Майские Горы '2008
дневник участника экспедиции / DenSity, май 2008
(с)фотоматериалы DenSity, Milena, Камыш, Белый, Major, Zyz

«За три часа что ты находишься под землей совершенно исчезает реальный мир.
Ты как в машине времени, перемещаешься на миллионы лет назад. Здесь все как было тогда.»
Из блокнота тайника «Урочище Кизил-Коба (Красная пещера)» [TR/924], geocaching.su

Хамбал

Влажное весеннее утро. Южная окраина села Лесное, что в предгорьях Крыма. Дорога по правому берегу ручья вверх. Вот и шлагбаум. Ныряем влево, в овраг. Хорошо, что сейчас мало воды. БАМ! Висящая на заднем бампере лебедка слегка касается берега, и мы выезжаем из ручья. Дорога идет по лесу, его верхний ярус весь покрыт зеленью, а внизу все засыпано многолетним слоем сухой листвы. Вот и колея, нам по ней. Впереди нас ждет встреча с Теми, кто все это придумал. Они уже с вечера наверху, а у нас с Медведем еще все впереди....

БАМ! БАМ! ХРРРРРР! ДЫННН... Это камни, торчащие посреди колеи больно бьют по днищу. «Там везде защита, кроме заднего моста....» Крымские горно-лесные дороги - это такие овраги с каменно-глиняным дном, промытые потоками дождевой воды... Впереди подъем, с поворотом между высоких земляных стенок, глина уже как следует размешана, справа у стенки большие острые камни с промоинами между ними, примерно по колено. Колеса уже предусмотрительно сдуты до внедорожных 1.0 атм, но это, кажется, не поможет зацепиться за скользкий склон. «Что, попробуем ходом?» - «Ну давай....»  Нас сносит на эти камни, и машина проваливается правыми колесами между ними. БАМ! БАМ! ХР-РР! Скрежет камней по металлу вызывает сильный выброс адреналина.... пульс учащается, состояние возбуждения сменяется тревогой за технику...  «Ну вот и жесть настала. Разматывай лебедку!» Приятное клацанье соленоидов и жужжание мотора лебедки, вид плавно наматываемого троса и запах букового леса немного успокаивают - мысли уже витают где-то высоко-высоко, в этом большом зеленом пространстве, лесном космосе... «Лесные космонавты...»  Выбираемся из засады, и продолжаем, раскачиваясь, медленно плыть по колее вверх, на перевал. И снова разматываем лебедку. Понравилось, наверное... Дорога выходит из леса к обрыву, внизу обалденной красоты ущелья, и за ними вдалеке море, бухта и мыс, да это же Новый Свет!

«Смотри-ка... бампер... мда...» Это уже потом он будет подвязан веревочкой, а пока его правый угол выглядит так, как будто он ушел в «отрыв» вместе с экипажем. Плывем по лесу дальше, и выскакиваем на скалистый мыс... В памяти всплывает фраза Скитальца: «Там есть отличная видовая площадка....»  Светло-зеленые горы с тенями облаков, ярко-синее небо. «Где фотоаппарат?» Дар речи потерян, сознание в какой-то другой реальности. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще...»

Перевал Маски - перевал Ворон

На подъезде к перевалу встречаем всю экспедицию - привет-привет, привет, привет!.... Юля, Дима, Сергей, Света, Катя, Леша! СкиталецЪ! Стерео! Калейдоскоп имен и улыбок пролетает за десять секунд. Становится веселее, мы уже вместе! «Ну что, едем?»

Мы на перевале Маски. Ищем одноименный тайник. «Он где-то под сосной.» Да их тут полсотни! Находим, в открытый контейнер издали метко летят ништяки от стоящих вокруг него. Хором - «Всех записывай!». Не забыть бы потом записаться в инете. Уже не помню как, но как-то быстро попадаем на перевал Ворон. «Здесь тоже кэш!» Нет, сначала достать газовый баллон, вскипятить воды и покормить наших детей. Да, кстати, где они? А, вот, ну давай.... «Я - ЭТО есть не буду....» Блин...

Рация оживает словами «Тут девушка из пеших туристов сломала ногу, надо ее спустить в цивилизацию». СкиталецЪ, ГРАЛ и Камыш готовы выступить «скорой помощью», до ближайшего села у подножия и обратно. Это минимум часа на два. Благодарность лидера туристической группы не знает границ - ребята решили для него колоссальную проблему, избавив от потери одного, а то и двух «ходовых» дней, и ломки всех туристических планов. Пока ребята колбасятся вниз, а потом обратно вверх, мы немного отдыхаем, горный воздух еще больше растворяет сознание... Хорошо...

Голос Кати возвращает в реальность - «Ребята, вы меня простите, я ничего не понимаю в машинах, но мне кажется у вас очень маленький клиренс....» М-да... клиренс не просто маленький, от весь куда-то растворился.... это уже просто очевидно, судя по оторванному при штурме перевала углу заднего бампера. А лифт подвески весь выбран шмурдяком на крыше - вторым запасным колесом, сорока литрами топлива, двадцатью - воды. Литры пива в учет не пошли, ибо как сказал Стереометрия, «штурман - он работает на пиве».

Штурманом был Медведь, и у нас в этот день все еще было впереди...

Перевал Нижний Шелен

«Вообще-то туда дороги нет...» Но есть трек на карте, который прокатали крымчане из Клуба Крым 4х4. И не просто проехали, а сначала прошли его пешком по пересеченке, прямо по лесу на склонах гор, отыскали проезды, траверсы, потом как-то умудрились там проехать на УАЗе. Трек - у Скитальца, в голове первой группе, мы же идем во второй группе, за Белым_spb, и ориентируемся только по следам первых 3 машин...

Точнее, никуда мы уже не едем, а висим порогом на двух валунах справа от колеи, практически уже на склоне. Потому что при повороте на перегибе дороги машина сползла правым бортом с высоких  бровок колеи. Вечереет...

«Вперед ледебиться смысла нет - разорвете порог, смотри, заднее колесо вообще висит». В дело идет внедорожный домкрат. Поднимаем.... «Берегите руки... и головы...». Машина потихоньку сползает с джека вниз. Кто-то, кажется Камыш, подает идею выдернуть валуны из-под днища лебедой своей машины, стоящей сзади. Через блок, за дерево сбоку, удлинитель.... Один готов. Тянем второй.... ФАА! Сигнал машины сзади дает понять, что тянется не камень, а сползает вниз машина Камыша. Перецепляем поудобнее. Ну вот, наконец-то... стемнело!

Продолжаем плавание в колее, пока она не уходит явно в сторону и вниз. Стоп! Теперь нам вверх, прямо в лес, причем конкретно по склону горы. Дороги нет, есть только место для проезда между стволами и примятая колесами прощлогодняя листва. Это означает - нам сюда. Рация настороженно бубнит голосом Белого «...поднимаемся по одному, на первой пониженной, на самом малом газу, ни в коем случае не буксовать - понесет...»  Да, тут Медведю пешком карабкаться вверх тяжко, а машина каким-то чудом, потихоньку, но ползет... правильные колеса... зачет, в общем.

Склон становится круче, продвигаемся очень медленно, останавливаться уже нельзя - потом не тронешься. И тут просвет впереди пропадает - в свете фар прямо перед машиной возникают какие-то стволы.... Куда дальше??? Останавливаться нельзя, иначе при трогании колеса тут же провернутся, и мы сядем на брюхо, или, того хуже, машину снесет на дерево... Вот слева кажется есть место - сюда! Не тут-то было, машина не держится поперек склона, задняя часть сползает - и ДЫННН! Задней дверью приезжаем.... в небольшое дерево. Хорошо, что вершина близко - деревья тут тонкие растут. Слов уже нет...

Голос Белого - «Стой - не двигайся, сейчас мы тебя спасем!» Стою. Не двигаюсь. Ручник уже давно забился грязью, давлю на тормоз, нога предательски дрожит на педали. Выглядываю наружу - дерево упирается сучком в стекло задней двери, как раз у перегородки. Кузов вроде не задет... ура... что-ли... И вот мы спасены из плена дерева. «Белый, спасибо!» - кричу из-за руля. «Хех! Спасибо не булькает!» - на лице Белого счастливая улыбка - ночное шоу продолжается! Голос Скитальца из рации - «А мы вас отлично слышим, мы уже в лагере, сидим у костра, ждем....» Первая группа проехала этот участок засветло, и теперь принимают участие в нашем ночном радио-шоу - «Давайте, мы вас ждем! Судя по уверенному приему, вы уже рядом».

Едем дальше между деревьями. Дороги по прежнему нет, едем наугад или по следам. Проехали какую-то вершину, за ней следы пошли вниз. Уже совсем темно. Деревьев становится больше, и они толще - значит, мы на северном склоне. Лучи фар выхватывают стволы, преграждающие путь вперед. Ехать дальше некуда. Совсем... Камыш, идущий последним в нашей группе, бодро разворачивается и с сильным креном набок уезжает куда-то назад по склону... Чума! Я бегу осмотреться вокруг - куда же нам все-таки ехать. Что-то подсказывает, что быстро бегать по ночному лесу не стоит - упасть, зацепившись за завалы веток на склоне, напороться глазами на сучок - в два счета. Медленным бегом, обхожу склон сверху от машин в поисках следов объезда. Из темноты приходит Белый - кажется, впереди есть проезд! Идем смотреть - тут стволы, тут высокий пень, а вот следы колес.... И как они тут протиснулись? А за стволами - крутой склон вниз, нам туда.... «Тут на тормоз вообще жать нельзя, снесет на деревья ниже по склону.» Ждем, пока проедет Белый, а впереди него вверх по склону бегом бежит Юля - «Они проехали ЗДЕСЬ!» Наша очередь - подъезжаем к склону лесного оврага, переваливаемся, машина буквально падает, сползая вниз по мокрой земле, и упирается лебедкой в землю. Газ! Руль в сторону подъема, зад сносит вниз, разворачивая машину под нужным углом между деревьями - впереди подъем в новую гору. Белый уже где-то впереди, Мерл и Камыш подтягиваются сзади. В течение всего шоу кто-то ищет дорогу, бегая по ночному лесу в совершенно счастливом расположении духа, кто-то сидит в машине, слушая музыку и направив взгляд в экраны мобильников, кто-то из детей уже вырубился на задних сиденьях, невзирая на сильные крены, когда просто падаешь с сиденья, и болтанку. «Где мой штурман? Медведь, ты где?» Не помню, где он был, но потом сказал мне, что уж очень набегался по ночному лесу, и на следующий день из машины выходил крайне неохотно... Верю, верю... Зато у меня ко всей нашей команде такое глубокое доверие, что кажется мы легко можем рубиться до самой глубокой ночи, неважно куда, и нам будет хорошо, потому что мы все вместе заняты нашим любимым делом. Встретились утром, а ощущение, что знакомы лет сто. Как же это?

Еще пара подъемов в гору через лес, и мы выскакиваем на полянку на краю обрыва. Темно. С приличным креном спускаемся вдоль обрыва вниз по склону поляны. Следы уходят в заросли кустарника. Вот и наша очередь, подъезжаем вплотную. Куда тут ехать - перед нами встает стена сухих и довольно толстых веток, местами в два пальца толщиной. Да, посередине между ними идет тропа. Шириной, как сказал Стереометрия, «с мои плечи плюс еще сколько-то». Первая группа прошла тут засветло, запечатлев въезд в кустарник на фото. Въезжаем, складывая зеркала. ИИИИ! ЗЗЗЗЗ! ДРРРР! Сучья кустарника нещадно трут борта и стучат по ним. «Все, эта машина для поездок по работе уже непригодна...». Десять метров кустарника кажутся вечностью. Поляна. И снова по бокам сучья, только уже - деревьев. Ветки свисают сверху, ползем, раздвигая и ломая их лобовым стеклом и верхним багажником. Даже двери местами не открыть - просто некуда. Под колесами не то узкая дорога, не то тропа, сверху - низкий тоннель из веток и сучьев. Это какой-то ужас... Мелькает мысль достать видеокамеру, но Медведь неподвижно сидит и молчит, и я тут же об этом забываю, занятый рулежкой между камнями, стволами, и пнями....

Дорога, или то, по чему мы двигаемся, ведет вниз. Голос Скитальца сообщает по радиосвязи, что скоро впереди начнется нормальная дорога. Из другой рации, ЛПД-шки, раздается голос Мерла - «Стойте, ребята, у Камыша крышу сорвало!» Подавив приступ смеха, выясняем, что у Тойоты веткой сорвало верхний багажник - солидная конструкция из нержавейки. Медведь убегает назад, вверх по склону, помогать Камышу, им помогает Мерл, а я остаюсь ждать, держа ногу на тормозе - глина на первых подъемах забила задние тормоза так, что теперь уже совсем нет ручника. Впереди стоит Белый, пока сзади идет ремонт - у нас короткий отдых. Рождаются шутки про ЛКП - «Не свети на кузов, пока не приедем в лагерь - без 50 грамм смотреть на это невозможно!» Наконец, багажник Камыша кое-как закреплен. Самые толстые сухие сучья вниз по склону Белый спилил, дабы уберечь багажник, но зато слетела цепь бензопилы. Пока он ставит новую, к нам подтягиваются Камыш и Мерл. Их приближение слышно издалека по скрежету веток по кузову, и хрусту ломающихся сухих сучьев.

Вот и дорога. Не «асфальт», но уже достаточно широко. И сухо - значит, мы уже на южном склоне. Проезжаем несколько турстоянок в ночном лесу, вкусно пахнет костром и ужином, но нам еще дальше. Лагерь уже близко. Две фразы Скитальца у костра звучат наивысшей оценкой дня - «Вообще-то, до нас этот трек проезжался всего два раза. Мы третьи...» и «Я думал, меня кто-нибудь из вас убьет за это!»

Ночь выдается холодная, всего +5, и влажная - на палатках и траве обильная роса. Утро удивительно спокойно. Мысли постепенно приходят в порядок - «Все хорошо!»

Морское - Караби - Нос Тырке - Южная Демерджи - Долгоруковская яйла

Без приключений спустившись с Масок к морю, ближе к вечеру вместе с экипажем Zyz'а, в компании Саши и Кати, берем кэш на развалинах башни Чобан-Куле. Какие виды - море, небо, солнце! А вот кто-то нас уже ждет внизу у моря - это Скиталец, Стереометрия, ГРАЛ. «Ну что, ужин?»

Кому приглянулась ночевка в большом гостевом доме в Морском, а кому-то захотелось продлить впечатления от дикой природы, проведя ночь на берегу моря. Ночью у моря тепло, +12. Ночь пролетает мгновенно, утреннее майское солнце очень похоже на августовское - так же ярко слепит, и так же горячо нагревает гальку на пляже. Дети бегают по ней босиком.

И вот снова в горы, на этот раз - на Караби. На этом обширном высокогорном плато почти нет леса - не хватает почвы, и зимой лютые ветра, зато есть множество пещер, воронками и колодцами уходящих вглубь скалы. Караби - крымская мекка спелеологов. Поднимаемся наверх через перевал Большие Ворота, дорога очень сухая, и поэтому, невзирая на крены, и глубокие промоины, довольно простая. Проводим часа два на видовой площадке наверху. Отличные виды вокруг и вниз - небо безоблачно, вдалеке синеет море. «Я на вершине...»

К вечеру подъезжаем к Кара-Тау - высокая гора в южной части плато Караби, поросшая лесом у подножия. «Тут недалеко есть поляна, там и заночуем...» Подъезжаем к поляне - там уже стоят три крымских УАЗа. Лебедка, наклейки..... это же ребята из крымского Клуба 4х4! Витяй, Андрей, Антон.... с семьями, детьми, собаками.  «Привет-привет! Давайте к нам!...» - «Тут вот, с нами ребята из Литвы....» - «А у тебя какой ник в форуме?  Ну, Привет!». О, и НЕСЕЗОН с БиПи и Бриком тоже здесь! Привет! Вскоре на поляну подъезжает еще один экипаж - к экспедиции присоединяется Майор! От крымчан поступает предложение - «А поехали на вершину Кара-Тау? Тут недалеко...» Недалеко, да по расколбасу. Опять включаем мозг, понижайку.... Подъем по лесу на вершину пролетаем мигом. Красный закат, вдалеке на горизонте виднеется город. Осматриваем одну из пещер - Терпи-Коба. На обратном пути в лагерь мозг отключается от дороги, переваривая впечатления от вершины. И тут же - сели. «Разматывай трос!»

Вечером костер, ужин и веселье под клич «Эгегей!» Майора. Смотрим фильм про мартовскую экспедицию на Таймыр. На лицах зрителей эмоции меняются по ходу фильма, от восхищения до ужаса и печали под финальную песню Brainstorm «Эй, режиссер, заканчивай съемку -  а он смеется в объектив как в прицел...» Герои экстремального полярного приключения, Скиталец и Мерл, стоят среди нас, но мысли их где-то далеко... Утро, завтрак в «автобусе» - четыре ряда стульев и символический «руль» впереди, прощаемся с крымскими экипажами - и вперед! Проезжаем по Караби, потом Тырке-яйла, и Демерджи-яйла. По пути что ни километр - группа пеших туристов. Они тоже идут по каменистым дорогам, и мы потихоньку пылим мимо них. Вслед колонне летят фразы - от «Ух ты, смотри сколько джипов!» и до «Это москвичи.... понаехали тут...» Наш экипаж едет последним, вместо переднего литовского номера - в кронштейне на бампере висит лебедка, и мы принимаем все радостные и недовольные реплики насчет Москвы на себя, тем не менее улыбаясь, кивая и здороваясь со всеми, опустив стекло. К вечеру мы уже на Южной Демерджи. Головы каменных сфинксов смотрят на нас тоже как-то по своему - одни одобрительно, другие с подозрением - кто вы, зачем здесь? Около часа медитируем на обрывах над Долиной Привидений, кто-то ищет кэш, кто-то фотографируется с флагами, горами и морем, «Наливай!... Тьфу, заводи! Поехали!»

Уже в ночи приезжаем на Долгоруковскую яйлу, на стоянку у кургана Колан-Баир. По дороге, у Белого в броду через ручей Суботхан отрывается защита картера. Пока мы удивляемся, Белый быстро ставит все на место. Чероки ГРАЛа после проезда через брод стоит весь в облаке пара - картина «Дым столбом». Вот и поляна под Колан-Баиром, уже в темноте наблюдаем еще одну картину - Жигули стоят передком на подложенных камнях, к Жигулям лебедкой привязан УАЗ. Похоже без нас тут было весело! Встречаем еще одну группу наших друзей - Боб с Лилей, Ауродковы,  Тумановы. «Ребята, мы бы вас угостили ужином, но в котел с макаронами каким-то образом вылилась бутылка спирта для горелки...» Теперь ясно, почему все такие веселые!

Приезжают Саша с Катей - ремонтировали свой Террано в Симферополе, но передний привод у них так и не появился, и вместе с ними - Гена на Опеле из «асфальтовой» группы экспедиции. На Долгоруковку есть пара заездов для недоприводов, но как ребята нашли их в темноте и без навигации - для всех осталось загадкой! Последними на поляну приезжают Филатесы - теперь вся полноприводная часть экспедиции в сборе!

Тайник «Пещера Красная (Кизил-Коба)»

Машины брошены внизу - путь к пещере только пешком. Около четверти часа в гору. Инструктаж по ТБ, переодеваемся в сухие гидрокостюмы. Отдельно одеваются три слоя - утеплитель, резиновый водонепроницаемый костюм, брезентовый костюм-защита. На ноги - калоши на шнуровке, или сапоги. На голове каска с фонарем. Вперед. Долго идем по оборудованным галереям, в полумраке - свет хоть и есть но как-то все плохо видно. Галерея заканчивается площадкой с ограждением, внизу журчит вода - это подземное озеро. «По одному спускаемся вниз, в воду!» Вода обжигает открытые кисти рук - ее температура постоянна, +9 градусов, круглый год. «Впереди - первый сифон, его проныриваем под водой, рукой можно держаться за фал - «перила». По одному!» УФФФФ! Не так уж и холодно! Висим на перилах в подземном коридоре, до потолка заполненном водой. Да тут течение! Это подземная река. Ручей Суботхан, который мы вчера форсировали на машинах - один из ее истоков. «По перилам - двигаемся вперед по тоннелю!» Дна нет, единственный способ двигаться - плыть, перебирая руками по фалу перил. Вот и берег! Выходим. «Капюшоны можно снять...» Стоим в клубах пара. Внедорожное приключение продолжается - только теперь полный привод это руки и ноги. И, конечно, голова... Голос инструктора - «Думайте, куда наступаете, если вы упадете я один вас не вытащу....только вызывать спаскоманду».

Уже два часа идем вперед. Точнее, карабкаемся вверх по каменным обвалам, спускаемся вниз к воде, ползем по щелям-коридорам, плывем через подземные озера. Тело разогрето так, что внутри гидрокостюма становится жарко, и каждое погружение в ледяную воду приятно освежает. Появляется ощущение усталости. «Мы прошли две трети пути!» Угу, а потом ведь еще назад... В гидрокостюме и калошах на ногах лазать по скалам, ночью.... Пытаюсь подумать, где труднее - ночное бездорожье в горах на машине, или вот такое подземно-подводное лазание.

Первый Обвальный зал, Второй Обвальный Зал, Третий Обвальный зал, Галерея Сказок, Водопад Розовых струй, Грот Трех капитанов... Может быть, это романтическая прогулка, а может быть это экстремальный маршрут - зависит от вашего состояния духа, моральных и физических сил, и вашей Цели. Фигуры сталактитов, сталагмитов и натечных форм смотрят на вас взглядами пещерных гномов - «Зачем вы здесь?» - «Я хочу прочувствовать, понять эту подземную реку... откуда она течет...» - «Тогда вам сюда... сюда...»

Река течет по нескольким ярусам пещеры, всего их шесть, поднимаясь вверх и опускаясь вниз. В некоторых галереях они течет под тонкими слоями каменной породы - мостами, в которых местами зияют отверстия... Оступись, упади туда - и унесет вперед течением под скалы на несколько десятков метров, прощай.

Два с половиной часа на исходе - мы у цели - сухой водопад со струями из камня, красного цвета. «Это - второй водопад розовых струй.» Из гермобанки за плечами инструктора извлекается плитка шоколада - «Делите на четверых». Это был самый вкусный в мире шоколад! И самый заслуженный. Кто готов повторить этот маршрут «за шоколадку», а?

Идем обратно. Усталость уже не чувствуется. Я привык к пещере, и идти, карабкаясь вверх и вниз, временами ныряя в озера, легко. Но легкость обманчива. Временами мозг отключается на мысли о подземном космосе, этом мире во власти вечной темноты и шумящей воды, и нужно сделать усилие, чтобы вернуть, включить его обратно - «СМОТРИ под ноги! Тут опасно!» Но мысли все равно уходят куда-то вверх, под потолок высоченных залов. Вот оно, то состояние, о котором писал Скиталец в дневнике Красной пещеры - я почувствовал его в самом конце обратного пути. Цель достигнута.

Вот мы уже и у первого сифона. Плыву на спине вдоль перил. «Я Ёжик. Я упал в реку...»

Выбираемся за сифон, опять долго идем по коридорам, вот и выход. Наша первая группа уже пьет чай у спелеологов. «Кто ушел в моих ботинках??! Камыш, а ну давай меняться обратно!»

ГРАЛ, Лена, я и Серега Филатес. Все пять часов мы прошли практически молча, только изредка бросая друг другу короткие реплики - подсказки. А первая группа шла весело, с шутками, смехом и восторженными возгласами. Идя по тому же маршруту, я думаю - мы прошли по разным пещерам... В тот вечер всю дорогу до Севастополя у меня в ушах еще долго стоял этот мощный шум подземной реки. Смесь гула в толще камня под ногами и плеска тонких струй.

   

Тайник «Пропасть» (Большой Каньон Крыма)

Бойка - древнегреческое название одной из гор, которая отделяет Большой Каньон Крыма от Бельбекской долины. История названия туманна, но для движения вверх на полном приводе и даже на правильных колесах не предвещает ничего хорошего. Поэтому мы начинаем подъем другим берегом ручья, вокруг горы Сотера (или Сатира), что сулит более веселый маршрут, по крайней мере, наверное, с юмором. Старт вверх около 5 вечера. Тут недалеко, раз - и наверху. Вот только полдня шел ливень. И Путь наверх нам предстоит по северному, самому сырому и от этого очень тяжелому склону.

Как всегда, первым Скиталец прогоняет своего Слоника. Наверное, это уменьшительное имя, а настоящее его название, глядя на размер колес - Слонопотам...? В прошлой жизни цивильный Лендкрузер-восьмидесятка, теперь это разумный компромисс между экспедиционником и трофи-мобилем. Слоник проезжает ходом практически везде, желающие следом оценивают глубину всего безобразия, по которому тоже надо проехать, и каждый строит свой план штурма очередной грязевой засады. Или объезда. Причем объезда в самых непредсказуемых местах, которые лучше всех из нас удавалось находить Белому. Иногда с перспективой переворота, такие там крены. Вот уже совсем стемнело. Но нам по-прежнему весело и хорошо всем вместе.

БАХ! Где-то впереди в колее разулось переднее колесо Слоника. «Ребята, за мной не надо, там..... это.... Езжайте в объезд!» Нет, лично я в объезд не поеду. Ночью в лесу кажется, что лучше пролебедиться, чем раз - и мятый кузов. А может, зря? Тут лебедиться далековато.... В три перецепа, это почти восемьдесят метров, побеждаем скользкий подъем. В это время остальные объезжают подъем по лесу. А что, тоже вариант. Потом кто-то сказал, что Филатес едва не положил машину на бок. Н-даа... Где с сатирой, где с боем, пробиваемся наверх, и вот уже катим вокруг вершины, спускаясь вниз, в сторону каньона. На часах - два ночи. Едем по какой-то тропе, местами протискиваясь между деревьями, а местами почти наезжая на колышки растяжек палаток, которые пешие туристы поставили по обе стороны тропы, не подозревая, что по ней могут ехать машина... Восемь машин! «Добрый вечер!» - «А как вы сюда ЗАЕХАЛИ?????» - немая сцена. Едем дальше, вот большая поляна, ставим машины, палатки, и падаем спать.

Утро - ба, да эта поляна стоит прямо на обрывах Большого Каньона. Вот она - Пропасть! Вниз метров восемьдесят, или все сто, слева Сотира, Куш-кая, Караул-кая, и хребет Комбопло, поднимающийся к Ялтинской яйле, и под ним котловина с истоками главной реки каньона - Коккозки. Справа - уходящие на юг скальные стенки каньона, внизу не видно дна. На краю поляны - спиральные круги из камней. Здесь, у вершин, в каждом камне - дух вечности. Завораживающее место.

Ялтинская яйла (у тайника «1400 над Ялтой»)

 

Спустившись с Бойки, тут же поднимаемся на Ялтинскую яйлу. Тут почти нет карстовых пещер, за исключением пока не найденной мной, малоисследованной Арык-Башской, и творения рук человека - Ялтинского тоннеля - гидросооружения, соединяющего водохранилище на северном склоне горной гряды с Большой Ялтой.

Проехав в темноте от северного склона к южным обрывам, видим, как из темноты взгляду вдруг открывается море красно-желтых огней - это вид на ночной город, стоящий у подножия гор, с высоты 1400 метров.

Утро, сначала на редкость теплое, заволакивает наш лагерь влажным и холодным облаком, температура падает до +2 по Цельсию. Как только мы снимаем лагерь и стартуем, облако бросает в нас стену мокрого снега, который сначала тает на стекле, но потом начинает залеплять плотным слоем. Машина скользит в глиняных колеях, раскачиваясь из стороны в сторону. Медленно двигаемся вперед, видимость 10 метров. Слышим сообщение от головы колонны по радио - «Осторожно, на пути группа велосипедистов». Пока доезжаем до них - велы уже лежат, накрытые пленкой, людей не видно. Да им тут похоже, несладко. Через некоторое время проезжаем памятник погибшим туристам, замерзшим здесь ночью в палатках несколько лет назад. Стихия восхищает одних, и забирает жизни других.... Со всеми возможными мерами предосторожности, чтобы не поскользнуться на залитых дождем склонах, спускаемся с яйлы на север, в село Многоречье.

Сюйренская крепость - Каралезская долина - Эски-Кермен - Орлиное - Балаклава (Финал)

Последние два дня пролетают на одном дыхании. Скалистые обрывы Сюйрени и Эски-Кермен - колыбель цивилизации Крыма 10-12 веков, княжества Феодоро. За легкостью накатанных вдоль них дорог прячутся мысли о скором расставании...

Мы встретились две недели назад. Мы мало знаем друг про друга, кто, где и что, но мы уже очень хорошо знакомы. И как бывает, последний день экспедиции наступил очень неожиданно. Нам есть, что вспомнить. Последний вечер - самый долгий, и расставаться не хочется. На глазах слезы... Потому что это было самое лучшее время, в мае 2008 года. Но мы еще встретимся - ПОКА!

Участники внедорожной группы экспедиции «Майские Горы '2008»
(в порядке колонны)

 

СкиталецЪ

 

 

Дима, Ася, лабрадор Милан (Москва).

 

Свободный штурман - Леша «Стереометрия» (Москва).                         Тойота Лендкрузер 80.

 

ТЛК подготовлена в редко встречающемся в природе виде - гибрид экспедиционника и серьезного трофи-мобиля. Головная машина - разведчик трассы, а экипаж - мозг и душа всей экспедиции.

 

GRAL

 

 

Алексей и Лена (Москва). Джип Чероки KJ.

При скромном внешнем виде, но c двигателем в 3.7 литра, понижайкой и на правильных колесах, в правильных руках эта компактная и легкая машинка творила чудеса!

А они не только «на машинке вышивать умеют», а еще и делают отличные видеофильмы.

 

Major

 

Дима и Женя (Москва). Сузуки Гранд Витара.

Трофи-мобиль в чистом виде (в грязном - монстр-мобиль ;-) Их съемная лебедка всю дорогу пылилась в багажнике - наверное, они ей пользуются только для того, чтобы заякорить машину на склоне, а для движения по треку - почти никогда. Самый веселый экипаж экспедиции!

 

Zyz

 

 

Саша и Катя (Москва). Ниссан Террано II.

Внешний вид машины - самый отчаянный, с лебедкой, и вообще без переднего бампера (так было задумано, он не потерялся), но вот как остался целым радиатор после езды по плотному кустарнику и веткам - это секрет их экипажа.

 

Белый_spb

 

 

Дима и Юля (С-Петербург). Митсубиси Паджеро II.

Организаторы трофи-соревнований в Питере, в Крыму они открыли для себя много нового. Но опыт Белого творил чудеса и в крымских лесах, быстро подсказывая лесные объезды проблемных мест. Судьба чуть не лишила их Паджерку защиты картера на каменистых дорогах Караби-яйлы. Их энергичный экипаж вел вторую группу на самом бездорожном участке экспедиции - от перевала Ворон до перевала Нижний Шелен.

 

DenSity

 

 

Денис, Ярик (Литва), Алексей, Михаил «Медведь», Лешик (Севастополь),
Второй штурман - Леша «Стереометрия» (Москва).

 

 

Ниссан Патфайндер R51.

Этот авто в колонне был встречен словами «Жалко машинку! Какая она новенькая!». Как оказалось, она еще и неплохо едет! Единственная в экспедиции машина с независимой задней подвеской. Жаль, что избыточная загрузка съела в общем-то немалый клиренс. В итоге, в сложных местах всю работу делала защита днища в паре с лебедкой, выглаживая колею для идущих вслед мостовых машин.

 

 

Merl & Milena

 

 

Макс и Лена (Москва). Тойота Лендкрузер 95.

Как кто-то верно подметил - по бездору Мерл едет красиво и элегантно. Ведь в машине самое главное - экипаж: Макс - душа компании, и очаровательная Милена, ее фоторепортажи - вне конкуренции.

 

 

Камыш

 

 

Сергей, Света, Даня (Москва). Тойота Лендкрузер 95.

Описывать оснащение их машины не имеет смысла (это отдельная история), главное -  сказать, что на АТ-шном Прокомпе (в этом весь секрет) Камыш едет везде! И не просто едет, а низко летит. А иногда - высоко, но фотограф запечатлеть это бессилен, так как это молниеносный полет!

 

Filatez & Nefret

 

 

 

Сергей и Света (Москва). Митсубиси Паджеро II.

Стальные бамперы Паджерки свидетельствуют об их готовности на любые подвиги, но они прошли весь маршрут обдуманно, без лишней суеты и риска. И - это они авторы вымпелов и футболок участников экспедиции. Мега-респект!

DenSity, 2008 год

Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.