Автор: Seriy Volk
Создан: 07.08.2005
Опубликован: 10.08.2005
(отредактирован: 27.10.2020)
Компаньоны: жена Оля, сестра Оля, Саша, племянница Олеся.
Описание окружающей местности
На первом фото изображена открытка с изображением Никандровой пустыни в начале ХХ века. Виден комплекс церквей, колокольня и каменная стена. А если Вы взгляните на карту, то увидите на месте тайника лес и болота. Как же образовался этот монастырь в эдакой глуши?
Преподобный Никандр, пустынножитель Псковский, - один из ярких примеров древнего аскетического благочестия. Его жизнь имеет много общих черт с жизнью преподобного Сергия Радонежского. И не случайно его имя почиталось в псковских и новгородских землях наравне с именем Сергия. Родился Никандр в 1507 году в селе Виделебье на Псковщине. В 17 лет ушел он из дома и поселился в глухом лесу близ Порхова, где провел несколько лет в безмолвии и суровых подвигах, питаясь хлебом, водой и растениями. Слава о нем разнеслась по окрестностям, но Никандр «сбежал» от славы в Крыпецкий монастырь, где был вначале пономарем, а затем келарем. Через несколько лет ему пришлось вернуться в свою пустынь, так как келарство предполагало власть над другими послушниками, что тяготило Никандра. На этот раз он провел в лесу 32 года до самой кончины. К нему приходили люди, получая исцеления от тяжелых болезней и помощь в скорбях. Скончался Никандр в одиночестве в 1581 году, во время осады Пскова Стефаном Баторием. После кончины в его келье поселился инок Исайя, который начал строить храм у могилы Никандра. Исайя и стал первым игуменом создаваемого здесь монастыря. В 1687 году были обретены мощи преподнобного Никандра, и он был причислен к лику святых. Монастырь стал именоваться Свято-Благовещенской Никандровой пустынью. Монастырь развивался то быстро, то медленно, в зависимости от того, какой царь правил. При Петре I началась реформа по сокращению монастырей и переводу их на «собственное содержание». Напротив, при императоре Павле всяческое внимание уделялось религиозному просвещению и, даже, единению старообрядческого направления с новым, введенным Петром. Так или иначе в началу ХХ века пустынь представляла собой прекрасный архитектурный ансамбль, центром которого был пятиглавый Благовещенский собор с голубыми куполами, сияющими позолоченными звездами. Белая каменная ограда состояла из двухэтажных братских келий, расположенных по периметру, с четырьмя башнями по углам. Над монастырскими воротами высилась массивная колокольня (в центре на фото) с башенными часами, в которой размещалась библиотека пустыни. На территории были сады. Но вот наступил 1917 год, понеслась революционная волна по России. Печорский район отошел к Эстонии, и в результате мы имеет возможность любоваться прекрасной архитектурой Псково-Печорской лавры. Церкви города Пскова удалось отстоять как памятники, но на Никандровой пустыни новая власть отыгралась сполна. Возможно это было связано с крестьянским восстанием 1918 года, когда центром военных действий был Никандровский лес, а во время Гражданской войны монастырь возглавлял бывший морской офицер Императорского флота. Монастырь был разрушен до основания. Вначале на его территории образовалась коммуна из ближайшей деревни Любовец, а затем началась разборка стен, и материалы были использованы для строительства военного городка. Невысокие чиновники того времени словно соревновались в исполнении решений партии и правительства. Были и такие, кто возил мазут в пустынь и сливал в целебные святые источники. В результате от монастыря остались руины колокольни и дома настоятеля, крест на могиле Никандра и старое кладбище. Сохранились также источники. Начиная с 90-х годов пустынь восстанавливается. Построены церкви в честь иконы «Взыскание погибших» и в честь Царственных мученников. Строятся корпуса для монахов. Десантники знаменитой Псковской дивизии построили дорогу вместо лесной тропы. Вообще, попасть в пустынь можно двумя путями: по дороге Псков-Новгород до Загоски, а там поворот на Юг (у магазина). В деревне Любовец вначале налево. Второй путь пешком: от курорта Хилово до Веснино и дальше 10 км по старой монастырской дороге. Несколько слов об целебных источниках. Всего колодцев пять, и расположены они на различном отдалении от монастыря. Первый называется «глазной», он прямо при въезде в пустынь. Пить из него нельзя – только умываться. В 300-х метрах от монастыря два колодца Петра и Павла. В одном, говорят, живая вода, в другом – мертвая. Живая очень вкусная :-). Примерно в километре находится самый древний колодец, который, по легенде, рыл сам преподобный Никандр. Этот источник носит его имя, и вода там содержит сероводород. И, наконец, последний, самый интересный, источник – это радоновый колодец-купальня Александра Свирского. Он находится в полутора километрах от монастыря, и к нему идет нахоженная тропинка. Купаться принято совсем без одежды. Мало того, существует традиция переодеваться в чистое белье, а старое выбрасывать. Выбрасывают прямо там, за домиками. Купальня представляет собой широкий колодец со стенками из толстых бревен. Для тех кто стесняется, есть два домика – женский и мужской. Вода круглый год +4 градуса: только и слышны охи и визги. Многие, в том числе и все соавторы тайника, окунаются с головой. Главное не отпускайте поручни из рук. Если Вы приедете в будний день, то народу должно быть мало, когда как по выходным туда даже автобус ходит.
P.S. Одна компания купальщиков рассказала, что в прошлом году они снимали на видеокамеру. Так потом на экране был виден светящийся ореол вокруг колодца. Радон все-таки.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: