Памяти экипажа Гарольда Кузнецова [TR/4934]

Ту-104
Ту-104
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Размер: Неизвестно
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Чувашская респ.
Вурнарский р-н
Ближайший нас.пункт
Булатово, Сявалкас-Хирпоси, пл.Апнерка
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 3
Рейтинг
3.33Нашли: 9
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Место катастрофы
Место катастрофы
Памятник Гарольду Кузнецову на Донском кладбище в Москве
Памятник Гарольду Кузнецову на Донском кладбище в Москве
Автор: Железнодорожник
Создан: 08.11.2008
Опубликован: 11.11.2008
(отредактирован: 12.11.2008)

Описание окружающей местности

     Ту-104 – второй в мире реактивный пассажирский лайнер, и первый, выдержавший испытание многолетней эксплуатацией. Опередившая его на несколько лет британская «Комета» после нескольких катастроф, вызванных недостатками в конструкции, ушла в историю. Ту-104 же была уготована долгая летная жизнь – больше 20 лет эти самолеты перевозили пассажиров по воздушным линиям СССР и других стран.

     Проектирование Ту-104 началось весной 1954 года, на основе уже созданного стратегического бомбардировщика Ту-16. Это сильно облегчило работу, и уже в сентябре 1954 года эскизный проект Ту-104 был предъявлен ВВС.
     В ходе создания Ту-104 особое внимание было уделено обеспечению высокой надежности конструкции самолета, а также увеличению ресурса планера и особенно гермокабины. Памятуя о проблемах, с которыми столкнулись англичане с "Кометой", при выполнении программы создания Ту-104 его планер впервые в отечественной практике был подвергнут циклическим испытаниям в новом специально построенном гидробассейне ЦАГИ. Эти испытания позволили выявить слабые места в конструкции, провести до работки и обеспечить ее необходимую долговечность.

     Первый вылет опытный Ту-104 совершил 17 июня 1955 года, а в конце года началось серийное производство. Пионером освоения Ту-104 гражданском воздушном флоте стало специально организованное в столичном аэропорту Внуково авиаподразделение реактивных самолетов. Оно являлось также первым учебно-тренировочным подразделением, в котором переучивались на новую реактивную технику экипажи других авиапредприятий.
     15 сентября 1956 года Ту-104 совершил свой первый регулярный рейс с пассажирами по трассе Москва-Иркутск, самолет пилотировал экипаж возглавлявшийся командиром корабля Е.П.Барабашем. 12 октября состоялся первый регулярный международный рейс в Прагу - командир корабля Б.П.Бугаев (будущий шеф-пилот Л.И.Брежнева, а затем руководитель советского ГВФ). Началась регулярная эксплуатация самолета, открывшая новую эру не только в развитии отечественной гражданской авиации, но и подтолкнувшая развитие мировой реактивной пассажирской авиации. Ту-104 стал первым в мире реактивным пассажирским самолетом успешно освоенным в ГВФ, именно за ним в строй гражданской авиации встали и Боинг 707, и "Комета-4", и французская "Каравелла". Реактивная пассажирская авиация стала реальностью, доступной самому широкому кругу пассажиров многих стран.

     Но в истории Ту-104 не все было безоблачно. Меньше чем через два года после начала эксплуатации произошла первая потеря – 19 февраля 1958 г. борт СССР-Л5414, уходя из закрытой облаками Москвы на запасной аэродром, упал при заходе на посадку из-за неверного расчета количества топлива. Это типичный пример «человеческого фактора», но 15 августа того же года Ту-104А СССР-Л5442, выполнявший рейс Хабаровск-Иркутск-Москва разбился по невыясненным причинам в районе Биробиджана. Что-то произошло на эшелоне крейсерского полета (около 10000 метров) и машина за считаные минуты потеряла высоту и разбилась в тайге. В те годы бортовых самописцев – «черных ящиков» еще не было, и установить причины катастрофы не удалось.
     В конструкции Ту-104 скрывалась роковая ошибка, которую несколько месяцев безуспешно пытались найти КБ Туполева и профильные НИИ. Были проведены испытательные полеты в разных режимах – никаких серьезных проблем не было выявлено. В то же время десятки Ту-104 продолжали возить пассажиров.

     17 октября 1958 года новый Ту-104А с бортовым номером CCCP-42362, управляемый экипажем опытнейшего летчика Гарольда Кузнецова, выполнял рейс Пекин-Омск-Москва. В салоне находились в основном иностранные граждане - делегация китайских и северокорейских комсомольских активистов.
     Погода в Москве была плохая, на запасном аэродроме Горький – тоже, и после пролета Казани диспетчер приказал разворачиваться и следовать в пригодный для посадки Свердловск. Во время разворота на высоте 10000 метров самолет вероятнее всего попал в зону сильной турбуленции и произошел «подхват» - самопроизвольное неконтролируемое экипажем увеличение угла тангажа. Самолет как бы «встал на дыбы», ушел с эшелона вверх, набрав дополнительно до двух километров высоты, потерял скорость, свалился на крыло и вошел в штопор.
     В возникшей ситуации экипаж сделал все возможное для спасения самолета. Но нехватка хода руля высоты не позволила вывести машину из смертельного режима. Гарольд Кузнецов, зная о том, что возможно повторяется биробиджанская история, приказал бортрадисту транслировать его слова на землю. Он передал всего несколько слов – «подхват», «стабилизатора не хватает», «погибаем, передайте родным». Самолет упал в Вурнарском районе Чувашии, в нескольких десятках метров от полотна железной дороги Москва-Казань-Свердловск, недалеко от деревни Булатово. Погибло 65 пассажиров и 9 членов экипажа.

     Переданной информации хватило чтобы найти и устранить проблему. Были изменены правила центровки самолета, изменен угол установки стабилизатора и доработан руль высоты. Также был уменьшена максимальная высота полета. Склонность самолета к "подхватам" была сильно уменьшена.
     После этого Ту-104 еще три десятилетия возили пассажиров, и хотя без катастроф не обошлось (ведь самолетов было построено и летало около 200) – их причины были уже иными. Ту-104 стал на длительное время основным пассажирским самолетом Аэрофлота: например, в 1960 году на Ту- 104 была выполнена треть пассажирских авиационных перевозок в СССР. За 23 года эксплуатации парк самолетов Ту-104 перевез около 100 миллионов пассажиров, проведя в воздухе 2 000 000 летных часов и выполнив более 600 000 полетов.

Немалая заслуга в этом принадлежит Гарольду Кузнецову и его экипажу. Вот их имена:
Кузнецов Гарольд Дмитриевич - КВС-инструктор
Артемов Антон Филимонович - КВС
Рогозин Игорь Александрович - второй пилот
Мумриенко Евгений Андреевич - штурман
Веселов Иван Владимирович - бортмеханик
Федоров Александр Сергеевич - бортрадист
Смоленская Майя Филипповна - бортпроводник-переводчик
Горюшина Татьяна Борисовна – бортпроводник
Маклакова Альбина - бортпроводник

При написании текста были использованы исторические материалы с сайта АНТК им.Туполева.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Алексей Варламов (15.02.2022 09:50:43)
Были на тайнике где-то во второй половине октября. Порадовало то, что до тайника теперь есть хорошая грунтовая дорога. Нужно проехать до ж/д переезда на Мамалаево-Булатово и свернуть налево на грунтовку и двигаться вдоль железной дороги. Примерно в годовщину трагедии были на том месте с представителями общественных организаций, почтили память, провели приборное исследование, определили точное место падения. Через неделю совместно с директором краеведческого музея провели раскопки на месте; нашли дренажный бак гидросистемы, указатель температуры и давления, один из блоков бортовой РЛС, а так же останки пассажиров. Часть находок оставили в тайнике под контейнером. В ноябре сняли небольшой фильм об этом авиапроисшествии.https://youtu.be/GZlQ7e20YjU В настоящие время решается вопрос об установке памятного знака на этом месте.
Lepoli (20.09.2017 19:15:01)
Брал в эти выходные почему-то немного жутковато-то было, как-то не по себе.
Началось всё с того, что меня остановил шлагбаум перед полигоном ТБО - "Закрыто", а до точки около 2 километров, но шлагбаум было высокий, и под ним моя машина вроде как проехала, Паркетнику никак.
Проезжаю полигон, вокруг вороны кружат и вроде как никого, но постоянно не покидало чувство, что вот-вот выбежит собака или сторож и начнут прогонять меня с закрытого объекта. Пронесло. Далее, когда асфальт кончился, оставив машину, двинул пешим еще километр через дачи. Дачи-то дачами назвать нельзя, все открыты, разрушены, обвалились и обветшали. ОСМ всё показывал среди этих улиц минимум грунтовку, а я тропку то еле находил. Давно всё заброшено, правда кое-где картошка еще росла. Далее точка. Вокруг всё обгорело, местность изменилась после пожара. Искомой березы нет, и остался лишь пень, закладку нашёл в целостности, там же где и указывал автор. В 2016 была посещена лишь раз бывшими Дозорчанами Never Hood.
В любом случае Великому автору большое Спасибо за место и тайник, наконец-то и он взят.
donmisha (15.08.2015 17:32:46)
RaFaeL (12.04.2015 21:51:57)
Алексей Варламов (27.04.2014 20:17:03)
Алексей Варламов (26.04.2014 22:08:03)
nics (18.11.2013 16:08:38)
Хулио (20.06.2010 00:24:29)
Sportfoto_ru (10.07.2009 22:45:49)
Runner (24.05.2009 20:40:21)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.