На северной окраине села Дранда, на возвышенном плато, между стройными кипарисами темнеет приземистое здание Драндского собора. Памятник этот относится к крестово-купольным четырехстолпным храмам, имевшим в Византии наибольшее распространение в VI-VII веках. Восточный его фасад оформлен тремя пятигранными снаружи выступами-апсидами, заключающими в себе алтарь и соединенные с ним проходами боковые помещения - диаконник и жертвенник. Последним в западной части храма соответствуют два круглых помещения с глубокими полукруглыми нишами. С запада к ним примыкает обширное продольное помещение - нартекс с хорами во втором этаже. Храм увенчан куполом, покоящимся на низком шестнадцатигранном (снаружи) барабане. Стены, свод и купол храма сложены из "красного кирпича, изнутри когда-то покрытого штукатуркой и фресковыми росписями. В середине XVIII века Вахушти писал: «К западу от Моквы течет Кодор, на котором в горах, в Дранде, стоит большой и изящный храм с куполом. Там сидел епископ, заведовавший страною между Кодером и Анакопиею; ныне там нет больше епископа...» Известны имена четырех драндских епископов - Федора, жившего в первой половине XV века, Сабы (Саввы), отмеченного в надписи на одной из икон, найденных в Сванетии, Филиппа, который в первой половине XVI века принимал участие в соборе, созванном по случаю падения нравственности в Имеретин, и Гавриила, вынужденного покинуть Дранду в результате включения этой территории в состав Абхазского княжества в третьей четверти XVII века и скончавшегося в Иерусалиме. С. Саблин, посетивший Дранду в 1846 году, описывает храм следующим образом: «Невольно удивляешься прочности его кирпичных стен и сводов, на которых выросли и состарились фиговые и другие деревья; плющ обвил его совершенно, но он стоит нерушимо... Купол освещен... окнами большой величины; в них прежде были разноцветные и вызолоченные стекла, судя по множеству их обломков, находимых теперь между камнями, окружающими храм. Окна снаружи обделаны мрамором с рельефами и украшениями изящной работы. Внутренность храма была расписана фресковыми картинами из св. истории и образами святых, частью до сих пор уцелевшими. Лучше прочих сохранился образ Спасителя в куполе, образ архангела Михаила подле западных дверей, образ св. Нила на северной стене и на южной — картина Благовещения, где матерь Божия изображена на коленях. Видны еще остатки многих других картин, но их трудно различить по многим стершимся и обвалившимся частям; краски вообще сохранились с удивительной свежестью... Окрестные жители-абхазцы, не только христиане и магометане, но даже не исповедующие никакой религии (а в Абхазии весьма много таких), имеют особенное уважение к этому храму и во всех важных случаях прибегают к нему».
В 1869-1871 годах Драндский собор ремонтировался: были настланы кирпичные полы, заделаны южная и северная двери, установлен деревянный иконостас. Во время русско-турецкой войны 1877 -1878 годов в храме произошел пожар, разрушивший части кровли и свода, уничтоживший фрески. В 1881 году на развалинах храма был учрежден Успенско - Драндский монастырь. При восстановлении собора в нем были произведены новые переделки: кое-где древние стены разобрали, в других местах их достроили, пол залили цементом, изменили форму купола, вокруг храма построили различные монастырские здания. Были проведены большие реставрационно-консервационные работы - собору возвращается его первозданный облик.
С http://www.apsny.ru/photogal/photogal.php?page=content/others/yugo_vostok.htm
Территория достаточно благоустроена - есть скамейки, место для парковки. Вокруг, правда, развалины - но в Абхазии это не редкость. От шоссе к храму дорога размечена указателями.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: