиоя, которую планировалось построить юго-западнее, - к ней вела бы отличная шоссейная дорога.
     В 1929 году были готовы ближайшие к деревне Пуннус станционные вокзалы Пуннус и Корпиоя. И вот, почти 80 лет назад, по территории нынешних Красноозёрного и Мичуринского сельских поселений, пошли первые пассажирские и грузовые поезда. Произошло это 1 января 1930. Но поработала дорога недолго - 13 июня 1944 ушёл последний поезд из Валкъярви. В дальнейшем поезда уже не могли туда пробиться, и конечной станцией стала Корпиоя. 17 июня и с неё ушёл последний эшелон и вскоре станция была занята советскими войсками.
     Ещё в 1936 году на депутатами Сейма рассматривался проект строительства ветки и от Валкъярви (Мичуринское) до Рауту (Сосново). Но конце 1939 года началась Зимняя война, Карельский перешеек вошел в состав СССР (в период с1940 по 1941 год) и работа над проектом была прервана. Дорогу пытался построить и Советский Союз, но летом 1941 года начинается новая война. Так что эту часть дороги не удалось построить ни тем, ни другим.
     В ходе войны железнодорожное полотно было разрушено, потом, по разным сведениям, то ли разобрано, то ли разворовано, и больше железнодорожное движение здесь не восстанавливалось. От станционных зданий остались лишь фундаменты, да и те постепенно разрушаются дождями, морозами и выросшими внутри них деревьями. На некоторых участках старая насыпь приспособлена под автомобильные дороги.
     Сегодня действует лишь часть железной дороги, проходившей от Виипури до Валкъярви, всего 6 станций: Лииматта (Лазоревка), Кархуусуо (Светлое), Перо (Перово), Пилппула (Осиновка), Хейнйоки (Вещево) и Ристсеппяля (Житково). Последнее время поезда до Житково не ходят, и полноценно работает лишь участок от Выборга до Вещево.

*****
     Тайник посвящен небольшому участку старой дороги недалеко от села Красноозёрное. Когда-то, примерно здесь, находилась деревня Пуннус. Название поселения появилось предположительно во второй половине XVI века. Согласно народному преданию, оно происходит от имени шведского военачальника Понтуса де ла Гарди, воевавшего с Россией в 80-х годах XVI века. Основная часть деревни находилась у озера Пуннусъярви. Когда Карельский перешеек отошел к СССР и началось массовое переименование старых финских поселений, деревне было придумано новое имя - "Красноозерная". Возможно это получилось путем неточного перевода слова "punnus" ("гиря"), появившегося от преобразования имени "Pontus", которое оказалось созвучным финскому слову "puna" - "красное".
     Недавно в северной части посёлка, на холме, закончили строительство красивой деревянной церкови. Строили её относительно долго - первая церковь, ещё недостроенная, сгорела практически до тла в 2005 году.

     Недалеко от деревни Пуннус находились две станции железной дороги - Пуннус (Punnus) и Корпиоя (Korpioja). Если взять старые финские карты, то на них эти две станции расположены по-разному! На некоторых порядок стаций такой: Валкъярви - Корпиоя - Пуннус, а на других Валкъярви - Пуннус - Корпиоя. В книге «Карельский перешеек», ч. 7 (один из авторов которой Е.А. Балашов), приведена карта, на которой, если смотреть от Валкъярви, сначала идет Корпиоя, а потом Пуннус. А на известном сайте www.around.spb.ru есть карта Ленинградcкой области 1942г. Генерального штаба Красной Армии, на которой сначала Пуннус, а потом Корпиоя. Финские карты 1934-39 гг. тоже не вносят ясности: станции перепутаны на картах масштабов 1:20000 и 1:100000. Есть версия, что станция Корпиоя названа по одноименному ручью. Недалеко от одной из станции ручей есть, но ниже по течению он называется Лахденпохьяоя. У другой станции ручья нет вообще. Если исходить из этого предположения, то получается сначала должна быть станция Пуннус, а потом Корпиоя. В некоторых источниках сказано, что станция Корпиоя находилась на территории волости Валкъярви, а станция Пуннус, расположенная на этой же ветке северо-западнее, относилась к волости Муолаа. Однако на карте, размещённой на сайте, посвященном бывшей волости Муолаа (muolaa.com), сначала обозначен Пуннус, а потом Корпиоя. Есть вариант, что название Korpioja происходит от слова «korpi»-«дремучий лес, глушь» и это она расположена в лесу, тогда как от другой станции к Красноозерному (быв. Пуннус) идет хорошая дорога. Тогда - сначала Корпиоя, а потом Пуннус. На карте, составленной по материалам ИКО «Карелия» расположение станций именно такое - сначала указана станция Корпиоя, а потом Пуннус.
     Вы еще не запутались? :)
     Ну, как бы эти две станции не располагались, а между ими отлично сохранилась крепкая, неразмытая ни дождями, ни весенними ручьями насыпь, вполне пригодная для движения на автомобиле. Для пропуска постоянных и временных потоков под насыпями железной и автомобильной дорог было сделано несколько однотипных мостиков простой, но очень надёжной конструкции из гранитных глыб. Большая часть мостиков сохранилась.

*****
     Маршрут тайника предназначен в первую очередь для велосипедистов. Именно велокешеры, как мне кажется, получат наибольшее удовольствие от маршрута. На велосипедах в эти места мы приезжали от станции Лосево, а возвращались через Сосново, но это на ваше усмотрение.

     Ко всем точкам можно подъехать и на автомобиле. При закладке тайника весь маршрут был пройден по кратчайшему пути на ВАЗ 2112. В дождливую пору одна-две дороги могут оказаться непроходимыми для недопривода, что несколько удлинит маршрут.

     Маршрут могут пройти и пешекешеры. Ближайшее место, куда можно добраться общественным транспортом, это Красноозерное. Сюда ходят автобусы маршрута №897 (из Петербурга через ст.м.Парнас, Мичуринское. Расписание на весну было 8.00, 10.50, 14.10, 17.10 (пт,вых), 20.40 [6.10, 11.00, 14.00, 17.00, 20.30 (пт,вых)]) и №645 от Сосново ( 5.20 (кр.вс), 11.50, 15.45 [7.05 (кр.вс, заезд: Бережок), 13.25, 17.15]). Однако надо учесть, что пеший маршрут от Красноозёрного составит минимум 20-22 км.
     По пути маршрута будут места для привала. Есть, где заночевать с палаткой.  Можно так же снять комнату или домик на охотничье-рыболовной базе "Холодный Ручей". Попутно с точками тайника можно посмотреть и другие места. Да и лес здесь грибной.

При составлении описания использованы материалы с сайтов:
- Основная информация с сайта http://kannas.nm.ru, Историко-краеведческого объединения "Карелия" (председатель Балашов Е.А.)
- «Карельский перешеек», Часть 7. Центральный сектор. Санкт-Петербург, 2005
- http://around.spb.ru
Также использована информация из статьи Андрея Дмитриева "Забытая железная дорога", опубликованная в газете "Красная Звезда" от 27 декабря 2005 года и доступная по адресу http://perecheek.narod.ru/zdoroga.html

В фотографиях на странице тайника приведены фрагменты карт:
1. Карта с сайта http://muolaa.com/tiekartta.htm
2. "Схема исторических и культурных памятников." "Karjalan kannas. Historian ja kylttuurin muistomerkkej:a." (с) Lakko Star Corp, составитель ИКО "Карелия" с сайта www.around.spb.ru (http://www.aroundspb.ru/maps/kanhist/kanhist.php)
3. Карта Ленинградcкой области. 1942г. Генеральный штаб Красной Армии. Масштаб 1:200000 с сайта www.around.spb.ru (http://www.aroundspb.ru/maps/lo1942/leipyasuo.gif)
4. Карта Карельского Перешейка 1938-1993г. (s) AS "Karjalan kannas. Historia ja nykyaika. 1938-1993." (с) ЗАО "Карта", историческая информация - ИКО "Карелия" с сайта www.around.spb.ru (http://www.aroundspb.ru/maps/kannas/kannas.php)

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Sergafan (08.05.2022 23:22:14)
Тайник взят сегодня. С удовольствием прокатился по старым финским дорогам. Все точки берутся легко. Автору спасибо!
IVasi (08.06.2021 07:29:39)
На самой шпале растёт маленькая ёлочка, но искать надо у засохшей ёлочки, что росла из-под неё. Места очень красивые, как и дороги. Придя по координатам, почти сразу увидела и поняла где может быть закладка. Место суперское, красивое. Автору спасибо.
Santa (07.06.2021 12:00:16)
Lucy.Geo (26.09.2020 20:57:41)
immz (22.07.2020 22:55:49)
Супруны (05.07.2020 15:34:12)
Santa (22.06.2020 17:02:33)
DmitryCL&Masha (25.05.2020 06:17:26)
pevkes (17.05.2020 02:15:27)
Leshiy&Yolochka (12.05.2020 00:19:57)
Jackie (18.04.2019 22:54:47)
jamget (18.04.2019 22:28:48)
Jackie (05.06.2017 00:08:44)
Jackie (10.05.2017 23:49:35)
Sergio79 (10.05.2017 21:22:15)
Seriy Volk (08.05.2017 23:28:16)
Jackie (02.05.2017 10:47:03)
Romeo (07.11.2016 14:56:34)
izgoy (19.09.2015 21:58:01)
Kestava (22.08.2013 14:56:10)
aleksenok (20.10.2012 23:45:22)
Нат (19.06.2011 23:39:55)
Cossacks (08.09.2010 08:19:27)
Kesha&Ko (05.09.2010 21:30:26)
Khan_spb (31.08.2010 18:06:21)
Jackie (26.04.2010 04:11:39)
Ёжик и Белочка (09.02.2010 23:29:01)
Nata&Serg (08.11.2009 20:18:55)
Jackie (14.09.2009 19:58:50)
yu_stas (14.09.2009 18:22:20)
3Bugs (24.08.2009 21:03:42)
Nick371 (20.07.2009 11:33:30)
Gluker (13.07.2009 13:59:15)
Simourg (06.07.2009 16:10:38)
MaRussia - GPS (24.06.2009 17:12:17)
olegas (11.05.2009 17:29:45)
Носорог3162 (10.05.2009 14:55:59)
Tzar (09.05.2009 19:36:46)
Сева и Даша (08.05.2009 22:20:30)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.