Рождение Новосибирска [VI/9679]

Памятник Александру III и пролёт моста
Памятник Александру III и пролёт моста
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Новосибирская обл.
Ближайший нас.пункт
Новосибирск
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
4.07Нашли: 62
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Царский указ
Царский указ
Пролет моста
Пролет моста
Виртуальный вопрос №1
Виртуальный вопрос №1
Виртуальный вопрос №2
Виртуальный вопрос №2
Автор: Sladge
Создан: 20.03.2011
Опубликован: 20.03.2011
(отредактирован: 25.03.2017)
Компаньоны: Sibiria

Описание окружающей местности

Первый железнодорожный мост через Обь.

Со строительством моста было связано появление нового города, которому суждено было впоследствии стать одним из крупнейших в Сибири. День закладки первого камня в железнодорожный мост через Обь — 20 июля 1893 года  —  считается датой рождения Новосибирска.

История возникновения Новосибирска была связана с двумя событиями, имевшими место в конце XIX века. Первое из них произошло в конце августа 1891 года, когда в Большом Кривощековском селе состоялось выездное совещание, в котором приняли участие три крупных имперских чиновника: начальник Управления по сооружению железных дорог МПС К. Я. Михайловский, действительный статский советник, генерал В. И. Березин (будущий подрядчик) и командира изыскательского отряда Викентий-Игнаций Роецки. Они на месте рассмотрели гидрографические материалы, которые представил Роецки, и приняли окончательное решение рекомендовать линию пересечения Оби по местному броду для скота. Так было определено место под строительство первого железнодорожного моста через Обь в районе села Кривощековское.

Второе событие произошло в Петербурге 16 февраля 1893 года во время второго заседания Комитета Сибирской железной дороги под председательством Великого князя Николая Александровича. Там было рассмотрено соответствующее предложение от Министерства путей сообщений. Цесаревич согласился с запланированным направлением прокладки Сибирской железной дороги в районе Оби как наиболее удобным в техническом отношении. С этого момента место перехода Сибирской железной дороги через реку Обь больше не обсуждалось.

30 апреля 1893 года в село Кривощековское прибыла первая партия рабочих-железнодорожников. Свой поселок они построили на свободном правом берегу, там же позднее выросла железнодорожная станция «Обь». 28 декабря 1903 года в рексрипте N 747-47 Государь Император Николай II издал высочайшее повеление, согласно которому «поселение Ново-Николаевск при станции Обь» возводилось в степень безуездного города с площадью 881 десятин 2260 квадратных сажень (Кривощековская слобода, располагавшаяся на противоположном берегу Оби, не вошла в его состав). Подлинник документа был подписан Исполняющим должность Управляющего Кабинетом Его Величества генерал-майором Рыдзевским.

Мост через Обь у села Кривощеково на 1328-й версте Западно-Сибирской дороги строился по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского, выдающегося инженера-строителя и ученого в области строительной механики. Мост имеет девять пролетов. Пролеты лежат на каменных опорах из местного гранита, заложенных на гранитном ложе реки.

Н.А. Белелюбский в верхнем строении моста применил полупараболические фермы с опорной стойкой и одним криволинейным поясом, с двухраскосной системой решётки ферм. Двухраскосная система ферм, обладая высокой жёсткостью, уменьшает длину панели и облегчает вес частей моста, а присутствие опорной стойки в ферме упрощает устройство опорного узла и опорной рамы и облегчает конструирование сопряжений опорной поперечной балки с фермами. Кроме того, Н.А. Белелюбский внёс усовершенствование в конструкцию моста, заключающееся в устройстве «свободной проезжей части». Эта система стала известна в мировой практике мостостроения как «русская система».

Стальные конструкции мостовых ферм общим весом в 270 тыс. пудов были изготовлены на Урале, на Боткинском заводе, под руководством подрядчика инженера В.И. Березина. Фермы возвышаются над меженным (низким) горизонтом Оби на 17м.

Мост строился 4 года и стоил около 2 млн. рублей.  28 марта 1897г. комиссия министерства путей сообщения под председательство профессора Н.А. Бенелюбского проводила испытания моста. На мосту одновременно находилось 4 паровоза, весом 51,5 т каждый. 31 марта было открыто рабочее движение по мосту и 5 апреля 1897г. железнодорожный мост, построенный в рекордно короткие сроки, был сдан в эксплуатацию. А из поселка строителей моста вырос огромный город, нынешняя столица Сибири – Новосибирск.

В 2002 году мост был разобран, один из его пролетов был перенесен на берег и служит теперь памятником этому уникальному сооружению, столь много значившему для Новосибирска.

Парк "Городское начало" возник в связи с установкой одной из старых ферм первого железнодорожного моста через Обь на набережной в качестве памятника. В свое время старые фермы были заменены на новые, и лишь одну было решено сохранить. Долгое время это место набережной очень сложно было даже приблизительно назвать парком. В связи с установкой в 2012 году памятника Александру III это место значительно преобразилось. После установки памятника было выполнено мощение, проложены новые дорожки, проведена работа по реконструкции газонов. Был сделан пандус для инвалидов, установлены скамейки и разбиты газоны.

Раньше на месте этой аллеи была тропа, протоптанная теми, кто стремился попасть на набережную с Красного проспекта. Теперь тропа "узаконена": выполнено мощение, расставлены фонари и лавочки с урнами, разбиты цветники. Главный плюс установленных лавочек - это то, что сиденья деревянные.

Была сделана "река" - мощение тротуара голубой плиткой. Дорожки, пересекающие "реку", оформлены "мостами". Раньше был один "мост", теперь их стало несколько.

Перед старой фермой железнодорожного моста в 2012 году установлен памятник Александру III. Российский император как бы смотрит в сторону железной дороги, указ о создании которой он подписал, а также в сторону города, который впоследствии родился от строительства этой дороги.

Высота памятника составляет 13 метров - на восьмиметровый гранитный постамент установлена пятиметровая фигура императора, выполненная в бронзе. Автором последней является скульптор Салават Щербаков. На постаменте размещен герб Российской Империи. Ниже находятся табличка с посвящением "Императору Александру III" и цитата из высочайшего рескрипта императора о начале строительства Транссибирской магистрали.

Источник информации:
Баландин С. Н., Железнодорожный мост через Обь // Новосибирск. История градостроительства 1893 - 1945 гг. — Новосибирск: Западно-сибирское книжное издательство, 1978. — 136 с.

История выбора места для строительства моста через Обь.

Описание тайника

Содержимое тайника

Виртуальный

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке Спрятать все Показать все

Синяя Птица (02.08.2020 06:00:10)
Спасибо автору за тайник и зачет. Что-то мы с Кешей кресты в четыре глаза не с первого раза посчитали - просчитались. Мы еще переживали за парковку- очень сложно вечером выходного дня там припарковаться и выпарковаться, спешили. Симпатичная набережная. Не понравился репертуар из динамиков.
Kesha&Ko (01.08.2020 19:24:29)

Заехали на тайник вместе с Синей Птицей 01.08.20. Очень красивое место. И знаковое для Новосибирска. А ща наблюдали тут закат! Зачет от автора оперативно получен. Автору спасибо
Sulley (18.07.2020 11:27:23)
Sibsovushka (19.06.2020 14:57:22)
Paalka199 (19.11.2019 17:49:37)
tomaszg (29.08.2019 16:46:42)
UncleSoOOoM (24.07.2019 11:22:21)
DЖексон (03.07.2019 09:05:46)
Pazamn (04.02.2019 15:24:27)
klex (13.01.2019 12:33:55)
delia и shimp (17.12.2018 12:58:45)
Байдерины (31.08.2018 23:55:55)
Пёс (30.06.2018 07:37:04)
Nastikа (17.06.2018 07:33:22)
aekuzn (22.02.2018 18:00:40)
IZIB (15.11.2017 13:29:25)
LordMVN (12.11.2017 11:30:19)
foka (21.10.2017 16:23:57)
gendosnsk (08.04.2017 19:11:14)
Соболь (24.11.2016 18:51:42)
drusba.absurd (14.08.2016 09:51:18)
Вуки (25.07.2016 19:08:36)
latosha и Ванчо (21.06.2016 08:13:43)
A&Y (12.06.2016 13:18:43)
lastochka491 (14.10.2015 11:34:20)
mihailK (18.05.2015 09:52:48)
Dimmer (12.03.2015 10:50:12)
venture (23.01.2015 22:52:53)
Varlok (21.10.2014 06:22:24)
AnSoMi (27.08.2014 19:24:58)
rw3dee (31.07.2014 15:25:08)
in-gener (30.06.2014 21:39:37)
Pavva (09.03.2014 22:08:53)
Улитка Осетровая (16.02.2014 17:01:11)
Tano_Korridi (03.09.2013 10:24:56)
Ветерок (04.08.2013 15:00:01)
Юрий П. (28.04.2013 12:03:15)
Котофей54 (18.04.2013 17:42:39)
PREstich (13.01.2013 13:09:29)
custodian (12.11.2012 06:38:03)
isilgan (06.11.2012 07:23:58)
vixen (03.10.2012 17:37:58)
akoshama (24.09.2012 16:32:10)
Чиффа (15.09.2012 18:37:55)
MotoSanches (24.08.2012 14:27:24)
_DG_ (28.07.2012 20:39:19)
Нострадамус (25.06.2012 08:09:40)
Агасфер (21.09.2011 13:17:12)
Снег (28.08.2011 10:50:06)
pal_nat (26.08.2011 14:03:08)
-nz- (03.08.2011 00:15:59)
eagle (28.07.2011 16:14:48)
Fox&Verty (06.07.2011 00:29:17)
RusLAN124 (30.06.2011 07:24:42)
Shadow09 (17.04.2011 13:27:43)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.