После переноса столицы в Санкт-Петербург в начале 18 века, сильно возрос грузопоток на север, в частности по Вышневолоцкой водной системе. Суда проходили по Волхову до городка Новая Ладога, которая, кстати сказать, всего на год младше Питера. Далее Волхов впадал в Ладожское озеро и суда зависели от капризной ладожской погоды. Много торговых судов тонуло в шторм, многие разбивались о камни. Казна терпела большие убытки, и царь Петр I повелел прорыть канал от Волхова до Невы вдоль берега Ладоги (примерно в километре от непостоянной береговой линии). Так началась третья грандиозная Петровская стройка (после Петербурга и Кронштадта) первой половины 18 века. Работа закипела в марте 1719 года. По легенде царь Петр лично первым начал копать землю, заложим тем самым трудовой почин. Возглавил стройку генерал-майор Скорняков-Писарев. Были проведены топографические и технические изыскания. К рытью канала было привлечено огромное количество людей. Но тяжелые условия труда приводили к большой смертности работников. Их даже не хоронили по человечески, а закапывали прямо под плотину. Одновременно Россия вела Северную войну, которая требовала от казны больших затрат, поэтому на реализацию проекта, а запланировано было прорыть 111 километров шириной 20-25 метров, денег не хватало. Петр I даже ввел специальный канальный налог: 70 копеек со двора и 5% с дохода каждого купца. Людей было привлечено 60 тысяч человек. Но контроль за стройкой со стороны царя ослаб в связи с войной. И когда в 1723 году Петр провел инспекцию, то он был очень недоволен темпами и техническими просчетами строителей. Старый руководитель был изгнан, а назначен новым мастером был генерал-лейтенант и инженер Бурхарт-Христофор фон Миних. После этого работы пошли быстрее. Миних сумел улучшить снабжение, бытовые условия рабочих, жалование стало выплачиваться вовремя. Так как Ладожское озеро имело периодические колебания уровня воды, то решено было поддерживать уровень воды в канале на два метра выше ладожского. Для этого все реки, ранее впадающие в озеро, направили на питание канала, а также вырыли несколько накопительных прудов. Для управления уровнем воды были устроены шлюзы и водоспуски. Они делились на «зюйдские», отвечающие на приток воды, и «нордские», для спуска избытка воды из канала, чаще весной,. Как и все каменные постройки того времени, эти гидротехнические сооружения, сделаны на совесть – из хорошего камня и вымощены гранитом. Именно в силу того, что сейчас это настоящие промышленно-гидротехнические памятники, они интересны нам, геокешерам.
Вообще-то вдоль всего Староладожского канала идет дорога. Но качественная дорога идет только от Дусьево в Кобону и далее в деревню Черная. Остальная часть – это просека, по которой интересно ходить только спортсменам-внедорожникам (, что они и делают в рамках «Ладога-трофи»). Поэтому летом здесь единственное транспортное вредство – это лодка. Зимой же для большого количества рыбаков и небольшого количества дачников делается зимник – укатанная по снегу дорога, действующая только с декабря по март включительно. Если лед на канале встает хорошо, то дорогу делают и по льду канала. Здесь я имею ввиду дорогу от Новой Ладоги до деревни Дубно – достаточно большой деревни, расположенной на берегах и Старого (,описанного выше), и Новоладожского канала. Но говорят, что и до Лигово от Черной тоже бьют зимник.
Деревня Дубно – одна из северных оконечностей полуострова между Волховской губой и бухтой Петрокрепость. Именно сюда дошел Петр на своем ботике от Новой Ладоги, и именно он переименовал деревню Рядок в Дубно, из-за обильно растущих здесь дубов. Здесь расположена Покровская церковь с приделами св. Николая и Всех Святых. Эта церковь была закрыта в 1939 году и потихоньку разграблялась. Церковь в 20 веке горела, но чудом уцелело деревянное распятие на стене. Храм находится в удручающем состоянии, но в апсидной части уже устроен уголок с иконами для верующих. Ну и, конечно, в середине деревни расположен большой каменный водоспуск, облицованный гранитом. Вообще, по дороге встречается несколько подобных сооружений: «Кривоколенный водоспуск», «Черниговский шлюз», но именно Дубновский является целью нашего путешествия. Цель водоспуска, как уже говорилось, регулировать сброс воды в канале в случае его превышения. Три арки, плотина, все как положено. В мороз можно подойти по льду, потрогать руками. При советской власти жители деревни работали в рыболоведческом колхозе. В деревне была начальная школа, клуб, библиотека. Было регулярное транспортное (водное) сообщение с Ленинградом и Новой Ладогой. Сейчас – увы! Рекомендую посмотреть летние фото тех мест и почитать комментарии бывшей местной жительницы: Каналы , Дубно
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: