Древняя Русь - это была эпоха, когда в городах цвела блестящая культура: здесь творили гениальные философы и писатели, зодчие и живописцы, искусные оружейники и золотых дел мастера. То была пора, когда наш первый историк Нестор создавал летописный свод, чтобы ответить на вопрос - «откуда есть пошла Русская земля», когда безвестный автор «Слова о полку Игореве» обратился к русским князьям с горячим патриотическим призывом к единству, а при впадении реки Нерли в Клязьму воздвигнули удивительный храм Покрова, до сих пор поражающий своим совершенством. Именно в эту пору происходило зарождение прекрасного многострадального града Переяславля Рязанского или «города»-кремля. Переяславль Рязанский был заложен черниговским князем Олегом Святославовичем - внуком Ярослава Мудрого. Изгнанный в конце ХI века вместе с братом Ярославом из черниговской земли. Олег Святославович вынужден был отправиться в расположенные вдоль Оки муромско-рязанские земли, доставшиеся ему в наследство. Освоение их вызвало сильную борьбу, особенно за Муром - один из главных городов на важном торговом пути к камским болгарам. В 1095 году Изяслав, сын Владимира Мономаха, взял Муром и в нем посадника князя Олега. В связи с этими событиями впервые в начальной летописи под 1096 годом упоминается Рязань (Старая Рязань), в которую Олег Святославович пошел к брату Ярославу за помощью. На пути из Старой Рязани во Владимир Олег Святославович создал для себя новый опорный пункт - крепость Переяславль Рязанский. Поначалу она представляла собой небольшую укрепленную территорию в центре северной части кремлевского холма. Здесь находился двор князя Олега и его дружины, обнесенный, по-видимому, деревянным частоколом. Название Рязань и значение главного города Рязанского княжества перешло к нему позднее от более древней столицы - Старой Рязани располагавшейся на 50 километров восточнее Переяславля. Ниже по течению Оки и уничтоженной в 1237 году полчищами Батыя до основания. Старая Рязань постепенно исчезла с лица земли. Переяславль же в борьбе с другими городами княжества за право стать стольным городом вышел победителем. Официально Переяславль Рязанский был переименован в Рязань в 1778 году.
Рязанский Кремль
Кремль - древнейшее ядро города, вблизи реки Оки, большого по тому времени водного торгового пути. В настоящее время в Кремле существует комплекс различных памятников древнерусской архитектуры и архитектуры классицизма. Он создает неповторимую панораму города, придает ему особую индивидуальность и колорит. Красивый вид на Кремль открывается с набережной реки Трубеж. Его величественные сооружения: Успенский собор и колокольня имеют большое значение не только для истории русской архитектуры, но и для искусства градостроительства. К сожалению, время не пощадило наиболее ранние постройки Кремля, относящиеся к ХV веку - последнему периоду расцвета Рязанского княжества: Христорождественский собор (бывший Успенский) и Архангельский дошли до наших дней с большими изменениями. За Христорождественским и Архангельским соборами расположен уникальный ансамбль памятников гражданского зодчества бывшего Архиерейского двора. Это Архиерейский дом, Певческий и Консисторский корпусы, хозяйственные здания бывшего Архиерейского и Конюшенного дворов, амбары. К юго-западу от Успенского собора находится комплекс зданий древнего Спасского монастыря, который существует на этом месте с ХIV века, а на северо-восточном крае кремлевского холма виднеется небольшая двухметровая церковь Святого Духа - все, что осталось от монастыря того же названия, основанного еще в ХV веке. Многие сооружения Кремля, в том числе крепостные стены и башни, стоявшие на высоких земляных валах, не сохранились, но Земля кремлевская насыщена памятниками археологии. Частые войны, набеги степных кочевников, пожары сильно опустошали рязанскую землю, уничтожив большую часть ее древнего искусства, о нем мы теперь можем судить по немногим сохранившимся памятникам: ювелирным изделиям, мелкой пластике, чеканке, резьбе по дереву и камню, иконописи и иным художественным ценностям. Они находятся на территории Кремля в краеведческом и художественном музеях, а также в других крупных музеях страны. Шедевры ювелирного искусства из старой Рязани - «княжеские бармы», хранящиеся в Оружейной палате Московского Кремля, дают представление об очень высоком уровне древней культуры рязанского края. В настоящее время в музеях Рязанского Кремля можно познакомиться с культурой и искусством Переяславля Рязанского, начиная с его основания и кончая современной Рязанью.
Успенский собор
Новый Успенский собор является наиболее значительным и величественным сооружением нарышкинского стиля в Рязанском кремле. В конце XVII века в связи с ростом города небольшой старый Успенский собор (ныне Христорождественский) уже не устраивал рязанского митрополита. Кроме того, старый собор находился в очень плохом состоянии. Возникла необходимость в постройке нового. Место было выбрано к югу от древнего Успенского собора. Для строительства была расчищена площадка, разобрали старую Зелейную (Пороховую) палату, остатки которой сохранились до сих пор в земле между Успенским и Христорождественским соборами. Строительство нового собора было начато в 1684 году «подмастерьями» Шарыпиным и Сусаниным. Но уже в 1687 году рязанский митрополит должен был отказаться от их услуг и привлек на эту работу московского архитектора, вероятнее всего, Осипа Старцева. В 1692 году собор, построенный уже до самого верха, внезапно обрушился из-за слабых грунтов и при этом уничтожил надвратную церковь Варлаама Хутынского в Спасском монастыре. Вслед за этим были объявлены торги на постройку Успенского собора. В них участвовали известные зодчие конца XVII века: Осип Старцев, Яков Бухвостов, Григорий Мазухин. Торги выиграл Яков Бухвостов. В 1693 году он начал строить собор «со товарищи» Никитой Устиновым, Герасимом Ивановым и Иваном Парфеновым по образцу Успенского собора Московского Кремля, но размерами больше его. Собор Бухвостова тоже шестистолпный, с круглыми столбами. Он поставлен на самом высоком месте кремлевского холма. Впервые такой грандиозный объем поднят на высокий подклет. Имея форму почти куба, он завершается мощным пятиглавием, смещенным к востоку. Три пониженные апсиды еще более подчеркивают его грандиозность. Собор господствует над окружающей территорией, организует пространство города. Издали указывает на его древний центр.
Колокольня
Перед Успенским собором стоит колокольня, которая строилась в течении полувека - с 1789 года по 1840 год. Это грандиозное сооружение (высота 83,2 м) в стиле классицизма возводилась разными архитекторами. Начало было положено архитектором-самоучкой С.А.Воротиловым, происходившим из крестьян Нерехотского уезда Костромской губернии. Он заложил фундамент колокольни почти на месте Глебовской башни с учетом новой, только что утвержденной планировки города с ее Соборной улицей ориентированной на кремль. Однако ее проект как несоответствующий новым вкусам был забракован и составлен новый. Автор его неизвестен. По новому проекту в 1797 году был осуществлен первый ярус колокольни. В связи с аварийным состоянием Успенского собора в конце XVII века все средства были потрачены на его украшение. А строительство колокольни приостановлено. В 1816 году был построен второй его ярус, по новому проекту архитектора И.Ф.Русско, который показал себя зрелым мастером классицизма. Дальнейшее строительство колокольни опять прекратилось из-за отсутствия денег. В 1830-х годах архитектор Биндеман предложил свой проект достройки колокольни в стиле ампир с частичной разборкой второго яруса. Проект не был принят. Не был принят и проект архитектора Висконти 1835 года. Наконец, известный архитектор К.А.Тон сделал проект трехъярусной колокольни, который был принят. Но Н.И.Воронихин, только что ставший губернским архитектором, сумел убедить архиепископа в необходимости построения четвертого яруса и шпиля, так как проект Тона с низкой колокольней не отвечал градостроительным задачам.Воронихин составил свой проект 4-х ярусной колокольни, который и был осуществлен. Четвертый ярус он предложил выполнить не из камня, а из железа для того, что бы иметь возможность закрепить конструкцию высокого, почти 25-метрового шпиля. Несмотря на то, что колокольня строилась разными архитекторами, она сохранила общую композиционную идею и цельность, и представляет собой настоящее произведение искусства. Ее градостроительное значение для Рязани сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек Захарова для Санкт-Петербурга. По чистоте и строгости стиля колокольня Успенского собора в Рязани уникальна, подобных колоколен в стиле классицизма в других городах России нет. На колокольне укреплена мемориальная доска (1855 г.), повествующая о военных событиях начала XVI в., когда на этом месте стояла каменная Глебовская башня. На третьем ярусе колокольни оборудована смотровая площадка, откуда открывается прекрасная панорама Кремля, Рязани и окрестностей города.
* * *
Главное направление, по которому сегодня идут в Кремль, — западное, со стороны Москвы. Перспективу улицы замыкает громада Успенского собора и, как вначале кажется, спаянной с ним колокольни. Уже с середины бульвара на Соборной улице можно видеть через пролеты в двух нижних ярусах колокольни главный портал Успенского собора и среднее окно верхнего света, органично вписанными в арки классицизма. С моста (в 25-30 метрах от колокольни) крест на центральной главе собора вписывается в арку 2-го яруса. Это подчеркивает связь двух крупнейших сооружений ансамбля, утверждающую их господство над Кремлем и городом. Они фиксируют главную композиционную ось Кремля, которой вторят здания Архиерейского дома и храмов в северной части ансамбля.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: